Наталья Максимочкина
Мастер-класс «Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов«
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: профилактика эмоционального и профессионального выгорания педагогов, снижение психоэмоционального напряжения, установление эмоционального контакта между всеми участниками тренинга.
Оборудование: бейджи, простые карандаши, ручки, маркеры, столы, стулья, мольберт, магниты, бумага А4, мягкий мяч.
Ожидаемые результаты: снижение психоэмоционального напряжения педагогов, установление эмоционального контакта между всеми участниками тренинга.
Участники мастер – класса : педагоги и студенты.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
Ход мастер-класса :
1. Вступительное слово педагога-психолога. Знакомство.
Педагог-психолог : Добрый день, дорогие гости, коллеги! Позвольте начать наш мастер-класс по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов.
Я – педагог-психолог нашего детского сада. Хорошо, что у нас появилась возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть и попутно что-то узнать о себе и о коллегах. Рада всех приветствовать, давайте начнем. Предлагаю изготовить бейджи для облегчения нашей работы. На них напишите имя, которое мы будем использовать при обращении к вам сегодня. Представляясь, назовите его и слово – прилагательное на первую букву вашего имени, которое характеризует одну из сторон вашей личности, а также пожелание коллегам.
2. Основная часть. Мини-лекция о СЭВ.
Упражнения.
Упражнение 1. «Приветствие»
Цель: создание позитивного настроения и настроя на работу в группе, развитие умения выразить положительные чувства друг к другу.
Участники мастер-класса садятся в круг. Психолог: «Давайте начнем знакомиться. Передавая мяч, называем имя, прилагательное, а также высказываем друг другу пожелания на день. Первый участник передает мяч второму и так далее до тех пор, пока каждый из нас не представится и не получит пожелание на день».
Профессия педагога – стрессогенная. Он вынужден сдерживать собственные эмоции, контролировать действия и поступки, так как должен являть собой пример для детей.
Мини-лекция о СЭВ
Термин «burnout» был предложен в 1974 г. американским психиатром Фрейденбергом. В настоящее время большинством исследователей синдром эмоционального выгорания (СЭВ) определяется, как состояние эмоционального, психического и физического истощения, развивающегося в результате хронического неразрешенного стресса на рабочем месте. Более всего СЭВ подвержены специалисты, работающие в профессиях типа «человек-человек», вынужденные постоянно контактировать со многими людьми. По-мнению большинства исследователей, СЭВ – трехмерный конструкт, включающий:
- эмоциональное истощение (основная составляющая, проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении);
- деперсонализацию ( деформация отношений с другими людьми: в одних случаях – повышение зависимости от окружающих, в других – усиление негативизма, циничность установок к пациентам, клиентам);
- редукцию личностных достижений (проявляется в тенденциях негативно оценивать себя, занижать профессиональные достижения, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим).
СЭВ формируется постепенно и своем развитии проходит несколько этапов (от идеалистического энтузиазма к застою, разочарованию и апатии). Изменения, происходящие с человеком, испытывающим СЭВ, происходят на поведенческом, эмоциональном, когнитивном уровне и, безусловно, сказываются на изменениях в здоровье.
Формированию синдрома могут способствовать определенные личностные особенности; выделяют типы работников, которым угрожает СЭВ:
«педантичный», характеризующийся добросовестностью, возведенной в абсолют, чрезмерной старательностью, стремящийся в любом деле добиться образцового выполнения («перфекционизм»);
«демонстративный», стремящийся быть первым во всем, всегда быть на виду, им свойственна высокая истощаемость даже при выполнении рутинной работы;
«эмотивный», состоящий из впечатлительных и чувствительных людей. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением.
Большинством исследователей отмечается необходимость профилактики СЭВ. Она может строиться в трех направлениях:
- работа с эмоциональной сферой : преодоление эмоционального истощения, восстановление эмоциональных ресурсов;
- работа с поведенческой стороной личности педагогов : изменение иррациональных установок, обучение эффективному поведению и коммуникациям;
- работа с повышением самооценки в сфере персональных достижений.
Упражнение 2. «Никто не знает, что…»
Цель: знакомство, снятие эмоционального напряжения.
Участники сидят по кругу. У психолога в руках мяч: «Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч и тот, у кого он окажется, завершает фразу «Ни кто из вас не знает, что я (или — у меня). " Будем внимательны и сделаем это так, чтобы каждый из нас принял участие в выполнении задания. У каждого из нас мяч может побывать несколько раз».
Упражнение №3. «Пианино»
Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения.
Участники садятся по кругу и кладут ладони на колени соседей. Психолог запускает движение, один хлопок – вправо, два хлопка – влево, сидящие по бокам продолжают заданный рисунок хлопков.
Упражнение №4. Рисунок «Я, - обо мне»
Цель: развитие рефлексии, оптимизация самооценки.
С двух сторон листа участник обводит свою руку. На одной стороне в середине написать «Я о себе»; на другой стороне «Другие обо мне», и на каждом пальчике подписать черты характера, которые, по мнению участника, есть у него, а затем спросить остальных (каждый говорит по одной черте, которая как им кажется, есть у данного участника).
Упражнение 5. «Счет до десяти»
Цель: развитие взаимопонимания между участниками группы.
Воспитатели встают в круг, не касаясь друг друга. Психолог: «Сейчас по сигналу «Начали!» вы закроете глаза и попробуете сделать то, что дос-тупно любому ребенку: сосчитать до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой скажет «два», третий скажет «три» и т. д. Однако в игре есть правило: слово должен произносить только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счет начинается сначала. Начнем?» Психолог предлагает добиться желаемого результат за 5 попыток. После каждой неудачной попытки участники могут открыть глаза и посмотреть друг на друга, но переговариваться запрещается.
Упражнение 6. «Психологическая зарядка»
Цель: снятие мышечного напряжения.
1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом левым, повторить: «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь!»
2. Положить ладонь на грудь: «Я на свете всех умней!», вытянув руки над головой: «Не боюсь я никого!», повернуть голову вправо: «Чудо как я хороша!», повернуть голову влево: «Проживу теперь 100 !»
3. Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я принимаю удачу, с каждым днем становлюсь богаче!»
4. Встать на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача!»
5. Руки на бедрах, делая наклоны вправо-влево повторять: «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу!»
6. Вытянуть руки вперед, сжав кулаки, делая вращение руками: «На пути у меня нет преграды, все получится, как надо!»
Упражнение 7. «Поворот»
Цель: поддержание положительного эмоционального настроя, развитие групповой сплоченности.
Психолог предлагает участникам встать в шеренгу на расстоянии 40 см друг от друга: «Сейчас вы закроете глаза, и по моему хлопку каждый повернется на 90 или на 180 градусов в любую сторону. Ваша задача — повернуться так, чтобы все смотрели в одну сторону. Неважно, в какую, главное — в одну и ту же. Предварительные переговоры запрещены». Повторяют несколько раз, в идеале все участники должны повернуться в одну сторону.
Упражнение 8. «Покажи пальцем»
Цель: установление психологической поддержки и обратной связи.
Упражнение выполняется в кругу. Для начала всем участникам предлагается поднять вверх руку с вытянутым указательным пальцем. Затем психолог называет какое-либо свойство и предлагает участникам опустить руку, показав пальцем на того, кто, с точки зрения каждого из них, обладает сегодня данным свойством:
• Покажите самого активного сегодня;
• Кто сегодня особенно веселил группу;
• Самого сонного;
• Того, кто сегодня помог вам;
• Того, кого вы хотели бы узнать поближе;
• С кем хотели подружиться.
Задание 1 «Причины стресса педагогов и воспитателей»
Участники по кругу передают мяч, называя по одной причине, которая вызывает стресс у педагогов и воспитателей.
Провести самопрофилактику СЭВ. Работы вывешиваются на доску, презентация работ. Аплодисменты группе за работу.
Задание 2 «Маленькие радости»
(1/2 листа А4, ручка)
Участники делят лист по вертикали. В левой части – напишите 3 маленькие радости, которые испытали в недавнем прошлом; в правой – 3 ожидаемые радости. Листы участников складываются на середину, все берут по 1 листочку (чужому)
Обсуждение: - Что удивило в «радостях» человека, чье письмо вам досталось?
- Увидели ли вы общее с собственными радостями?
- Какие чувства вызвало у вас упражнение?
( Целеполагание: важно позволять себе маленькие и большие радости время от времени, не испытывая чувства вины. Актуально для многих педагогов.)
Упражнение 9. «Кинопроба»
Цель: развитие чувства собственной значимости.
1. Перечислите пять моментов своей жизни, которыми вы гордитесь.
2. Выберите в своем списке одно достижение, которым вы гордитесь больше всего.
3. Встаньте и произнесите, обращаясь ко всем: «Я не хочу хвастаться, но.», и дополните фразу словами о своем достижении.
Вопросы для обсуждения:
Что вы чувствовали, делясь своими достижениями?
Как вам кажется, в момент вашего выступления другие испытывали то же, что и вы? Почему?
Упражнение 10. «Я в лучах солнца!»
Цель: оптимизация самооценки, позитивного настроя на предстоящий день.
Психолог: «Нарисуйте на листе бумаги солнце так, как его рисуют дети: кружок посередине и множество лучиков. В кружке напишите свое имя и нарисуйте автопортрет. Вспомните сегодняшний день, и на каждом лучике напишите «Я сегодня молодец, потому что.» Самоодобрение очень важно для педагога. Такой рисунок можно повесить дома, на работе и добавлять лучи. Если станет плохо на душе, покажется, что вам ничего не удается и вы ни на что не годны, посмотрите на это солнышко и вспомните, что вы переживали, когда рисовали и подписывали каждый лучик.
3. Рефлексия. Прощание.
Упражнение №11. «Мне сегодня…»
Цель: рефлексия прошедшего тренинга.
Каждому участнику тренинга предлагается завершить фразу: «Мне сегодня…» и ответить на вопрос, оправдались ли ожидания от занятия. Что взяли для себя с тренинга, с чем уходите, в каких моментах было тяжело, что не приняли. Ваши пожелания?
Хочу выразить всем присутствующим коллегам благодарность за участие.