Епанчинцева Ирина Александровна
«Путешествие с Хоттабычем». Конспект НОД с элементами опытнической деятельности в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: Образовательные задачи:
1. Познакомить детей с климатическими условиями пустыни. 2. Учить решать познавательные задачи, делать выводы на основе простейших выводов. 3. Формировать представления о взаимосвязи живых организмов со средой обитания. 4. Познакомить с животным и растительным миром пустыни. 5. Активизировать детей на получение новых знаний.
Развивающие задачи:
1. Развивать интерес к познавательной деятельности.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
2. Расширять кругозор, обогащать и активизировать словарный запас детей. Активизировать в речи детей слова: «варан», «караван верблюдов», «барханы», «верблюжья колючка», «оазис», «джейран», «тушканчик», «черепаха», ««песчаный удав».
3. Развивать воображение, мыслительную деятельность.
4. Развивать у детей умение делать выводы, устанавливать взаимосвязи в природе.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать любознательность, познавательный интерес к окружающему миру.
Методическое обеспечение: глобус, ковер-самолет, кувшин, макет пустыни; картинки с изображением животного и растительного мира пустыни; а/запись «Гул самолета», подзорная труба, восточная мелодия, указка. ; оборудование для опытов : свеча или лампа, кусок меха, баночки с песком на каждого ребенка, карандаши, крышки от пластиковых бутылок, сок.
Предварительная работа: рассматривание картин, энциклопедий, иллюстраций о пустыне; работа с картой мира и глобусом; чтение х/л «Ящерица без хвоста» Н. Романов; «Караван» Ю. Измайлов; «Неизведанное рядом»; «Желтая страница» С. Маршак, беседы индивидуальные и групповые, домашнее задание детям – подготовить короткие рассказы о животных пустыни,
Ход занятия:
Коммуникативная игра «Доброе утро!»
В. - Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто стоит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа.
В. - Я рада тебя видеть (воспитатель называет имя ребенка, стоящего справа) Молодцы, ребята! Поприветствовали друг друга, все сразу заулыбались, у всех хорошее настроение.
В. - А сейчас мы поиграем:
«Мы шагаем, мы шагаем, выше ноги поднимаем!
1, 2 – 1, 2 – повернулась детвора.
Мы еще чуть-чуть пройдемся, географией займемся!»
(Обращаю внимание на кувшин, стоящий на столике.)
В. - А это что такое? (сосуд, кувшин)
В. - Кто его сюда принес? (разглядываю, встряхиваю) Интересно, что же там внутри? (снимаю пробку, заглядываю внутрь)
В. - ОЙ! (делаю вид как – будто что-то кольнуло в глаз) Кто там?
(Звучит восточная музыка, появляется Хоттабыч)
Хоттабыч : - О, прекраснейшая из воспитательниц всех детских садов Европы, Азии, Америки и островов земного мыса. Благодарю тебя за избавление от тяжких и мучительных страданий. Позволь мне в знак глубочайшей признательности поиграть с тобой в мяч (в руках у него глобус)
В. - Хоттабыч, это не мяч!
Хоттабыч : - Вай, вай, как не мяч? Он же круглый, цветной!
В. - Ребята, скажите Хоттабычу, что он принес? (глобус).
Хоттабыч : - Вай, 1000 лет живу, но такого не слыхал. Что такое глобус?
Дети: - Глобус – это модель нашей Земли. На нем можно увидеть, где находится наша страна, наш город. С помощью глобуса можно путешествовать.
В. - А вот почему глобус такой разноцветный, нам поможет разобраться игра. И ты, Хоттабыч, присаживайся вместе с нами и послушай (усаживаются на стульчики возле глобуса)
Игра с глобусом….
- Крутим, крутим шар земной, крутим, крутим голубой!
1, 2, 3 –(имя ребенка, океаны покажи)
- Каким цветом отмечены океаны и моря на глобусе? (синим и голубым) ребенок показывает на глобусе океаны и моря.
- Крутим, крутим шар земной, крутим, крутим голубой!
1, 2, 3 – (имя ребенка, горы покажи!
- Каким цветом изображены горы? (коричневым) ребенок показывает горы на глобусе
- Крутим, крутим шар земной, крутим, крутим голубой!
1, 2, 3 – (имя ребенка, Северный полюс покажи)
- Какой цвет используется здесь? (белый) ребенок показывает Северный полюс
- Крутим, крутим шар земной, крутим, крутим голубой!
1, 2, 3 – (имя ребенка, Южный полюс покажи)
- Каким цветом на глобусе обозначен Южный полюс? (тоже белым) ребенок показывает на глобусе.
Хоттабыч : - О, мудрые отроки, как интересно! А я вижу желтый цвет на глобусе. Что же он может обозначать?
Дети:- Песок, пустыню.
Хоттабыч : - Вай! Так это же моя Родина! Я хочу, чтобы вы немедленно отправились посмотреть мой родной край!
В. - А на чем мы туда полетим?
Хоттабыч : - На ковре-самолете.
В - А это не опасно?
Хоттабыч : - О, моя прекрасная из воспитательниц земного шара, не опасно! Клянусь своей бородой. Усаживайтесь на «ковер-самолет», любознательные из любознательных, (усаживаются) возьмитесь за руки, закройте глазки и представьте, что вы летите над лесами, степями, высокими горами, бескрайними океанами прямо в пустыню (звучит а/запись «Гул самолета)
Хоттабыч : - А теперь посмотрите в мою волшебную трубу. Что там видно на горизонте? (дает трубу одному из детей)
- (ребенок) Вижу кругом один песок, идет караван верблюдов, бегают тушканчики, светит яркое солнце…
Хоттабыч : - Тогда снижаемся! (звучит а/запись «Гул самолета»)
(Все вместе подходим к макету «Пустыня»)
В – Вот, ребята, мы и добрались до пустыни.
Хоттабыч : - О, мудрейшие из мудрейших, скажите мне, почему она так называется? (от слов «пусто», «пустынно»)
В. - Ребята, давайте совершим небольшую прогулку по пустыне и посмотрим, кто же в ней живет. А Хоттабыч будет нас сопровождать и по случаю помогать. Посмотрите, куда ни глянь в пустыне – песок, безоблачное небо и жаркое, палящее солнце, поэтому песок очень сухой и сыпучий (показ картинки)- В пустыне дуют горячие ветры, песок легко переносится ветром, и образуются песчаные холмы, которые называются – барханы (показ картинки) Годами не бывает дождей. Как вы думаете, могут ли в этом месте жить растения? (нет, не могут, потому что в пустыне очень жарко и нет вода, а вода нужна для жизни растений)
В. - Оказывается, могут. Растут в пустыне низкие растения с маленькими листочками. Как же они обходятся без воды? (у них очень длинные корни, которые берут влагу глубоко под землей).
В. - Правильно! У них очень длинные корни.
Хоттабыч : - Зачем растениям такие длинные корни? (доставать воду, которая находится глубоко под землей) (Хоттабыч вывешивает картинку растения)
В. - А вот ребята посмотрите, в пустыне растёт удивительное растение – кактус. У меня тоже есть кактус только он маленький, и растёт в горшочке, а в пустыне кактусы высокие (изображением кактуса)
В. - Ребята посмотрите, чем покрыт кактус? (Ответы детей)
В. - Правильно колючками, колючки это листья кактуса, в них они сохраняют влагу, так он приспосабливается к климатическим условиям пустыни.
В. - А еще в пустыне растет самое распространенное растение, как верблюжья колючка (показ картинки)
Хоттабыч :- А почему она так называется? (потому что ее поедают только верблюды)
В. - Правильно. Дело в том, что верблюд – единственное животное, которое её поедает. Даже неприхотливые ослы воротят от неё нос. В пустыне растут даже деревья, только они невысокие. Это саксаул и акация (иллюстрация).
- Кажется, что в пустыне не может быть животных, но посмотрите, что за чудеса! Прямо на нас медленно, с высочайшим чувством собственного достоинства, движется высокое животное с большим горбом на спине. Кто же это? (Верблюд).
- Правильно. Верблюда (иллюстрация) называют «кораблём пустыни». Почему? Как вы думаете (он плывет, как корабль в море)
- Верно, движения его такие же плавные, как у корабля на море. Это очень сильные и выносливые животные. Они перевозят тяжёлые грузы и людей. Чтобы перейти пустыню люди собирают караван верблюдов.
-Хоттабыч : - Кто знает что такое караван? (это когда верблюды шагают друг за другом)
В - Правильно, караван – это движущая вереница верблюдов, идущие друг за другом (показ иллюстрации)У верблюдов длинная, густая шерсть. Почему им не жарко в пустыне? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведём один эксперимент.
Хоттабыч : О, мудрейшие из мудрейших не буду вам мешать! Я так давно сидел в этом кувшине и не был в родных местах, что я покидаю вас. Хочу прогуляться по своим родным местам. Желаю вам всего хорошего! С вами было так интересно. Хорошего вам настроения и удачной прогулки!
- До свидание Хоттабыч, спасибо тебе за то, что ты пригласил нас в свои родные места.
(Опыт с лампой или свечой)
(На стол ставится зажжённая лампа или большая свеча и детей просят поднести руку поближе к ней)
В. – Итак, сейчас ребята мы с вами проведем эксперимент со свечой, зажжем её. А теперь поднесите руку к зажженной свече. Жарко, жжет? (очень)
- Что надо сделать, чтобы не чувствовать жару? (как- то защитить руку)
- Правильно, надо чем-то защитить руку, т. е. поставить между жаркой лампой (свечой) и рукой экран, например, кусок меха. Вот так (подношу кусок меха)
- А теперь жжет? (дети подносят руку) (нет)
- Вот также, как кусок меха защитил наши руки, длинная густая шерсть защищает тело верблюда от палящих солнечных лучей.
