светлана макаревич
Работа с куклой как средство эмоционально — эстетического развития дошкольников
▼ Скачать +Заказ
В сложившихся условиях развития общества применение искусства театра в образовательных целях позволяет включить человека в процесс познания. Театрально игровая деятельность, органично включенная в образовательный процесс, является универсальным средством развития личностных способностей человека. Поэтому включение искусства театра в учебно-воспитательный процесс- действительная потребность развития современной системы образования и одно из условий реализации новых стандартов. Это обеспечивает переход от эпизодического присутствия театра в жизни детей к системному моделированию его функций, как интеграции основного и дополнительного образования.
Публикация «Работа с куклой как средство эмоционально — эстетического развития дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Жизнь каждого человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении- одна из самых важных человеческих потребностей. Психологи относят потребность в общении к числу важнейших условий формирования личности.
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Без полноценного общения ребенок не сможет социально адаптироваться в обществе, также это отразится на интеллектуальном развитии и формировании личности в целом. Для развития коммуникативных умений и навыков эффективно можно использовать театральную деятельность. Однако, определенная часть детей в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельности (в общении). Это обнаруживается при взаимодействии ребенка со взрослыми и сверстниками, в партнерской ролевой игре, в ситуациях нерегламентированного общения (в свободной деятельности). Трудности вхождения в детский коллектив, недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнера приводит к обеднению коммуникативных способностей ребенка, оказывают негативное влияние на характер и содержание игровой деятельности, межличностных отношений, определяют невысокий социальный статус в группе сверстников. Такие дети, несмотря на стремление играть вместе с другими, с трудом налажывают дружеские и игровые отношения с ними, вынуждены играть в одиночестве.
У детей формируются умения и навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой)- средствами человеческого общения. Дети развивают свои организаторские способности, укрепляют свои возможные качества лидера и тянутся за лидером. Таким образом, формирование коммуникативной компетенции ребенка является актуальной проблемой современной педагогики, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.
Очень часто первым театром ребенка становится театр кукол – искусство понятное и близкое детской психологии. Театр, где игрушки и куклы оживают, превращаясь в сказки, оказывает большое эмоциональное воздействие на детей. Театр кукол, олицетворяя доброту, волшебство, к которым так стремится детское сердце, дает ребенку реальное, ощутимое представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Чтобы они могли разомкнуть темницу своей статичности, рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм? И даже куклы-роботы не способны эту мечту исполнить, ведь их движения механистичны и, пожалуй, еще более далеки от желаемого «оживления», которого чает ребенок. Но, оказывается, чудо «живой» игрушки все-таки возможно! Оживление куклы, превращение ее из неживой, неподвижной в живую, движущуюся, кажется зрителям чудом. Чудо оживления куклы отличает искусство кукольного театра от любого другого зрелища. Куклы могут вызвать смех и слезы, они могут быть прекрасны и уродливы. Кукла может быть нежной и доверчивой или злобной и коварной. Речь идет об удивительном создании рук человеческих – кукле-перчатке. О тряпочной мягкой кукле, которую можно «оживить» с помощью руки и «одушевить» силой своих эмоциональных переживаний. Приходилось ли вам когда-нибудь знакомить малыша с этой игрушкой? Если да, то вспомните его первую реакцию. Ребенок уже привык к окружающим его обычным куклам, застывшим в одной позе и выражающим лишь одну эмоцию, а то и вовсе равнодушным. И тут вдруг он видит куклу, которая тянется к нему руками, кивает головой, непринужденно раскланивается и здоровается с ним… Изумление, любопытство, желание потрогать и разгадать тайну «живой и говорящей» игрушки – все одновременно выражается на лице ребенка. За первым неизгладимым впечатлением следует освоение возможностей куклы, которые оказываются практически безграничными.
В чем же преимущества такой игрушки?
Во –первых, одевая куклу на руку, ребенок «сливается» с ней, отождествляется с персонажем, в которого будем играть. С ее помощью он может не просто отрабатывать модели поведения, как он это делает с обычной куклой. С ней он способен эмоционально выразить все то, что его тревожит и волнует, говоря не от своего лица, а от лица сказочного персонажа, живущего в воображаемом мире. Кстати говоря, именно поэтому куклы перчатки используются детскими психологами в психокоррекционной работе. На занятии психолог предлагает ребенку разыграть
специально для него придуманный сценарий. В процессе представления в том или ином виде
воссоздающего травмирующую ребенка ситуацию, малыш с помощью куклы-перчатки выражает
свои переживания и агрессию. Таким образом, дети избавляются от мучивших их страхов и
негативных эмоций. Во- вторых, кукла- перчатка, сама по себе несет некоторый эмоциональный образ. Как правило, кукла – веселая или грустная – изображает положительного или отрицательного героя какой-либо сказки, мульт – или телефильма. Играя с куклой, ребенок психологически переживает роль. А значит, приобретает столь необходимый ему эмоциональный опыт прохождения полярных состояний. Несколько разнохарактерных кукол- перчаток помогут малышу ответить на вопрос, каково это быть злым или добрым, лживым или правдивым, умным или глупым, доверчивым или подозрительным, смелым или трусливым, открытым или замкнутым, раздражительным или спокойным… И наконец, главное, каково это – быть взрослым?
