Любовь Мартынова
Конспект интегрированной НОД «Путешествие в мир птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия: формирование обобщающего понятия – птицы.
Задачи:
Образовательные:
- с помощью опорных сигналов познакомить детей с характерными особенностями строения и образа жизни птиц;
- учим детей расшифровывать закодированную в опорных сигналах информацию о птицах.
Развивающие:
- развитие логического мышления - умения выделять общие и отличительные признаки различных представителей птичьего мира;
- развитие связной речи - умения давать обоснованные ответы на поставленные в ходе занятия вопросы;
Воспитательные:
Публикация «Конспект интегрированной НОД „Путешествие в мир птиц“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- воспитываем бережное отношение к природе;
- воспитываем усидчивость, умение слушать товарища.
Материалы и оборудование:
- конверты с заданиями;
- карточка - загадка (иллюстрация птицы);
- опорные карточки;
-макет дерева;
- презентация – викторина «Птицы»;
-материал для опытов: фартуки, нарукавники, емкости в водой, жирный крем, таблица «Правила поведения при экпериментировании», влажные салфетки ;
- перья.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и презентаций по теме; чтение энциклопедий и книг о птицах.
Ход ООД:
(стоя в круге)
Давайте, друзья, поздороваемся! (идём по кругу, держась за руки)
И скажем, друг другу «Привет!» (здороваемся за руки)
Пусть яркое светит нам солнышко, (идём по кругу, держась за руки)
А мы ему помашем в ответ! (машем солнышку)
Раздается голос: «Помогите!»
- Ребята слышите, кто-то зовет на помощь. Кто же это?
Подходим к экрану. На экране непонятная тень.
- Ребята, кто это?
- Здравствуйте, ребята, злой волшебник превратил меня в тень, и теперь я не помню, кто я? Расколдуйте меня, пожалуйста.
- Ребята, вы согласны помочь этому существу?
-Спасибо ребята, если вы выполните все задания, которые висят на дереве, то расколдуете меня.
Подходим к дереву.
- Давайте откроем конверт под номером 1 и посмотрим, что в нем?
Конверт № 1 «Отгадай, кто?»
В большом конверте лежит еще один конверт, опорные карточки и лист с заданием: «Угадайте, кто спрятался в большом конверте. В этом вам помогут опорные карточки. Даю небольшую подсказку – это представители мира животных».
- Ребята, давайте для начала вспомним, кто относится к животным? (звери, рыбы, прицы, насекомые, пресмыкающиеся).
Карточка №1. Воспитатель открывает первую карточку. Первая карточка - опорный сигнал, обозначающий «разноцветный окрас».
- Как вы думаете, о чем говорит нам эта подсказка? Что, по - вашему здесь изображено? Какое отношение это имеет к нашей загадке?
(выслушав ответы детей, делаем вывод)
На карточке нарисованы краски. Какие животные могут иметь разноцветный окрас? (звери, птицы, насекомые, пресмыкающиеся, рыбы)
Значит тот, кто спрятался здесь, может быть любой из представителей животного мира!
- Пока мы не можем с вами угадать, кто это. Давайте возьмем еще одну.
Карточка № 2. «Чем питается». (мясо, насекомые, трава, зерна)
- Как в думаете, о чем говорит нам эта подсказка? Что, по - вашему здесь изображено? Какое отношение это имеет к нашей загадке?
(выслушав ответы детей, делаем вывод)
Какие животные могут этим питаться? (звери, птицы, насекомые, пресмыкающиеся, рыбы)
Значит тот, кто спрятался здесь, может быть любой из представителей животного мира!
- Пока мы не можем с вами угадать, кто это. Давайте возьмем следущую подсказку.
Карточка № 3. «Откладывают яйца».
- Как вы думаете, что здесь изображено? (яйцо). Кто откладывает яйца?
(выслушиваются ответы детей) Приходим к выводу:
Яйца откладывают птицы, пресмыкающие, и насекомые!
