Дарья Бурцева
Консультация «Пути самосовершенствования педагогического мастерства»
▼ Скачать + Заказать документы
За последние несколько лет система российского образования претерпела кардинальные изменения. В жизнь всего образовательного процесса прочно вошёл Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Стоит отметить, что требования, предъявляемые ФГОС ДО к педагогу достаточно высоки. Чтобы соответствовать необходимым качествам, он должен постоянно совершенствовать своё педагогическое мастерство.
Публикация «Консультация „Пути самосовершенствования педагогического мастерства“» размещена в разделах
Важное место, в нынешних реалиях образовательного процесса, занимает вопрос формирования педагогического мастерства. Педагогическое творчество предполагает наличие у педагога определённых качеств - эрудиции, креативности, способности предвидеть и проектировать, характеризующих его как творческую личность. Педагогическое мастерство предполагает формирование и использование педагогом индивидуально-оригинального стиля деятельности, отличающегося целесообразностью.
В современном мире, образовательному учреждению нужны педагоги-мастера, высококвалифицированные учителя и воспитатели.
Известный педагог Антон Семёнович Макаренко утверждал, что педагогическое мастерство не является свойством лишь талантливых людей. Педагог достигает мастерства через несколько лет работы. Ускорить процесс достижения педагогического мастерства возможно лишь при правильном выборе будущего педагога своей профессии, а также при овладении системой необходимых знаний, навыков, умений, формирование профессионально важных качеств, способностей и, самое главное, готовности к педагогической деятельности. Всё это и есть пути формирования педагогического мастерства, а именно:
1. Профессиональное самообразование и самовоспитание. Стоит отметить, что не самообразование, не самовоспитание невозможно, пока сам педагог не увидит пробелы в общепедагогических знаниях, пока не поймёт недостаточность своего педагогического мастерства. Анализируя результаты и процесс собственной деятельности, педагог совершает рефлексию, без которой не сможет приблизиться к педагогическому мастерству.
2. Повышение квалификации и переподготовка в учреждениях постдипломного образования, которое понимается как вид дополнительного профессионального образования, направленного на формирование готовности работника к выполнению более сложных задач.
Непрерывность профессионального образования педагога является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей и условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта.
3. Работа в методических объединениях, творческих группах. Одним из важных условий формирования профессионального мастерства педагога является хорошо организованная система методической работы, как части системы непрерывного образования. На методических семинарах педагог имеет возможность не только ознакомиться с опытом своих коллег, но и поделиться своими навыками и умениями. Это даёт ему возможность расширить свой творческий кругозор и привнести в свою деятельность что-то новое.
4. Аттестация педагогического работника. Она даёт педагогу дополнительную мотивацию совершенствоваться в своём педагогическом мастерстве. Ведь известно, что именно мотивация призвана повышать качество работы, результативность, уровень предоставляемых услуг, улучшать микроклимат в учреждении.
5. Инновационно-педагогическая деятельность, освоение новых педагогических технологий. Инновационная педагогическая деятельность - основана на осмыслении практического педагогического опыта и ориентирована на изменение и развитие учебно-воспитательного процесса с целью достижения высших результатов, получение нового знания, формирование качественно иной педагогической практики. Инновационная деятельность помогает педагогу не застаиваться на месте. Искать новые пути и решения старых вопросов и проблем. Знакомство с инновационной деятельностью помогает педагогу сделать проводимые занятия более разнообразными и интересными.
6. Участие в научно-педагогических исследованиях (обучение в магистратуре и аспирантуре, работа в составе экспериментальной группе под руководством ученого-педагога). Научно-исследовательская деятельность является ведущим фактором повышения педагогического мастерства учителя, так как она выводит профессиональную деятельность на уровень научного творчества и влияет на развитие устойчивой мотивации к постоянному профессиональному совершенствованию. Совершенствование педагогического мастерства осуществляется в процессе развития исследовательских умений и навыков: от творческого использования достижений современной психолого-педагогической науки к разработке и внедрению собственных приемов, методик, технологий в педагогическую деятельность.
7. Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях. Участие в конкурсах профессионального мастерства – мотивация к дальнейшему профессиональному росту. Конкурс всегда предоставляет возможность обогатить свой опыт и поделиться собственными ценными находками и достижениями в области профессионального мастерства, открыть в себе глубину творческих способностей. Педагогическое мастерство в профессиональных конкурсах оттачивается и является высшим уровнем педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека.
Участие в профессиональных конкурсах дает возможность: изучить опыт коллег, реализовать свой творческий потенциал, развить собственные способности, установить новые контакты на профессиональном уровне, повысить авторитет в педагогическом коллективе.
8. Трансляция собственного педагогического опыта. Передача накопленных знаний это своеобразный момент рефлексии. Педагог систематизирует свой опыт и знания, выделяет главные аспекты, в результате чего получается качественно новый продукт – статья, разработка, программа. Таким образом, передавая свой педагогический опыт, он не только зарабатывает педагогический авторитет, но и обновляет имеющиеся знания.
Все эти пути взаимосвязаны, ими нужно пользоваться регулярно, непрерывно, целенаправленно. Не стоит забывать, что не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста.