МААМ-картинки

Конспект НОД «Путешествие в страну Олонхо». История и культура народа Саха

Сахая Жиркова
Конспект НОД «Путешествие в страну Олонхо». История и культура народа Саха
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка «Путешествие в страну Олонхо»

Возраст детей: От 4 до 7 лет

Специфика категории воспитанников Дети с ОВЗ

Образовательный модуль: Мульт студия «Мой мир»

Цель: Формирование представления о героическом эпосе Олонхо, развитие коммуникативных навыков, процессов мышления и воображения детей с ОВЗ, посредством продуктивной деятельности на основе синтеза художественного и технического творчества.

Программное содержание (задачи) :

Публикация «Конспект НОД „Путешествие в страну Олонхо“, История и культура народа Саха» размещена в разделах

1. Приобщение детей к культурным истокам народного творчества. Знакомство с историей и культурой народа Саха.

2. Способствовать развитию мышления, воображения, речевого репертуара ребенка

3. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений

Оборудование и материалы: Героический эпос олонхо П. А. Ойунского «Ньургун Боотур Стремительный», книга для детей «Земля Олонхо», иллюстрации трех миров олонхо (верхний, срединный и нижний мир, фрагменты мультфильмов из Олонхо, экран, проектор, ноутбук, модуль «Мульт-студия», материал для лепки, гуашь, цветные карандаши, мелки, кисточки, мяч, дидактические карточки с изображением героев героического эпоса Олонхо.

Предварительная работа:

1. Занятие с воспитателем с использованием метода «Сказкотерапия» (Приложение 1, про Землю Олонхо)

2. Показ иллюстраций художников : Н. Е. Ябловская «Юрюн Ар Тойон», «Адьына Сиэр Хотун», «Жители Верхнего мира», «Саха Саарын Тойон», «Сабыйа Баай Хотун», «Кюн Дьирибинэ», «Туйаарыма Куо», «Уот Усутакы», «Кыс Кыскыйдан Куо», «Юрюн Уолан», Ньургун Ботур»

Организационная часть

Педагог: Венцом устного народного творчества якутов является героический эпос олонхо, которым мы, народ Саха, очень гордимся. Исполняет олонхо сказитель-олонхосут. Они пользовались большим успехом, уважением у народа за свой талант. В нем рассказывается о белых (добрых) божествах Верхнего мира, о людях, населяющих Срединный мир и злых чудовищ, богатырях Нижнего мира.

Платон Алексеевич Ойунский воссоздал на основе эпоса олонхо «Нюргун Боотур Стремительный».

В старину наши предки считали, что существовало три мира – Верхний, Средний и Нижний. Действие олонхо происходят во всех этих трех мирах. Божества из Верхнего мира отправляют богатыря по имени Нюргун в Средний мир для защиты людей от злых чудовищ. Главная цель олонхо – это защита своей родины от врагов, мир и покой на земле.

Показ мультимедийной презентации «Земля Олонхо»

Основная часть:

Педагог: Ребята, сейчас предлагаю слепить героев олонхо с помощью пластилина. Давайте посмотрим, какие герои нам понадобятся? (Включаем мультимедийную презентацию «Земля олонхо»).

- Кто правил Верхним миром? Юрюн Ар Тойон и его жена Адьына Сиэр Хотун.

– Как зовут главного героя? (Нюргун Боотур) – Он какой? (добрый, защищает и спасает людей, попавших в беду)

- Туйаарыма Куо - светлоликая, лучезарная, с девятисаженной косой, девушка красоты невиданной, доброты неслыханной.

- Кюн Дьирибинэ – брат Туйаарыма Куо, имеющий богатырского, сивой масти коня.

- Юрюн Уолан – юноша-богатырь на Мотыльково-белом коне.

- А как называются жители нижнего мира? (представители темной силы – племени «абааhы айма5а»).

- Уот Усутакы – страшный, одноглазый богатырь Нижнего мира.

- Кыскыйдан Куо – сестра его одноногая.

- Айы Умсур удаганка – спасительница восьми небес, покровительница девяти небес, озаряя небо сверкающей бахромой наряда, ударяя бубен, и протянула Нюргун Ботуру волшебную плетку, нараспев выговаривая колдовские дом-дом слова.

- Итак, с героями мы определились, а что же мы будем делать дальше? (ответы детей) Правильно, нам надо создать красивую картинку мультфильма, на фоне которой будет происходить действие наших героев, то есть нам надо создать декорации. Их мы тоже сделаем из пластилина. (Дети лепят декорации).