В игре он больше не малыш, он взрослый: решает взрослые проблемы, сам справляется с жизненными ситуациями, самостоятельно делает выбор. Не теряться выступать перед аудиторией, уметь управлять своим голосом – очень важный элемент в процессе общения ребенка с окружающим миром. Игры с перчаточными куклами помогают ребенку приобрести уверенность в своих силах и возможностях.
Преимущество кукольных театров в том, что, как правило, все они основаны на известных и любимых детьми сказках. Все мы знаем, что без сказок невозможно полноценное развитие ребенка. Сказка затрагивает самые глубинные пласты психики человека и открывает основополагающие человеческие ценности. Очевидно благотворное влияние сказки даже на психику взрослого человека. Для ребенка же сказка – это возможность научиться думать, оценивать поступки героев, усвоить этические нормы, развивать память и речь. Ритмичный, простой и певучий язык сказок, полный повторов и устойчивых оборотов («жили-были», «жить поживать да добра наживать», «зайчик-побегайчик», «лисичка-сестричка», «бил-бил, не разбил», значительно облегчает понимание сказок и тренирует речевой аппарат ребенка при произнесении сказки вслух.
С особым удовольствием дети участвуют в музыкальных сказках, где ограничено, сочетаются слово, песня, музыка, танец. Движение под музыку, пение приносит детям ни с чем несравнимое удовольствие и радость. Такие спектакли юные артисты показывают детям, тем самым, даря радость другим.
Образные движения.
1. Педагог предлагает представить детям, что их руки отправляются на бал (на веселую кукольную свадьбу, на день рождения, на какой-нибудь праздник и т. п., где им предстоит танцевать. Нужно придумать танец для рук (для пальчиков, для кистей рук). Звучит музыка. В зависимости от ее характера дети придумывают танец.
2. Педагог предлагает детям представить, что руки пошли погулять. Но по дороге с ними случаются чудесные превращения: то руки чувствуют себя легкими-легкими, почти воздушными, то они стали деревянными, потом пластилиновыми, стеклянными, железными и т. п. В зависимости от заданного характера детям нужно менять характер движения под музыку, ведь «воздушная» рука движется иначе, чем деревянная.
Упражнения с куклой.
Упражнение 1.
«Вот наши герои-куклы пришли на солнечную поляну и стали собирать цветы. Они были очень веселые и радостные. они прыгали и танцевали». В это время дети показывают, как вели себя куклы.
«Вот налетел ветер, и наши герои прижались друг к другу, чтобы им не было холодно. А в это время Лесное существо утащило корзину с ягодами, которые собирали наши герои. Когда ветер стих, куклы обнаружили, что корзины нет, и очень рассердились (дети показывают, как куклы сердятся). Они стали повсюду искать свою корзину и вдруг нашли ее под кустом. Они обрадовались и стали водить хоровод.»
Можно еще усложнить упражнение — передать походку различных персонажей. Лиса — не просто идет, а крадется, затем гонится за бабочкой, поймала птичку, спит. Медведь — собирает малину, ловит пчелу, идет.
Таким же образом, от простого к сложному, нужно отрабатывать другие элементы движения куклы : кукла садится, встает, ложится и т. п. Потом проделывает это быстро, торопясь, или, напротив, медленно, устало.
Упражнение 2.
Детям предлагается выбрать себе «приятеля» для похода на необитаемый остров из числа кукол. Необходимо стимулировать общение с этим «приятелем» и инсценированный рассказ для других слушателей. Это театрализованное упражнение выполняют все члены группы по порядку 1-2 ребенка на протяжении этого, а затем последующих занятий.
Упражнение 3.
На данном занятии детям предлагается выбрать ту куклу, которую «жалко, хочется приласкать» и повести эту куклу в парк аттракционов, дарить подарки.
Упражнение 4.
Предлагается выбрать ту куклу, которая «чем-то похожа на меня». Это упражнение позволяет выявить у ребёнка образ собственного «Я». После выбора куклы ребенок должен похвалить ее и «подарить 7 хороших фраз».
Упражнение 5.
Все «актеры» занимают места в зрительном зале. Педагог начинает рассказывать сказку «Колобок». «Актеры» выходят на сцену, когда педагог рассказывает об их персонаже. Когда его мизансцена заканчивается, актер превращается в зрителя. Таким образом, «актеры» водят кукол молча - весь текст читает педагог, как бы «за кадром». Это помогает «актерам» не тратить силы на запоминание текста, а все внимание посвятить кукле.
Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально-активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию. По силе эмоционального воздействия театр кукол занимает особое место в ряду других искусств. Ребенок и не подозревает, какую сложную работу души приходится совершать в театре. В театре маленькому зрителю доверяют учиться жизни самостоятельно. Дети сами должны сделать выбор: за кого- то из героев порадоваться, за кого огорчиться. Разумеется, самостоятельность здесь далеко не полная, и мысли, и чувства зрителя, и возможность нравственного выбора направляет театр.
Очевидно, что театр своей многомерностью и многоликостью способен помочь ребенку в постижении реальности мира, заразить его добром, желанием делиться своими мыслями и умением слышать других, развиваться, творя и играя (разумеется, на первых порах с помощью педагога).