Елена Султанова
Конспект занятия для детей б—7 лет «Путешествие в страну музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
Закрепить знания детей о разнообразии музыкальных инструментов, их внешнем виде, звучании; научить различать группы музыкальных инструментов (ударные, струнные, духовые); познакомить с историей возникновения этих групп инструментов; подвести к пониманию того, что человек — создатель и исполнитель музыки
Публикация «Конспект занятия для детей б—7 лет „Путешествие в страну музыки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Детские музыкальные инструменты, разложенные на трех столах по группам (ударные, струнные, духовые); лук, повязки на глаза, карточки с изображением музыкальных инструментов для каждого ребенка.
В группу к детям приходит Фея музыки. Желательно, чтобы у нее в руках был магнитофон на батарейках, так как все время должна звучать негромкая музыка. Фея музыки. Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Я — Фея музыки. Вы любите музыку? А что такое музыка, как вы думаете? Для чего нужна музыка? Вы хотите узнать, откуда появилась музыка? Тогда
идемте со мной в Страну музыки. Там вас ждет много интересного и необычного. Под музыку полонеза дети входят в зал и танцуют полонез.
фея музыки. Вот мы и в Стране музыки. Здесь всегда звучит музыка. А вы знаете, как рождается музыка? (Ее сочиняют композиторы) Да. Композиторы — самые главные жители моей страны. Они сочиняют музыку, а помогают нам услышать ее другие жители этой страны. Кто они? (Музыканты.) Конечно, музыканты. И их в моей стране очень много. А как они помогают нам услышать музыку? (С помощью музыкальных инструментов.) Вы правы. Музыкальных инструментов в моей стране очень-очень много. Может быть, вы назовете некоторые из них? Дети называют разные музыкальные инструменты. Фея музыки. Молодцы! Много инструментов знаете. Сегодня я покажу вам только небольшую часть музыкальных инструментов моей огромной страны. Как вы думаете, какие из них можно отнести к струнным музыкальным инструментам? Почему вы так думаете? А к ударным? Какие инструменты появились раньше: струнные или ударные? Дети высказывают предположения. Чтобы дети не спорили, воспитатель предлагает отгадать загадку: Чтоб на нем нам поиграть, Ноты можно и не знать, Палки в руки мы возьмем, Посильней его побьем.
Правильно, барабан. Барабан — это ударный инструмент, а ударные инструменты появились раньше всех. Ведь ударным инструментом может быть любой твердый предмет. Древние люди исполняли ритмичные танцы, помогая себе постукиванием палки о сухую деревяшку, или били одним камнем о другой. Когда люди научились обрабатывать шкуры животных, заметили, что, если кожу животного натянуть на широкий сосуд И ударить по высохшей коже палкой, получится громкий звук. Так появился первый барабан, а затем и бубен. Немного позднее люди научились делать инструменты из дерева. В деревянную или берестяную коробочку они насыпали сушеный горох — получались Погремушки и маракасы. Какие еще деревянные ударные инструменты вы знаете? А какие металлические? Давайте возьмем эти инструменты и сыграем на них.
Детский оркестр исполняет веселую русскую народную мелодию.
Фея музыки. На каких музыкальных инструментах мы играли? (На ударных.) А сейчас отгадайте еще одну загадку:
Ой, звенит она, звенит, Всех игрою веселит, А всего-то три струны Ей для музыки нужны.
Правильно, балалайка. Балалайка — это струнный инструмент. Посмотрите, какие струнные инструменты лежат у меня на столе. Назовите их. Какие еще вы знаете струнные инструменты? Струнные музыкальные инструменты появились позднее ударных, но тоже очень давно. В далекие-далекие времена, когда в лесах было много диких зверей, человек придумал оружие для охоты на них — лук и стрелы (показывает). Вы, наверное, знаете, как делают лук. Берут толстую ветку, сгибают ее и два конца этой ветки связывают тетивой. Когда человек натягивал тетиву, а затем отпускал ее, тетива издавала приятный мелодичный звук. Чем тоньше была тетива и чем туже натянута, тем звук получался тоньше и нежнее. Тогда человек натянул несколько струн разной толщины. Так появились первые струнные инструменты. Посмотрите на струны гитары. Одни из них толстые, и звучат они низко, басом, а другие — тонкие, и звук у них высокий, нежный. Если я ослаблю эту струну. Изменилось звучание? (Да, стало звучать ниже.)
Фея музыки (постепенно подтягивая струну). Вот как высота звука зависит от натяжения струны и ее толщины. У каждого народа был свой струнный инструмент. А какие струнные инструменты были у русского народа? (Балалайка, гусли.) Да, в далекую старину были певцы, которые играли на гуслях и пели сказания про богатырей и князей. А простой русский народ веселился под задорные звуки балалайки. Из другой страны к нам пришла гитара, которую мы все тоже полюбили. Послушайте песню в сопровождений гитары. А сейчас я вам загадаю еще одну загадку:
Очень весело поет, Если дунете в нее, Вы все на ней играете И сразу отгадаете.
Правильно. Сегодня мы познакомимся с группой инструментов, к которым относится дудочка. Эти инструменты называются духовыми. Как вы думаете, почему они так называются? Правильно, чтобы получить звук, в них нужно дуть, потому они и называются духовыми. Эти инструменты тоже появились очень давно. Человек дул в морскую раковину, в трубочку тростника, в рога животных. Потом человек придумал дудочки, рожки, свирели, жалейки, трубы. Он усовершенствовал инструменты, придумал очень много новых. Это и деревянные духовые инструменты — флейта, гобой (показывает иллюстрации, и металлические — валторна, саксофон, и много других. Давайте поиграем в игру «Поймай дудочку».
Один ребенок играет на дудочке, двое других с завязанными глазами ловят его. Во время игры звучит «Шутка» И. -С. Баха, исполненная на флейте. Игра проводится 2—3 раза.
Фея музыки. С какими музыкальными инструментами мы сегодня познакомились? (С духовыми, струнными и ударными.) Откуда взялись музыкальные инструменты? Сейчас я проверю, чему вы наначились в моей Стране музыки. Я раздам вам карточки, на которых нарисованы музыкальные инструменты, а вы по моему сигналу должны быстро построиться в 3 команды: команда духовых строится к синему флажку, команда струнных — к красному, а команда ударных — к желтому флажку. Вот у нас получилось 3 команды — 3 оркестра : струнный, ударный и духовой. Стоящий первым в каждой команде будет дирижером. Сейчас звучит музыка, а с ее окончанием нужно собраться вокруг своего дирижера.
Игра проводится 2—3 раза. Дирижеры каждый раз переходят на другое место.
Фея музыки. А сейчас на прощание давайте станцуем общий танец. Вам понравилось в моей Стране музыки? Вы хотите быть не только гостями, но и жителями этой страны? Тогда вам нужно учиться музыке, постараться побольше узнать о ней, научиться играть на музыкальном инструменте. Для этого нужно быть очень терпеливым, настойчивым, упорным. А пока вы ходите в детский сад, приходите почаще ко мне в гости. Вы узнаете здесь много интересного о музыке. До свидания, до новых встреч!