Татьяна Долгер
Работа с родителями на современном этапе развития дошкольного образования
▼ Скачать +Заказ
«Работа с родителями на современном этапе
развития дошкольного образования».
Одним из эффективных показателей развития дошкольной образовательной организации является грамотно организованная работа с родителями воспитанников. Мы считаем, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОО, а также повышение культуры педагогической грамотности семьи.
Публикация «Работа с родителями на современном этапе развития дошкольного образования» размещена в разделах
Нетрадиционные формы по взаимодействию дошкольной образовательной организации с семьей позволяют создать единое образовательное пространство дошкольной образовательной организации и семьи.
Принципы взаимодействия ДОУ с родителями :
доброжелательный стиль общения;
индивидуальный подход;
сотрудничество, а не наставничество;
тщательная подготовка к каждому мероприятию;
динамичность.
Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей:
- положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по развитию и воспитанию детей;
учет индивидуальности каждого обучающегося;
самостоятельный выбор родителями направления в развитии и воспитании ребенка;
укрепление внутрисемейных связей, эмоционального общения, нахождение общих интересов и занятий;
- возможность реализации единой программы развития и воспитания ребенка в ДОУ и семье;
сотрудничество педагогов и родителей в развитии и воспитании детей;
создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы
к развитию ребенка в семье и ДОУ;
диагностика общих и частных проблем в развитии, обучении и воспитании ребенка.
Мы строим строим работу с родителями, используя разнообразные формы просвещения.
Направления, по вовлечению родителей в совместную деятельность с ДОУ:
Познавательные – обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей.
Информационно-аналитические - изучение семьи, ее особенности.
Наглядно-информационные – донести до родителей любую информацию.
Досуговые – совместные мероприятия с родителями.
Новые инновационные формы и методы работы ДОУ с семьей :
Акции. Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. (например, акция «Подари книгу другу»). Благодаря такой форме работы с родителями может обновиться и пополниться библиотека группы
Акции служат хорошей пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.
Вот некоторые примеры акций, которые мы проводили в своей группе:
«Добрая зима для птиц», «Берегите елочку», «Крышечки доброты», «Собери макулатуру –спаси дерево».
Проектная деятельность широко используется в образовательной работе с детьми во многих дошкольных образовательных организациях. Как правило метод проектов трактуется педагогами как интегрированный подход в рамках одной темы для решения педагогических задач с детьми.
Но на мой взгляд, метод проектов содержит более глубокий развивающий и образовательный потенциал, обеспечивающий не только развитие ребенка, но и психолого-педагогическую поддержку родителей, повышение их педагогической компетентности и рефлексии в вопросах воспитания и обучения своих детей.
Творческие мастерские.
Актуальность совместного творчества детей родителей и педагогов очевидна, так как творческие мастерские предоставляют возможность свободы действий, максимального проявления инициативы, самовыражения через создание творческих продуктов.
Родители активно вовлекаются в занятия изобразительной деятельностью с детьми. Педагоги детского сада могут предоставить родителям возможности привнести в образовательную деятельность свои особые умения (дизайн, рукоделие, рисование, рассказать о картине, скульптуре, музее и т. п.). Это позволит внести разнообразие в жизнь детского сада, предоставляет детям новые образовательные возможности, помогает лучше познакомиться с миром взрослых. Родители также получают возможность познакомиться с методами и приемами образовательной работы по развитию художественно-творческих способностей детей, спецификой организации изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста, созданию условий поддержки детской инициативы и проявлению творческой активности.
Педагоги могут поощрять обмен мнениями и установление взаимодействия между родителями, поддерживать их инициативу по реализации совместных проектов в «Творческой мастерской».
«Семинар – практикум». На семинаре практикуме могут выступать не только воспитатель, но и родители, и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга.
Родителям нашей группы предложена Почта доверия.
Данная форма работы с семьей достаточно эффективна.
Родители могут задать вопросы, касающиеся воспитания и образования детей.
Здесь же они могут отправить письма со своими идеями и предложениями. А также родители могут анонимно в записке задавать любой интересующий их вопрос.
Огромное внимание уделяется письмам, в которых высказана какая-то проблема, чтобы найти пути ее решения.
Все вопросы или пожелания могут рассматриваться на родительских собраниях, так же в виде консультаций на стендах, в устной, личной беседе воспитателя и родителей!
Выпуски семейных газет и плакатов.
Газета для родителей не главный, но важный компонент взаимодействия. Она и способ педагогического информирования семьи, и форма взаимодействия педагогов с родителями, и средство развития творческих способностей воспитателей.
Все мы наблюдаем, что интерес родителей к статьям и брошюрам, размещенным в информационных уголках, с каждым годом ослабевает. Однако сами родители постоянно обращаются с запросом о проведении консультаций или подготовке информации по различным вопросам, связанным с воспитанием и развитием своих детей. Чтобы разрешить это противоречие необходимо привлекать виртуальные информационные площадки, такие как мобильные мессенджеры (viber, WhatsApp, Skype) и социальные сети (в контакте)
Совместные прогулки и экскурсии.
Одной из активных форм и методов работы с родителями являются совместные экскурсии.
Поход ребенка в музей вместе с семьей – это встреча с неведомой для них историей города, а для родителей – это необычное мероприятия вне детского сада, возможность понаблюдать за своим ребенком со стороны. Совместные экскурсии педагога и родителей, родителей и детей, могут способствовать взаимодействию между семьями, сплотить коллектив детей.
Это только некоторые из современных нетрадиционных форм взаимодействия, которые предложены вашему вниманию.
"Круглый стол" по любой теме;
собеседование, диагностика, тесты, опросы на любые темы, анкетирование;
интервью с родителями и детьми на определенные темы.
педагоги нашей группы практикуют посещение семьи. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке. Посещение приносит пользу и родителям, и педагогу: родители получают представление о том, как воспитатель общается с ребенком, имеют возможность в привычной для себя обстановке задать волнующие их вопросы относительно воспитания своего ребёнка, а педагогу позволяет познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме, традициями и нравами семьи.
В заключении можно сделать вывод, что важным моментом в предупреждении проблемных ситуаций является установление личного контакта педагога с родителями, ежедневное информирование о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. Отсутствие информации порождает у родителей желание получить ее из других источников, например, от других родителей, от детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к конфликтной ситуации.