Марина Щербакова
Пути преодоления трудностей к адаптации в ДОУ детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пути преодоления трудностей к адаптации в ДОУ детей раннего возраста
Младший дошкольный возраст - период быстрого формирования всех свойственных человеку процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей является важным условием их полноценного развития. Поэтому необходимо осуществлять сотрудничество с семьями малышей перед их поступлением в дошкольное учреждение. Совместная подготовка ребенка к посещению детского сада - залог успешной адаптации, в этом и состоит актуальность этого вопроса.
Публикация «Пути преодоления трудностей к адаптации в ДОУ детей раннего возраста» размещена в разделах
Цель: создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение путем взаимодействия детского сада и семьи.
Задачи: преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду, снятие эмоционального и мышечного напряжения, развитие навыков коммуникативного взаимодействия друг с другом, организация развивающей предметно-пространственной среды.
Адаптация – это не только процесс приспособления ребенка к новой системе социальных условий, новым требованиям, режиму, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.
В конкретном случае, адаптация – это привыкание малыша к детскому саду.
Факторы, влияющие на адаптацию детей к детскому саду : особенности родителей и условий семейного воспитания, индивидуальные особенности детей, особенности педагога и организация педагогического процесса
Выделяют критерии успешной адаптации, их два.
Внутренний комфорт – эмоциональная удовлетворенность.
Внешняя адекватность поведения – способность легко и точно выполнять требования среды.
Показателями успешного окончания адаптационного периода являются : бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями, уравновешенное настроение в течение дня, умение общаться со сверстниками, хороший аппетит, спокойный сон.
Напомню, что выделяют три фазы адаптационного процесса :
-острая фаза, сопровождается разнообразными колебаниями в психическом состоянии, что приводит к частым респираторным заболеваниям, снижению веса, нарушению сна и ухудшению аппетита,
-подострая фаза, характеризуется адекватным поведением ребенка, сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного психического темпа развития,
-фаза компенсации, характеризуется убыстрением темпа развития и дети к концу учебного года преодолевают задержку в развитии.
Различают три степени адаптации :
-Легкая адаптация - ребенок привыкает к условиям детского сада в течение 10 - 15 дней, прибавляет в весе, активно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного.
-Адаптация средней тяжести - ребенок привыкает к условиям детского сада в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5 - 7 дней, есть признаки психического стресса.
-Тяжелая адаптация – длится от двух до шести месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма. (дезадаптация)
Работа по преодолению трудностей к адаптации детей раннего возраста начинается с практической деятельности педагога – психолога. Моя деятельность реализуется со всеми участниками образовательных отношений: дети, родители и педагоги. Формы работы, которые я использую: с детьми – наблюдение, проводится в виде игры, ненавязчиво. Также, мной, совместно с воспитателем, в течение всего процесса адаптации ведется мониторинг развития детей, заполняются листы адаптации и ведется психолого-педагогическое сопровождение.
С педагогами я провожу консультации, семинары - практикумы по проблеме адаптации, педагоги активно участвуют в игровых тренингах, на каждой адаптационной группе присутствует папка – передвижка по теме «адаптация», она всегда в доступности и для ознакомления родителей. Также с родителями провожу анкетирование: «адаптация детей в детском саду», консультации по теме и мною созданы памятки, рекомендации и советы психолога по облегчению процесса адаптации к детскому саду.
Психолого-педагогическое сопровождение представляет собой целостную организованную деятельность в процессе которой создаются условия для успешного развития ребенка в дошкольном учреждении, посредством взаимодействия всех педагогов и специалистов детского сада. Цель психолого-педагогического сопровождения - снять проблемы, возникающие на начальном этапе адаптации, для этого необходимо создать для ребенка атмосферу безопасности и комфорта, раскрыть внутренний мир ребенка, принять его таким, какой он есть, предоставить ему больше свободы и самостоятельности в видах деятельности, с использованием методов игротерапии, театрализованных игр, рисования, песочной терапии, музыкального сопровождения и тд.
В преодолении трудностей адаптации детей к детскому саду большую роль играют адаптационные занятия : групповые и подгрупповые. Они помогают снять психоэмоциональное и мышечное напряжение, тревогу, помогают детям взаимодействовать друг с другом. В занятиях используются игры: с мягкими модулями: «Домик для зайчика», игра: «Солнышко и дождик», театрализованные игра: «Репка», игра с ленточками: «Ветерок» с музыкальным сопровождением, игры с кинетическим песком.
К организации развивающей предметно – пространственной среды, надо подходить очень серьезно, чтобы пребывание ребенка в детском саду, стало наиболее комфортным. При создании среды необходимо воспитателям учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка. Для того, чтобы максимально ускорить и облегчить адаптационный период в детском саду, создать эмоционально-положительную атмосферу, обеспечить индивидуальное развитие ребенка, среда создается яркая, разнообразная, безопасная и доступная, чтобы каждый ребенок был заинтересован.
Важную роль в работе играет взаимодействие с педагогами.
Воспитатели ведут дневники наблюдений в период адаптации, мы совместно заполняем листы адаптации, после чего обсуждаем и планируем формы и методы работы с каждым ребенком индивидуально. С педагогами провожу консультации: групповые и индивидуальные, разрабатываю памятки для воспитателей по теме адаптации, с рекомендациями, провожу игровые тренинги. Все это повышает педагогическую компетентность педагогов по вопросам адаптации детей к условиям детского сада
Чтобы адаптация прошла успешно необходимо сотрудничать и взаимодействовать с родителями детей раннего возраста.
Адаптационный период сложен не только для детей, но и для родителей, ведь это не только эмоциональная нестабильность ребенка, но и собственная тревожность, обеспокоенность родителей. Чтобы избежать трудностей в период адаптации, я провожу для родителей анкетирование, консультации, семинары, оформляю наглядную информацию: стенды, папки – передвижки, памятки, буклеты.
Подводя итог, я считаю, что адаптация в детском саду всегда была и остается психологически сложным периодом, вызывающим множество трудностей для всех участников образовательного процесса.
В результате проведенной мной работы по преодолению трудностей в период адаптации детей к ДОУ можно отметить следующие положительные моменты:
-Улучшение психоэмоционального климата в группе.
-Создание условий для успешного пребывания каждого ребенка в детском саду.
-Сформированность партнерских отношений с родителями воспитанников и педагогами ДОУ.
-Развитие положительно-эмоционального отношения детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Хочу добавить, что на этом моя работа не закачивается, так как в силу разных индивидуальных особенностей детей адаптационный период у них может затянуться.
Результатом моей работы я считаю:
-проявление интереса родителей к работе ДОУ, к воспитанию детей
- улучшение детско-родительских отношений
- увеличение количества обращений родителей
- возрастание интереса к мероприятиям, проводимых в ДОУ
- рост удовлетворенности родителей работой воспитателей в целом.