Светлана Александрова
Работа с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях детского сада в группах общеразвивающей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему: «Работа с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях детского сада в группах общеразвивающей направленности».
«Если ребенок не умеет учиться так, как мы учим,
Может быть, мы должны учить так, как он умеет».
Закон «Об образовании» утверждает государственные гарантии на получение образования лицам с ограниченными возможностями здоровья и гарантирует им: воспитание, обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество : Статья 5, п. 5, ч. 1 (слайд 2)
Публикация «Работа с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях детского сада в группах общеразвивающей направленности» размещена в разделах
В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья могут и должны находиться и развиваться в обычном детском саду, поскольку начинать совместное воспитание и обучение нужно в дошкольном возрасте.
В настоящее время, в связи с инклюзивным образованием, дети с ограниченными возможностями здоровья пребывают в общеобразовательных учреждениях независимо от психического и речевого развития, от структуры дефекта, от психофизических возможностей. Все дети с ограниченными возможностями здоровья имеют, помимо общих потребностей, свои специальные образовательные потребности. И эти потребности должны быть удовлетворены специальными образовательными условиями.
В дошкольном учреждении работа с такими детьми, направлена на сохранение психического здоровья и эмоционального благополучия детей. Основой профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения, открытое доброжелательное общение. Помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в развитии эмоционально-волевой сферы необходимы в большой степени, чем нормально развивающемуся, способному самостоятельно черпать знания из окружающего мира.
Как для здоровых ребят, так и для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо применять интеграционную систему. Она имеет преимущества социального и педагогического характера.
Социальный характер интеграционной системы:
- развитие самостоятельности через предоставление помощи;
- обогащение коммуникативного и нравственного опыта;
- формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и гуманность;
педагогический характер интеграционной системы:
- рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом);
- активизация когнитивного (такие процессы как память, внимание, восприятие, действие, принятие решений и воображение) развития через коммуникацию.
Для детей с особенностями в нашем детском саду создаются необходимые условия. С ними занимаются: педагог-психолог, логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, тренер по плаванью, дети посещают комнату релаксации. Нами осваиваются методики взаимодействия с такими дошкольниками. Большое внимание обращается на технологии коррекционно-развивающего обучения с учетом ФГОС, которые направлены на физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественное-эстетическое развитие детей. Актуальность такого подхода заключается в том, что он доставляет детям радость не только самостоятельного поиска и нового открытия но, что самое главное, обеспечивает развитие познавательной деятельности дошкольников, их творческой активности, формирование новых и закрепление имеющихся знаний, умений и навыков. (слайд 3)
Музыкотерапия как инновационная технология
Использование музыкальной терапии для восстановления, укрепления и сохранения здоровья детей с проблемами в развитии даёт возможность для реабилитации каждого ребёнка-дошкольника, создаёт условия для самореализации и самоутверждения детей, имеющими ограниченные возможности здоровья.
В практике музыкальной терапии с особым ребенком, музыкальный руководитель успешно сочетает игровые, метод направленных фантазий, метод внушения и т. д. такое комплексное воздействие позволяет педагогу воздействовать на его душевную и физическую сторону развития. (слайд с музыкой)
Пальчикова гимнастика – как здоровье сберегающая технология
Пальчиковая гимнастика – здоровье сберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста. Представляет собой набор упражнений, направленных на развитие мелкой моторики руки, т. е. совместных действий систем организма человека (мышечной, зрительной, нервной, костной, формирующих способность выполнять точные, мелкие движения пальцами и кистями. (слайд пальчиковая гимнастика)
- Сказкотерапия- потенциальная возможность найти решение психологических, поведенческих проблем. Акцент делается на чувства других людей, и это позволяет ребенку с особенностями развиваться в социуме как личности. Всё это способствует развитию произвольности, внимания, наглядно-образного мышления, становлению личности ребенка.
- Творчество - работа с различными материалами и сюжетами дает возможность развиваться не только мелкой моторике и точности движений, но и планированию действий, воображению, творческому мышлению, самостоятельности. (слайдшляпки и рисунки)
Основная задача коррекционно-педагогической работы в общеразвивающей группе — создание условий для всестороннего развития ребенка с особенностями в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников общеразвивающей группы.