- Песок такой горячий, что обжигает ноги. Чем защищены они у верблюда? (мозолями)
- На ногах у него толстые мозоли. Как вы думаете, какими должны быть эти мозоли, чтобы верблюду было удобно ходить по песку? (толстые и широкие)
В - Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведём ещё один эксперимент. Подойдите пожалуйста к столику (подходят к столику, где расположены баночки с песком, карандаши и крышки от пластиковых бутылок). Представьте себе, что вы гуляете по песку в туфлях на каблуках, возьмите карандаши и попробуйте острым концом карандаша пройтись по песку (пробуют, а потом вы шагаете в больших ботинках на широкой подошве без каблука, это будут крышки от пластиковых бутылок (пробуют) Что вы заметили (острие карандаша проваливается, а крышки от бутылок нет)
- Верно, острые каблуки проваливаются в песок, а широкие подошвы – нет. В природе нет ничего случайного, поэтому и мозоли у верблюда – широкие, чтобы удобно было передвигаться по песку.
- В пустыне бывают песчаные бури, это когда ветер поднимает песок, становится трудно дышать. Но и к этому приспособился верблюд. Ноздри у него могут закрываться с помощью специальных мускулов. И уши устроены так, что песок не набивается в них. Они маленькие и заросшие волосками. А глаза от песка защищают длинные ресницы.
Питаются верблюды скудными травами и кустарниками, которые ни одно другое животное не может есть. А самое любимое лакомство верблюда, как мы уже говорили – это верблюжья колючка. Несколько дней они могут обходится без воды и пищи. Но перед тем как отправиться в путь, хозяин даёт верблюду много воды и корма.
В. - А что есть у верблюда на спине? (горбы)
В. -За чем верблюду горбы?. (В горбах у верблюда накапливается жир)
В. - Правильно. В горбу у него накапливается жир, который он будет расходовать в переходах по пустыне. Раз в год рождается детёныш – верблюжонок. Верблюдица кормит его густым, жирным молоком. – Также верблюды бывают одногорбые и двухгорбые… (показ картинки)
В. - Наверное зной и жара утомили вас, давайте немного отдохнем…
Физминутка «Загорать шла черепаха.»
Загорать шла черепаха
И кусала всех от страха:
«Кусь-кусь-кусь-кусь-кусь.»
Ничего я не боюсь.
(По часовой стрелке, затем против часовой, стоя друг за другом, дети массажируют друг другу спинки.)
-Теперь садитесь на верблюдов, продолжим путь. (Дети садятся на стулья задом наперед)
Игра «Правда ли?»
В этот час, веселый час
Я поспрашиваю вас.
Посмотрите, туп да туп-
По песку идет верблюд.
Отвечайте, правда ли?
Бродит мишка по пустыне,
Ищет мишка куст малины.
Отвечайте, правда ли?
Поглядите средь барханов
Путь находят караваны.
Отвечайте, правда ли?
Зря вы шубы позабыли-
Летом холодно в пустыне.
Отвечайте, правда ли?
Солнце светит ярко-ярко,
Очень всем в пустыне жарко.
Отвечайте, правда ли?
Вот стихам пришел конец.
Кто ответил - Молодец!
В. – Ребята, а кого вы еще можете назвать из жителей жаркой пустынной страны?
- Я знаю джейрана (показ иллюстрации и рассказ ребенка) Это длинноногая стройная газель. Кормится травами и кустарниками. Джейраны живут стадами. Стадо постоянно кочует. Воду пьют 1 раз в семь дней. К водопою приходят, когда стемнеет. А в жару лежат в тени. При опасности спасаются бегством.
- Я знаю варана (показ иллюстрации и рассказ ребенка) Это самый крупный из всех ящериц. Варан – хищник, свою добычу может сбить с ног ударом хвоста. Норы себе выкапывает под корнями деревьев. Детёныши вылупляются из яиц. Они очень быстро растут.
- А я знаю черепаху (показ и рассказ) Всё её тело покрыто панцирем. При опасности голову и лапы она втягивает под панцирь. Черепаха может проспать 8 месяцев в году.
- Я знаю тушканчика (показ и рассказ) У него хвост длиннее туловища в 2 раза. Передние лапки короткие, задние – длинные. Скачет он на задних лапках, а хвост помогает ему отталкиваться от песка.
- А я знаю песчаного удава (показ и рассказ) Он умеет ползать под песком, но как только появляется добыча, моментально выползает и хватает его. Питается в основном ящерицами.
В - Ребята, молодцы много знаете животных, которые живут в пустыне.
В. - Ребята, в пустынях очень жарко, но все таки существуют места где есть тень и вода. Эти место называется «оазис» (иллюстрация) В оазисе живут люди. Они разводят коз и овец. В оазисе много полей, садов и виноградников, на которых люди выращивают овощи, фрукты, ягоды. Жители оазиса угощают нас соком. Сок приготовили из фруктов, которые они сами вырастили. (угощение детей соком)
- Ребята, наше путешествие по пустыне подходит к концу, нам пора возвращаться домой. Занимайте свои места на ковре –самолете. Мы отправляемся домой (Гул самолета) .
- Вот мы и вернулись. Ребята, поделитесь своими впечатлениями. Понравилось вам путешествие по пустыне? А кто пригласил нас в пустыню? А что интересного вы узнали? Куда бы вы хотели отправиться путешествовать в следующий раз?