- Значит тот, кто спрятался здесь, может быть или птицей, или насекомым, или пресмыкающимся!
Мы не можем это точно сказать. Нам нужна еще одна подсказка.
Карточка № 4. «Крылья»
- Посмотрите внимательно. Как вы думаете, о чем нам говорит эта подсказка? (выслушиваются предположения детей)
- Какое отношение это имеет к животному? (у спрятавшегося животного есть крылья)
- У каких животных есть крылья?
- Назовите их, одним словом. (Крылья есть у птиц, насекомых)
Значит тот, кто спрятался здесь, может быть или птицей, или насекомым!
Пока мы с вами не можем отгадать загадку. Давайте возьмем еще одну подсказку.
Карточка № 5. «Две конечности»
- Посмотрите внимательно. Как вы думаете, о чем нам говорит эта подсказка? (выслушиваются предположения детей)
- Какое отношение это имеет к животному? (у спрятавшегося - две лапы)
- Ребята, мы открыли уже все карточки - подсказки. Давайте все вместе вспомним, что же мы вами узнали? (апеллируя к опорным сигналам, подводит итог)
- Животные, спрятанные в конверте могут иметь разноцветный окрас, питаться мясом, насекомыми, зерном, травой, зернами, откладывают яйца, имеют крылья и две лапы.
- Кто это? (птицы) Давайте откроем карточку и узнаем, правы ли мы!
Открываем большой конверт, достаем картину с изображением птиц.
- Вот и справились мы с загадкой!
Давайте посмотрим на экран, изменилось ли что – нибудь? Смотрите, у существа появились птичьи лапы. Значит наше существо? – птица. Теперь нам надо узнать, что это за птица.
- Ребята, давайте немного отдохнем.
Игра «Птички»
Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают. («клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели (улетают», садятся)
- Вот с вами немного отдохнули, давайте возьмем следующий конверт.
Конверт № 2. В конверте вопрос «Почему у водоплавающих птиц всегда сухие перья?»
- Интересный вопрос, кто может на него ответить? (ответы)
- Давайте проведём эксперимент. Но для начала вспомним правила поведения в лаборатории (карточка – схема).
-Воспитатель: Может быть, кто-то знает, как сделать, чтобы наши руки в воде, как перья птиц, тоже не намокали? (ответы)
- А я вот попробую их смазать кремом, а потом намочить, вы хотите тоже так сделать?» (Действия детей.)
Выводы: руки, смазанные кремом, не намокают.
Воспитатель: Ну что, теперь догадались, почему перья водоплавающих птиц не намокают в воде?
Вывод: Все водоплавающие птицы смазывают перья своим жиром, жир не пропускает воду, поэтому перья не намокают и остаются сухими.
- Какую роль перьев мы выяснили? (перо защищает птицу от воды)
- Вот и ответили на вопрос, давайте проверим нашу птицу. Посмотрите, мы расколдовали еще часть птицы!
Давайте возьмем следующий конверт.
Конверт № 3 «Викторина».
- Ребята, нам предлагают сыграть в викторину.
(на экране появляется викторина)
- Вы должны выбрать категорию и номер вопроса, например: голос 2. Появится вопрос, я зачитаю его, а вы подумаете и ответите. За правильный ответ вы получите перышко. Ответ не выкрикиваем, отвечает тот, кто первый поднял руку.
В конце подводится итог.
Проявляется оставшаяся часть птицы.
-Ребята, посмотрите, волшебство пропало. Кого мы с вами спасли? (сова)
Голос птицы : «Спасибо вам, ребята, за помощь. Без вас я бы совсем пропала, я хочу отблагодарить за свое спасение и приготовила небольшой сюрприз. Он находится в красивой коробке. Найдите ее».
Дети находят коробку, а в ней шаблоны, перья для изготовления поделки «сова».
Подведение итога.
-Ребята, вам понравилось наше путешествие? Расскажите, что вам понравилось, а что не понравилось.
Выслушиваем ответы детей.