Получи документы

Мастер-класс «Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов«

Наталья Максимочкина
Мастер-класс «Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов«
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: профилактика эмоционального и профессионального выгорания педагогов, снижение психоэмоционального напряжения, установление эмоционального контакта между всеми участниками тренинга.

Оборудование: бейджи, простые карандаши, ручки, маркеры, столы, стулья, мольберт, магниты, бумага А4, мягкий мяч.

Ожидаемые результаты: снижение психоэмоционального напряжения педагогов, установление эмоционального контакта между всеми участниками тренинга.

Участники мастер – класса : педагоги и студенты.

Темочки:

Ход мастер-класса :

1. Вступительное слово педагога-психолога. Знакомство.

Педагог-психолог : Добрый день, дорогие гости, коллеги! Позвольте начать наш мастер-класс по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов.

Я – педагог-психолог нашего детского сада. Хорошо, что у нас появилась возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть и попутно что-то узнать о себе и о коллегах. Рада всех приветствовать, давайте начнем. Предлагаю изготовить бейджи для облегчения нашей работы. На них напишите имя, которое мы будем использовать при обращении к вам сегодня. Представляясь, назовите его и слово – прилагательное на первую букву вашего имени, которое характеризует одну из сторон вашей личности, а также пожелание коллегам.

2. Основная часть. Мини-лекция о СЭВ.

Упражнения.

Упражнение 1. «Приветствие»

Цель: создание позитивного настроения и настроя на работу в группе, развитие умения выразить положительные чувства друг к другу.

Участники мастер-класса садятся в круг. Психолог: «Давайте начнем знакомиться. Передавая мяч, называем имя, прилагательное, а также высказываем друг другу пожелания на день. Первый участник передает мяч второму и так далее до тех пор, пока каждый из нас не представится и не получит пожелание на день».

Профессия педагога – стрессогенная. Он вынужден сдерживать собственные эмоции, контролировать действия и поступки, так как должен являть собой пример для детей.

Мини-лекция о СЭВ

Термин «burnout» был предложен в 1974 г. американским психиатром Фрейденбергом. В настоящее время большинством исследователей синдром эмоционального выгорания (СЭВ) определяется, как состояние эмоционального, психического и физического истощения, развивающегося в результате хронического неразрешенного стресса на рабочем месте. Более всего СЭВ подвержены специалисты, работающие в профессиях типа «человек-человек», вынужденные постоянно контактировать со многими людьми. По-мнению большинства исследователей, СЭВ – трехмерный конструкт, включающий:

- эмоциональное истощение (основная составляющая, проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении);

- деперсонализацию ( деформация отношений с другими людьми: в одних случаях – повышение зависимости от окружающих, в других – усиление негативизма, циничность установок к пациентам, клиентам);

- редукцию личностных достижений (проявляется в тенденциях негативно оценивать себя, занижать профессиональные достижения, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим).

СЭВ формируется постепенно и своем развитии проходит несколько этапов (от идеалистического энтузиазма к застою, разочарованию и апатии). Изменения, происходящие с человеком, испытывающим СЭВ, происходят на поведенческом, эмоциональном, когнитивном уровне и, безусловно, сказываются на изменениях в здоровье.

Формированию синдрома могут способствовать определенные личностные особенности; выделяют типы работников, которым угрожает СЭВ:

«педантичный», характеризующийся добросовестностью, возведенной в абсолют, чрезмерной старательностью, стремящийся в любом деле добиться образцового выполнения («перфекционизм»);

«демонстративный», стремящийся быть первым во всем, всегда быть на виду, им свойственна высокая истощаемость даже при выполнении рутинной работы;

«эмотивный», состоящий из впечатлительных и чувствительных людей. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением.

Большинством исследователей отмечается необходимость профилактики СЭВ. Она может строиться в трех направлениях:

- работа с эмоциональной сферой : преодоление эмоционального истощения, восстановление эмоциональных ресурсов;

- работа с поведенческой стороной личности педагогов : изменение иррациональных установок, обучение эффективному поведению и коммуникациям;

- работа с повышением самооценки в сфере персональных достижений.

Упражнение 2. «Никто не знает, что…»

Цель: знакомство, снятие эмоционального напряжения.

Участники сидят по кругу. У психолога в руках мяч: «Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч и тот, у кого он окажется, завершает фразу «Ни кто из вас не знает, что я (или — у меня). " Будем внимательны и сделаем это так, чтобы каждый из нас принял участие в выполнении задания. У каждого из нас мяч может побывать несколько раз».

Упражнение №3. «Пианино»

Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения.

Участники садятся по кругу и кладут ладони на колени соседей. Психолог запускает движение, один хлопок – вправо, два хлопка – влево, сидящие по бокам продолжают заданный рисунок хлопков.

Упражнение №4. Рисунок «Я, - обо мне»

Цель: развитие рефлексии, оптимизация самооценки.

С двух сторон листа участник обводит свою руку. На одной стороне в середине написать «Я о себе»; на другой стороне «Другие обо мне», и на каждом пальчике подписать черты характера, которые, по мнению участника, есть у него, а затем спросить остальных (каждый говорит по одной черте, которая как им кажется, есть у данного участника).

Упражнение 5. «Счет до десяти»

Цель: развитие взаимопонимания между участниками группы.

Воспитатели встают в круг, не касаясь друг друга. Психолог: «Сейчас по сигналу «Начали!» вы закроете глаза и попробуете сделать то, что дос-тупно любому ребенку: сосчитать до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой скажет «два», третий скажет «три» и т. д. Однако в игре есть правило: слово должен произносить только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счет начинается сначала. Начнем?» Психолог предлагает добиться желаемого результат за 5 попыток. После каждой неудачной попытки участники могут открыть глаза и посмотреть друг на друга, но переговариваться запрещается.

Упражнение 6. «Психологическая зарядка»

Цель: снятие мышечного напряжения.

1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом левым, повторить: «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь!»

2. Положить ладонь на грудь: «Я на свете всех умней!», вытянув руки над головой: «Не боюсь я никого!», повернуть голову вправо: «Чудо как я хороша!», повернуть голову влево: «Проживу теперь 100 !»

3. Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я принимаю удачу, с каждым днем становлюсь богаче!»

4. Встать на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача!»

5. Руки на бедрах, делая наклоны вправо-влево повторять: «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу!»

6. Вытянуть руки вперед, сжав кулаки, делая вращение руками: «На пути у меня нет преграды, все получится, как надо!»

Упражнение 7. «Поворот»

Цель: поддержание положительного эмоционального настроя, развитие групповой сплоченности.

Психолог предлагает участникам встать в шеренгу на расстоянии 40 см друг от друга: «Сейчас вы закроете глаза, и по моему хлопку каждый повернется на 90 или на 180 градусов в любую сторону. Ваша задача — повернуться так, чтобы все смотрели в одну сторону. Неважно, в какую, главное — в одну и ту же. Предварительные переговоры запрещены». Повторяют несколько раз, в идеале все участники должны повернуться в одну сторону.

Упражнение 8. «Покажи пальцем»

Цель: установление психологической поддержки и обратной связи.

Упражнение выполняется в кругу. Для начала всем участникам предлагается поднять вверх руку с вытянутым указательным пальцем. Затем психолог называет какое-либо свойство и предлагает участникам опустить руку, показав пальцем на того, кто, с точки зрения каждого из них, обладает сегодня данным свойством:

• Покажите самого активного сегодня;

• Кто сегодня особенно веселил группу;

• Самого сонного;

• Того, кто сегодня помог вам;

• Того, кого вы хотели бы узнать поближе;

• С кем хотели подружиться.

Задание 1 «Причины стресса педагогов и воспитателей»

Участники по кругу передают мяч, называя по одной причине, которая вызывает стресс у педагогов и воспитателей.

Провести самопрофилактику СЭВ. Работы вывешиваются на доску, презентация работ. Аплодисменты группе за работу.

Задание 2 «Маленькие радости»

(1/2 листа А4, ручка)

Участники делят лист по вертикали. В левой части – напишите 3 маленькие радости, которые испытали в недавнем прошлом; в правой – 3 ожидаемые радости. Листы участников складываются на середину, все берут по 1 листочку (чужому)

Обсуждение: - Что удивило в «радостях» человека, чье письмо вам досталось?

- Увидели ли вы общее с собственными радостями?

- Какие чувства вызвало у вас упражнение?

( Целеполагание: важно позволять себе маленькие и большие радости время от времени, не испытывая чувства вины. Актуально для многих педагогов.)

Упражнение 9. «Кинопроба»

Цель: развитие чувства собственной значимости.

1. Перечислите пять моментов своей жизни, которыми вы гордитесь.

2. Выберите в своем списке одно достижение, которым вы гордитесь больше всего.

3. Встаньте и произнесите, обращаясь ко всем: «Я не хочу хвастаться, но.», и дополните фразу словами о своем достижении.

Вопросы для обсуждения:

Что вы чувствовали, делясь своими достижениями?

Как вам кажется, в момент вашего выступления другие испытывали то же, что и вы? Почему?

Упражнение 10. «Я в лучах солнца!»

Цель: оптимизация самооценки, позитивного настроя на предстоящий день.

Психолог: «Нарисуйте на листе бумаги солнце так, как его рисуют дети: кружок посередине и множество лучиков. В кружке напишите свое имя и нарисуйте автопортрет. Вспомните сегодняшний день, и на каждом лучике напишите «Я сегодня молодец, потому что.» Самоодобрение очень важно для педагога. Такой рисунок можно повесить дома, на работе и добавлять лучи. Если станет плохо на душе, покажется, что вам ничего не удается и вы ни на что не годны, посмотрите на это солнышко и вспомните, что вы переживали, когда рисовали и подписывали каждый лучик.

3. Рефлексия. Прощание.

Упражнение №11. «Мне сегодня…»

Цель: рефлексия прошедшего тренинга.

Каждому участнику тренинга предлагается завершить фразу: «Мне сегодня…» и ответить на вопрос, оправдались ли ожидания от занятия. Что взяли для себя с тренинга, с чем уходите, в каких моментах было тяжело, что не приняли. Ваши пожелания?

Хочу выразить всем присутствующим коллегам благодарность за участие.

Публикации по теме:

«Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов с помощью психокоррекционных технологий и проекционных методик» Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья,.

Конспект мастер-класса «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности»Конспект мастер-класса «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности» Цель: - проработать актуальное состояние педагогов - профилактика эмоционального выгорания; - развитие эмоциональной гибкости; - гармонизировать.

О работе годового семинара для педагогов ДОУ по профилактике эмоционального выгоранияО работе годового семинара для педагогов ДОУ по профилактике эмоционального выгорания С каждым годом становится всё более актуальным вопрос о синдроме эмоционального выгорания работников, в частности, педагогов. Синдром эмоционального.

Помоги себе сам. Профилактика эмоционального выгорания педагога. Уважаемые коллеги, в последнее время остро стоит проблема сохранения психического здоровья педагога. Исследователи выявили, что педагоги.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов«
Опубликовано: 10 декабря 2024 в 16:57
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов«» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Максимочкина (УИ 3225779) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
11 января 2025 суббота
12 января 2025 воскресенье
Умеете рисовать северное сияние?
Международный день планетариев.
Читаем "Красную шапочку", "Кота в сапогах" и "Золушку"



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД