Татьяна Сагитдинова
«Путешествие в пустыню»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие в пустыню»
(Конспект сюжетно-дидактической игры для детей старшего возраста)
Программное содержание: уточнить представление детей о растениях и животных пустыни, о том, как они приспособились к климатическим условиям. Познакомить с животными: тушканчиком, ящерицей круглоголовой. Выяснить представления детей о том, чем питается верблюд, как он спасается от жары. Развивать воображение детей в игре, мышление при решении проблемных вопросов и с помощью сравнений.
Воспитывать познавательный интерес к обитателям пустыни.
Публикация «„Путешествие в пустыню“» размещена в разделах
Материалы к занятию: стулья, веревки, халат, чалма, фляжки с водой, еда (деревянный конструктор, кактус – растение, макеты саксаула, верблюжьей колючки, посаженные в емкость с песком, лопата, лента 1,5 м, дорожка со следами, картинки: верблюда, ящерицы, тушканчика.
Словарь: караван-баши (погонщик верблюдов, проводник)
Предварительная работа: чтение рассказов С. Снигирева «Караван», «Африка настоящая» беседа о пустыне и ее климате, о верблюде
Ход игры:
Воспитатель: «Куда мы летали в прошлый раз на самолете?»
Дети: «В пустыню Сахару».
Воспитатель: «Хотите отправиться туда еще раз? На чем еще можно путешествовать по пустыне?» (уточняются представления детей) Что нам может понадобиться в пустыне?»
Дети: «Белая одежда, панама, фляжки с водой».
Воспитатель: «Кто из вас катался на верблюде? А хотелось бы вам сесть на верблюда? Давайте отправимся в пустыню на верблюдах».
Дети строят из 2-х стульчиков верблюда и сцепляют их веревкой, имитируют надевание одежды для путешествия, панамы. Воспитатель уточняет, почему одежда должна быть белой, для чего нужна панама.
Воспитатель: «Кто поведет наш караван по пустыне, чтобы мы не заблудились?
Дети: «Проводник».
Воспитатель: «Проводника верблюдов называют караван- баши». (Роль проводника -караван- баши воспитатель берет на себя, надевает чалму и специальный халат).
Воспитатель- проводник : «Пора отправляться в путь. Садитесь на верблюдов. Жарко в пустыне. Песок горячий, а верблюд идет по раскаленному песку и не получает ожогов. Почему?»
Дети:«У верблюдов специальная «обувь» их стопы защищены мозолистыми подушками».
Воспитатель- проводник:«Правильно, мозолистое тело предохраняет ноги верблюда от ожогов и травм об острые камни. (демонстрирует картинки верблюда). Как вы думаете, какими должны быть мозоли, чтоб верблюд не проваливался в песок?»
Дети: «Широкими».
Воспитатель- проводник «В пустыне очень жарко и мы с вами надели белые халаты. Почему не жарко верблюдам? Что защищает его тело?»
Дети: «Длинная и густая шерсть».
Воспитатель- проводник «Как вы думаете, зачем верблюду горб?»
Дети: «Горб верблюда –мешок, куда откладываются жировые запасы»
Воспитатель- проводник: «Долго мы едем по пустыне, пора сделать привал, слезайте с верблюдов. Пусть отдохнут, да и нам не мешает прогуляться по пустыне. Посмотрите, а верблюд ест какое-то растение (воспитатель вносит макет верблюжьей колючки, саксаула, посаженных в таз с песком).»
Воспитатель- проводник. : «Это верблюжья колючка -кустарник. Чем это растение отличается от кустарников на нашем участке?»
Дети: «Он круглый, колючий, на нем нет почти листьев».
Воспитатель- проводник: «Кто знает, как называется это дерево. (воспитатель демонстрирует саксаул)».
Воспитатель- проводник. : «Давайте, изобразим саксаул (дети имитируют дерево»).
«Саксаул отличается от деревьев, растущих на нашем участке? Чем? В пустыне нет воды, а где эти растения берут воду?
(воспитатель слушает ответы детей)».
Воспитатель- проводник «Давайте посмотрим, какие у него корни. Где моя лопата? Кто мне поможет? (воспитатель приподнимает модель саксаула и демонстрирует детям длину корня- полностью не показывает их) Какой длины корень? Покажите. (дети вытягивают руки вверх, встают на носочки) Если бы выкопали из земли саксаул и забрались на крышу девятиэтажного дома, только тогда его корни достали бы до земли. А вот еще одно растение (показывает кактус) У кактуса тоже длинные корни?»
Дети: «Маленькие. Они расположены у самой поверхности».
Воспитатель- проводник «Как вы думаете, почему он не высыхает? И где же добывает воду? Воспитатель рассказывает, что во время дождя кактус собирает ее с поверхности земли и накапливает в мясистом стебле.
Воспитатель- проводник
«Давайте поиграем в игру «Мы кактусы». Дети изображают кактусы и по команде «Дождь» движениями рук имитируют сбор воды и откладывание его в стебли. По команде «Дождь прошел» -стоят - руки чуть разведены в стороны.
Воспитатель- проводник «Ну вот, уже наступил вечер, пора возвращаться к месту стоянки. (Дети выполняют легкий бег в колонне по - одному и идут по выложенным на полу следам). Присаживайтесь около своих верблюдов, попейте воды, покушайте. Ребята, посмотрите, а кто это там показался из песка? (показ картинки круглоголовой ящерицы)»
Дети: «Похоже на ящерицу».
Воспитатель- проводник «Расскажите, какая она?»
Дети: «Голова круглая, туловище продолговатое, окраска буро-зеленая»
Воспитатель- проводник «Из-за круглой головы ее назвали ящерица - круглоголовая. Знаете, чем эта ящерица интересна? (воспитатель выдерживает паузу) Она в одну секунду может зарыться в песок. (воспитатель берет картинку с ящерицей в руку, предлагает детям закрыть и открыть глаза, а сама в это время прячет ее за спину). Вот видите, как быстро она спряталась. (игра повторяется несколько раз)».
Воспитатель- проводник «А знаете, как она это делает? Прислонится к песку животиком, задрожит, затрясется и «утонет». Представьте, что вы ящерицы- круглоголовки, давайте повторим ее движения».( Дети имитируют движения по погружению ящерицы в песок: стоят. Прижав к туловищу руки. Дрожат, трясутся телом, покачиваются из стороны в сторону и быстро приседают.
Воспитатель- проводник «Молодцы! Присаживайтесь около верблюдов. Посмотрите, а вот еще один житель пустыни показался. Кто это? (показ картинки тушканчика).»
Воспитатель- проводник «Кто из Вас, дети, знает, это кто?»
Дети: «Это тушканчик.»
Воспитатель- проводник «Правильно. Он чемпион по выкапыванию норок. За 15 минут он выкапывает нору в песке длиной в 1,5 метра. (воспитатель показывает ленту этой длины) Как вы думаете, передвигается тушканчик?»(воспитатель слушает ответы детей, уточняет их- тушканчик прыгает на двух ногах).
Воспитатель- проводник «Покажите, как он передвигается. Давайте же, мы будем с вами маленькими тушканчиками. (Дети прыгают на двух ногах с продвижением вперед, выпрыгивают вверх из глубокого приседа, подпрыгивают на месте, достают предмет, подвешенный выше поднятой детской руки ребенка на 25-30 см»
Воспитатель- проводник «Прыжок тушканчика может достигать 3 метров. (воспитатель демонстрирует длину прыжка) Еще тушканчик может, не разбегаясь подпрыгнуть, вцепиться зубами, а затем и лапками в ветку и вот он уже на дереве. А знаете, зачем тушканчику такой длинный хвост? Длинный хвост – это руль, помогающий быстро менять направление на скаку.»
Воспитатель- проводник «Ну вот, уже совсем темно и нам пора отправляться на ночлег».
(воспитатель предлагает детям лечь спать около верблюдов, дети имитируют сон).
Воспитатель- проводник «Уже наступило утро. А куда подевались все животные? Почему они укрылись в песке? Когда они выходят на охоту? Чем питается ящерица-круглоголовка? А тушканчик? Хотите узнать? Где мы можем об этом узнать? (дети предлагают разные варианты ответов)
Воспитатель- проводник «Садитесь на верблюдов, пора отправляться дальше в путь. Наше путешествие закончилось, пора отправляться в детский сад».
Используемая литература
Энциклопедия для детей М., «АВАНТА +», 1995