Оксана Черкасова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие во времени» с элементами ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад - центр развития ребёнка № 35 «Золотой ключик»
Республика Северная Осетия – Алания г. Моздок.
«Путешествие во времени»
Конспект организованной образовательной деятельности
по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ технологий
для детей старшей группы.
Выполнила: воспитатель
Черкасова Оксана Валерьевна
2023г.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Путешествие во времени“ с элементами ТРИЗ» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Ход ООД
Воспитатель: - Ребята, у нас сегодня необычный день. К нам пришли гости.
Давайте улыбнемся и поздороваемся. Наши гости хотят узнать, какие вы ребята.
Дети: Мы - дружные!
Мы - внимательные!
Мы - старательные!
Мы - отлично учимся,
все у нас получится.
Воспитатель: Ребята, назовите мне, какая бывает, осень, весна, зима, лето. Кто называет - тот занимает место.
Дети: Волшебная, прекрасная, яркая, дождливая, грибная, засушливая, долгая, ранняя, поздняя, разноцветная, ветреная, красивая, солнечная. Белая, малоснежная, метельная, морозная, мягкая, пуховая, седая, серебряная, снежная, студеная, суровая. Красивая, зеленая, долгожданная, светлая, радостная, цветущая, ароматная, яркая. Длинное, яркое, солнечное, разноцветное, теплое, веселое, ягодное.
(Дети выполняют задание и занимают понравившееся место)
Воспитатель: Молодцы! Сегодня хочу поговорить с вами о времени. Скажите, пожалуйста, как мы можем определить время?
Дети: Часы, времена суток, дни недели, времена года, месяцы года.
Воспитатель: Правильно, все это следы времени. А мы можем увидеть время?
Дети: Нет, мы не можем увидеть время.
1. Воспитатель: Нет, так значит время это невидимка. Но вы знаете, мне кажется, даже в сказках невидимка оставляет следы. Хотите их поискать?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда вперед, к новым открытиям! Сегодня я принесла вам интересную коробку. Это моя копилка времени. Вы хотели бы заглянуть в нее?
Дети: Да, конечно.
(Воспитатель открывает ее и показывает содержимое, пинетки).
Воспитатель: Ребята, что это?
Дети: Пинетки, обувь для малышей.
Воспитатель: Может, быть примерим?
Дети: Не подойдут, малы!
Воспитатель: Почему малы?
Дети: Ноги выросли.
Воспитатель: Почему вдруг выросли? Что произошло?
Дети: Время прошло. Мы стали выше, старше, наши ноги стали большими.
Воспитатель: Может быть, мы на пинетках найдем следы времени?
Рассматриваем пинетки - воспоминания детей.
Воспитатель: Дети, а мы можем вернуться в те времена, когда вы были младенцами? Дети: Нет, мы не можем стать маленькими. Мы можем только стать старше.
Воспитатель: Действительно, мы с вами знаем, что прошедшие «кусочки времени» вернуть нельзя. Но мне бы так хотелось хоть одним глазком увидеть вас малышами, с помощью чего это можно сделать? Попробуем с помощью детских фотографий?
Презентация детей в младенчестве, дети рассматривают и находят себя малышами.
Воспитатель: Узнали себя? Вы такие милые и озорные. Ребята, значит, с помощью фотографий мы можем вернуться в те времена, которые уже прошли. Вы знаете, мне так интересно было за вами наблюдать, как вы улыбались и радовались, глядя на себя, вспоминали своё детство. Оказывается, мы с вами можем время почувствовать!
Дети: Да мы можем время почувствовать.
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на экран и скажите, кто тут изображён?
На экране появляются картинки: периоды жизни человека.
(Младенец, ребенок, подросток, взрослый человек, пожилой человек)
Дети: На экране изображены люди.
Воспитатель: Чем отличаются люди, изображённые на картинках?
Дети: Они разного возраста и пола.
Воспитатель: Почему младенец стал взрослым человеком?
Дети: Прошло время, и младенец стал взрослым человеком.
Воспитатель: Следы времени мы можем увидеть, хотя само время невидимо. Скажите, как вы думаете, время можно потрогать?
Дети: Нет, время нельзя потрогать.
Воспитатель: Тогда послушайте вот такую историю: однажды мне подарили розу.
Воспитатель достаёт из копилки времени вазу с засохшей розой.
Воспитатель: Цветок мне так понравился, что я не захотела с ним расставаться и решила его высушить, чтобы оставить на память. Скажите, а на этом цветке можно увидеть следы времени? Какой стал цветок?
Цветок передает по кругу, дети рассматривают и высказываются.
Дети: Сухой, хрупкий, высохший, некрасивый, старый.
Воспитатель: А если мы посмотрим на этот цветок.
Достает, и показываю живую розу.
Воспитатель: Что вы о нем скажите?
Цветок передает по кругу, дети рассматривают и высказываются.
Дети: Ароматный, свежий, красивый, пахучий, нежный.
Воспитатель: На нем есть следы времени?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, у меня остались воспоминания о том дне. Тем самым он мне дорог, как вам ваши фотографии. Следы времени мы можем потрогать, хотя само время неощутимо.
Воспитатель: Давайте попробуем с вами, ощутить время, через игру. Встали в круг.
Физкультминутка
Осенью, весной, летом и зимой,
Мы во двор ходили дружною семьёй. Раз – два! Раз – два!
Станем в круг и по порядку, каждый делает зарядку:
Дедушка руки поднимает, Раз – два! Раз – два!
Папа бодро приседает. Раз – два! Раз – два!
Повороты вправо - влево,
Делает мой братик Сева. Раз – два! Раз – два!
С ними мы бежим трусцой и качаем головой: Раз – два! Раз – два!
Воспитатель: Хотите увидеть, что еще есть в моей копилке времени?
Достает из копилки песочные часы.
Воспитатель: Знаете, что это? Правильно, это песочные часы. Ребята, а вы знаете, что с помощью песочных часов мы можем проследить кусочек времени? Я предлагаю вам проделать небольшую работу. С помощью песочных часов мы проследим кусочек времени. Поиграем в игру «Поезд времени» Давайте подойдём к столу. Перед вами картинки. Разложите их так, чтобы увидеть прошлое яблока.
Воспитатель: Вот мы с вами увидели прошлое яблока. Мы с вами заметили, как прошло время?
Дети: Нет.
Воспитатель: А наши часы показали, что пока мы играли, время прошло.
Вместе с песчинками, которые текут в песочных часах «течет» и время.
Мы так хорошо играли, хотите еще?
Дидактическая игра «Морфологическая таблица» «Времена года»
Воспитатель: Ребята, посмотрите на таблицу. Сверху, по горизонтали расположены картинки, на которых изображены времена года. Назовите их. По вертикали расположены картинки, на которых изображены объекты живой природы. Назовите их. Вам нужно взять со стола картинки и правильно заполнить таблицу, например: у меня картинка, на которой медведь спит. В какое время года медведь спит? (зимой). Правильно, в таблицы по горизонтали мы ищем картинку, на которой изображено время года - зима, по вертикали ищем, где расположена картинка с изображением медведя, смотрим, где они соединяются, там ставим свою картинку.
Посмотрите, все ли справились с этим заданием, проверяем.
Молодцы, так значит время не такое уж и невидимое, его можно увидеть, почувствовать, потрогать.
Воспитатель: Время на всём оставляет свои следы. Сейчас мы с вами тоже попробуем оставить свой след в истории времени. И сделаем мы это с помощью бумаги и красок. Скажите, какое сейчас время года?
Дети: Сейчас время года зима.
Воспитатель: Какое время года было перед зимой?
Дети: Перед зимой была осень.
Воспитатель: Помните, мы с вами рисовали осень. И эти «следы» времени хранились у меня в копилке. Сегодня я принесла их для вас. Проходите за столы.
Дети: Наши рисунки «Осень».
Воспитатель: А не оставить ли нам с вами ещё один след во времени?
Дети: А как?
Воспитатель: Нарисуем зиму.
Дети: Дерево без листьев, на ветках лежит белый, пушистый снег, на земле снег.
Воспитатель: Правильно. Занимайте места. Давайте с вами, необычным способом, отпечатком пузырчатой пленки, методом «тычка», украсим наши работы. Перед работой, разомнем пальчики.
Перед нами елочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звезды, человечки.
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте посмотрим, какие красивые деревья получились.
Анализ работ самими детьми.
Какие мы с вами замечательные следы во времени оставили.
Подошло к концу наше путешествие по времени. Что вам понравилось в нашем путешествии? Что было трудным? Я оставлю свою копилку, в нашей группе и это будет наша копилка времени. Думаю, мы сможем её пополнить предметами и картинками, отражающими следы времени нашей группы. Мы приготовили подарки для наших гостей, вручите, пожалуйста. Возвращайтесь в группу.
Дети: До свидания!