- Посмотрите, декорации готовы, герои готовы, теперь самое время определить, кто какого героя будет играть (дети распределяют роли). А теперь самое время оживить наших героев – приступаем к съемке. А в какой технике анимации мы будем снимать мультфильм? Правильно, в технике пластилиновой анимации. (Процесс съемки)

- Ну вот, наши герои ожили на экране, но чего-то им не хватает. Как вы думаете, чего? Правильно, их надо озвучить, а еще можно добавить музыку, но это мы с вами сделаем на нашем следующем занятии. А сейчас я предлагаю поиграть в игру и вспомнить профессии людей, которые создают мультфильм:

• Человек, который пишет сценарий? (Сценарист)

• Самый главный человек в студии мультипликации? (Режиссер)

• Как называется человек, который создает героев и декорации? (Художник-мультипликатор)

• Кто озвучивает героев мультфильма? (Актер)

• Кто создает настроение, предупреждает героев об опасности, радуется вместе с ними, дополняя мультфильм музыкой? (Композитор)

• Человек, без которого герой не сможет двигаться? (Аниматор)

• Кто производит съемку мультфильма? (Оператор)

- Вот путь, по которому идет создание любого мультфильма. И мы с вами, ребята, можем по праву называться волшебниками, ведь мы сами можем создать это волшебство, эту фантазию и самые невероятные чудеса, ведь в мультипликации возможно все.

Заключительная часть

Итог работы

Методические рекомендации автора:

(четкие и краткие инструкции или советы автора тем, кто будет реализовывать данную методическую разработку)

1. Необходимым условием успешной и плодотворной коррекционно-развивающей работы с детьми, формировании необходимой командной деятельности рекомендуется предварительная работа с педагогом-психологом.

2. Для повышения уровня заинтересованности и мотивированной плодотворной командной работы рекомендуем максимально включить детей в создании персонажей, иллюстраций для фона, декораций для создания анимационного фильма.

3. Можно выбрать одного ребенка из детей, выполняющий роль оператора, который осуществляет постоянный контроль качества отснятых кадров. Остальные дети – аниматоры осуществляют действия в кадре, переставляя героев и декорации в соответствии с задуманным сюжетом. Режиссером выступает педагог.

Приложение 1.

«Земля Олонхо»

Верхний Мир. Давным-давно создателем был сотворен Верхний мир – светозарная полуденная страна, улыбчивый мир с освежающе голубым воздухом и ведущими вверх молочными ступеньками. Юрюнг Ар Тойон. Верхним миром правил седовласый, седобородый старец-господин Юрюнг Ар Тойон с островерхой шапкой из трех соболей. Адьына Сиэр Хотун. Это госпожа – жена Юрюнг Ар Тойона верная Адьына Сиэр Хотун. Они имели девять великих ойунов-шаманов, восемь белых намысын удаганок-шаманок, несметное количество друзей и родственников.

Срединный мир. С высоко поднимающимся солнцем, гладкошироким, цветистым, был создан-сотворен Срединный мир. Здесь разродилось три племени, расцвело четыре племени айыы – уранхай-саха. Там на Сайдылыкы эбэ, жили поживали отец господин-прародитель народа айы Саха Сарын Тойон, мать госпожа прародительница – Сабыйа Бай Хотун. Отец господин-прародитель Саха Сарын Тойон, мать госпожа-прародительница Сабыйа Бай Хотун имели единственного сына. Звали его богатырь Кюн Дьирибинэ, «Солнцезарный», имеющий богатырского, сивой масти коня Кене Кегеччер. Вместе с Ним росла его сестра – светлоликая, лучезарная, с девитисаженной косой, Туйарыма Куо – девушка красоты невиданной, доброты неслыханной.

Нижний мир. С непримиримо-негостиприимно сумрачными метельными небесами, мутными, как недоваренная уха, с бушующими темными вихрями в бедственной топи подземной тьмы был сотворен Нижний мир. В этой стране жил имеющий посреди лица вместо глаза кусок мяса тварь одноглазая, с пастью бездонной, подобной пещере, с одной ноздрей на длинном носу, редкозубый Уот Усутакы. Сестра его – хвост из дымокура, рваная пола из лохмотьев, хищные когти – Кыскыйдан Куо.