Существуют основные направления коррекционно-педагогической работы специалистов ДОУ с особыми детьми :
Диагностический. Для успешности воспитания и обучения детей необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры нарушения и потенциальных возможностей ребёнка. Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех участников коррекционно- педагогического процесса.
Консультативно-проективный этап. На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы, составляют индивидуальные программы, распределяют обязанности по их реализации, уточняют сроки. Специфика сопровождения такова, что каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей предметной деятельности.
Важным принципом является: принцип доступности и систематичность предлагаемого материала; непрерывность; вариативность; соблюдение интересов воспитанника; принцип создание ситуации успеха; принцип гуманности и реалистичности; содействие и сотрудничества детей и взрослых.
Деятельностный этап. Занятия, проводимые специалистами дают возможность для создания обогащенной среды, которая позволяет формировать все стороны речи: фонетико-фонематическую, лексико- грамматическую, связную речь.
Основными направлениями являются : формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках. Данная работа проводиться с ребенком в ДОУ.
В процессе адаптации выяснилось, что нашу группу посещает особенный ребенок (мальчик).
Мальчик в силу особенностей развития, часто нуждается в уединения. Его нервная система не всегда может справляться с нагрузкой и ему необходимо место, где он может восстановиться
В группе нами создан центр уединения, в котором находится пальчиковый театр, позволяющим уединяться и поиграть, не только особенному ребёнку, но и остальным детям для чтения или просмотра книг. Особенность центра уединения в том, что используются светлая органза, на которой, в зависимости от сезона, праздника или настроения детей мы помещаем разнообразные декоративные элементы. Также, если ребенок чувствует потребность в том, чтобы успокоиться, то он может покинуть группу под присмотром младшего воспитателя и побыть в спальне, а затем вновь вернуться к детям. Дети группы относятся к «особенному» мальчику доброжелательно, не вступают с ним в конфликты, при общении с мамой выделяет друга Артура, в свою очередь Артур тоже отдает предпочтение Антону.
Одним из факторов, влияющих на успешность адаптации ребенка с особенностями, является овладение им игровыми и коммуникативными навыками и вовлечение в систему социальных отношений.
• - Взаимодействие (дружный круг) - хороводы и другие игры с движением и обращением друг к другу, психологические игры позволяют поставить акцент на общении, развивать уважение и внимание друг к другу, социально адаптировать детей в ситуации коллектива;
• в процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках;(слайд 5 одевание мальчика)
• в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм, играм-драматизациям, где воссоздаются социальные отношения между участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений;(слайд 6театр)
• в процессе хозяйственно-бытового труда и в различных видах деятельности. (слайд 7 накрываем стол)
Работа по формированию социально-коммуникативных умений повседневна и органично включается во все виды деятельности: быт, игру, обучение. (слайд 8 с коляской, пианино)
Подводя итог всему выше сказанному, можно сказать, что одним из важнейших условий успешной адаптации ребенка с особенностямик ДОУ, к социуму является комплексное сопровождение, поддержка. Правильно организованная система профессиональной деятельности, педагога группы, педагога-психолога, учителя-логопеда и других специалистов, методы необходимой направленности воздействия на ребенка, создают условия для успешного обучения и гармонизации психологического развития ребенка с особенностями здоровья, позволяют ребенку научиться принимать оптимальные решения в различных ситуациях жизненного выбора, способствуют социализации.
Мы убеждены, что взаимодействие обычных детей и ребенка с особенностями в развитии способствует формированию толерантности. Они учатся воспринимать «особых» детей как нормальных членов общества. А включенность в среду здоровых сверстников воспитанников с особенностями расширяет круг общения этих ребят, формирует у них навыки коммуникации, межличностного взаимодействия, что в целом повысили адаптационные возможности детей.
Но самая главная работа - это консультативно-просветительское сопровождение семьи. Родители являются полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. Родители получают всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ДОУ. Общение родители строят не только со мной как с воспитателем, но и с администрацией и другими специалистами, приходят на консультацию, делятся своим опытом, обсуждаем воспитательные и образовательные моменты. (Нам повезло с родителями).
Поиск наиболее правильных путей, средств, методов для успешной адаптации такого ребенка в общество – задача всех и каждого.
Ведь наполнить черно-белый мир маленького человека яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.