Низвергающий огонь из поганой пасти богатырь абасы Уот Усутакы схватил луноликую, с девитисаженной косой Туйарыму Куо, опоясавшись ею же, бросил ее поперек коня, и в мгновение ока скрылся в Нижнем мире. В этот миг на землю пала смертоносная круговерть вихрей, вскипел туман белой пеленой непроглядной, закружились девять бедоносных смерчей. На спасение луноликой Туйарымы Куо бросился ее любимый брат Кюн Дьирибинэ. Но он попал в ловко расставленные сети сына абасы. Козни колдовские оказались сильнее. На помощь луноликой Туйарыме Куо спешит прославленный-богатырь Юрюнг Уолан на Мотыльково-белом коне, летающем поверх изгороди столбовой трехжердной. Не удалось богатырю Юрюнг Уолану вызволить Туйарыму Куо. Гибнет он в Нижнем мире. Распалась кость его тонкая, не выдержав чар колдовских. На защиту племени айы уранхай-саха и Срединного мира из Верхнего мира Юрюнг Ар Тойон спускает тонкокостного, пятисаженного в талии, шестисаженного в плечах богатыря исполина Нюргун Ботура Стремительного. Вызволить луноликую Туйарыму Куо из беды теперь должен он. Конь вороной богатырский, заржал и резво поскакал, пролетел певучей стрелой по трем великим мирам. Богатырский конь вороной в мгновенье ока доставляет Нюргун Ботура Стремительного в сумрачный Нижний мир. Защитник племени айы Нюргун Ботур Стремительный и предводитель рода абасы Уот Усутакы встретились в смертельном поединке. Богатыри исполины из непримо враждебных миров дерутся смертным боем, топча мерзлую землю по колено, превратив ее в месиво. Три великих мира содрогнулись, затрещали, готовые рухнуть. Не осталось ни травы, ни деревьев вокруг. Земля стонала под их богатырскими пятами. Тридцать дней и тридцать ночей бились они на равных в дикой драке, жестоком раздоре. Однако наступил миг, когда пыл их умерился, ярость ослабла, силы иссякли. От битвы смертельной устали они, не в силах продолжать дальше. Так и стояли они, обессилев, в изнеможении, опираясь друг о друга лбами. Когда стало совсем невмоготу, Нюргун Ботур призвал на помощь старшую сестру свою Айы Умсур удаганку, а Уот Усутакы – сестрицу младшую Кыс Кыскыйдан. Вызволить брата из беды брата спустилась на землю из Верхнего мира Айы Умсур удаганка, спасительница восьми небес, покровительница девяти небес, озаряя небо сверкающей бахромой наряда, ударяя в бубен, и протянула Нюргун Ботуру волшебную плетку, нараспев выговаривая дом-дом слова. Взяв ее, Нюргун Ботур нанес сокрушительные удары сыну абасы Уот Усутакы. Окропил живой водой брата Юрюнг Уолана, оживил. Луноликую Туйарыма Куо вместе с 39 богатырями айы вызволил из тьмы подземной.

Прославленный юноша-богатырь Юрюнг Уолан на Мотыльково-белом коне вернулся в благословенное лоно матушки-земли вместе с невестой своей, луноликой Туйарымой Куо, достойной подруги жизни.

Сказывают, девять дней и ночей продолжался свадебный пир. Неиссякаемое изобилие и благодать установились на земле. Радость трех родов саха была великая. Указано, предписано было на том пиру славном расплодиться потомству уранхай-саха племени.

Уруй-туску! Уруй-айхал! Слава! Слава! Слава!

Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие в шоколадную страну»Конспект занятия «Путешествие в шоколадную страну» Конспект совместной познавательно – исследовательской деятельности воспитателя с детьми в старшей группе «Путешествие в шоколадную страну».

Конспект НОД по речевому развитию «Путешествие в страну сказок» Возраст детей: 6-7 лет Образовательная область: речевое развитие Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие,.

«Путешествие в страну Здоровья». Конспект НОД = Цель:развивать у детей желание заботиться о своём здоровье, стремление вести здоровый образ жизни. Задачи: -Уточнить представление о.

Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в страну Любознайку» Цель: воспитание интереса к познанию окружающего мира; обобщение знаний детей об электричестве; развитие коммуникативных умений. Задачи:.

Конспект открытого занятия «Путешествие на луг» (Звуковая культура речи). Вторая младшая группа .

Конспект НОД «Путешествие в страну математики»Конспект НОД «Путешествие в страну математики» Воспитатель: Ребята, вчера, когда я готовилась к занятию, приготовила для задание цифры. Но сегодня, эти цифры пропали. Как же нам теперь.

Конспект занятия «Путешествие в мыльную страну» Содержание: закрепить знание о мыле и шампуни (его свойстве и качестве, развивать воображение. Оборудование:кукла - принцесса Шампуния,.

Проект «Культура русского народа. Вербное воскресенье» в подготовительной к школе группе Паспорт проекта. Тема проекта:«Культура русского народа: «Вербное воскресенье»;Участники проекта: дети подготовительной группы, родители,.

Конспект занятия «Путешествие в Сказочную страну» Цель: развитие познавательно – речевой деятельности детей на основе сказок. Задачи: образовательные: - развивать самостоятельность, творчество.

Конспект занятия «Путешествие в страну Толерантности»Конспект занятия «Путешествие в страну Толерантности» Тема: "Путешествие в страну Толерантности" В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Путешествие в страну Олонхо». История и культура народа Саха
Опубликовано: 14 мая 2021 в 08:23
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Путешествие в страну Олонхо». История и культура народа Саха» (включая файлы) размещена пользователем Сахая Жиркова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД