Антонина Кононова
«Путешествие по железной дороге». Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи.
Уточнить представления о временах года, их характерных особенностях.
Упражнять детей:
в согласовании местоимений с существительными;
в образовании существительных в уменьшительно- ласкательной форме;
в умении образовывать существительные множественного числа в именительном
падеже;
в умении согласовывать существительные с числительными;
в умении образовывать существительные единственного и множественного числа в
родительном падеже;
в употреблении форм творительного падежа существительных;
в образовании слов суффиксальным способом.
Публикация «„Путешествие по железной дороге“, Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Формировать восприятие и различение значений, которые заключены в лексических
и грамматических категориях, соотнесение их со зрительным символом.
Закреплять умения составлять простые предложения; правильно употреблять в речи
предлоги.
Развивать речь, внимание, память, мышление, мелкую моторику.
Материал. Ноутбук; картинки с изображением: времена года, лес, домашние животные – для остановок; картинки с изображением: лиса выглядывает из-за дерева, заяц сидит перед кустом, белка сидит около дупла, еж сидит на пеньке, волк лежит в кустах, лось лежит на траве, еж выглядывает из норы, иволга сидит около гнезда, кукушка летит над лесом, соловей сидит на веточке среди листвы; картинка с изображением леса; картинки к игре «Угадай, какое время года»; игрушки – домашние животные; пособия: «Замечательная ручка», «Загадочные картинки»; мяч; запись песни «Мы едем, едем….» муз. М. Старокадомского, слова С. В. Михалкова; картинки с изображением пищи для диких животных.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций; беседы с рассматриванием иллюстраций; просмотр видео фильмов: «Дикие животные», «Домашние животные и их детёныши», «Лес», «Лес и лесные животные»;дидактические, подвижные, словесные игры; лексико-грамматические упражнения.
-Дети, какое у вас сегодня настроение? (Ответы детей)
- И у меня сегодня чудесное настроение и я приглашаю вас в путешествие. Скажите, путешествовать, где можно? (Ответы детей)
- Правильно! Путешествовать можно по городам, горам, селам, странам, морям. А на чем мы будем путешествовать, вы узнаете из моей загадки:
По стальным дорожкам
Мчит Сороконожка.
Тук-тук-перестук.
Круглый щёлкает каблук.
С развесёлой песенкой
По железной лесенке. (Поезд.)
(Ответы детей)
- Все считают, что это поезд? (Ответы детей)
- Правильно! Это поезд. (Слайд № 1)
- Значит, мы с вами отправимся в путешествие по железной дороге на поезде. Смотрите, а поезд нас уже ждёт.
(Слайд № 2)
Мы сядем в поезд и вперёд!
Помчим по рельсам быстро-быстро.
А кто же поезд поведёт?
Им управляют ….машинисты
И сегодня у нас машинистом будет Егор.
(Звучит песня «Мы едем, едем….» муз. М. Старокадомского, слова С. В. Михалкова. Дети поют песенку и имитируют движение поезда)
- А вот и первая остановка. А название этой остановки мы узнаем, отгадав загадку.
Четыре сестрицы на свете живут
И всех их по разному зовут
У каждой из них разноцветное платье
Попробуйте этих сестер, отгадайте! (Времена года)
(Ответы детей)
- Почему вы так считаете? (Высказывания детей)
(Открываю первую закрытую картину вдоль железной дороги, которая находится на фланелеграфе и читаю стихотворение А. Кузнецовой «Времена года»)
Придумала мать дочерям имена:
Вот Лето и Осень, Зима и Весна!
Приходит Весна - зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло - все под солнцем цветет,
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды -
Дают урожай и поля и сады.
Зима засыпает снегами поля.
Зимой отдыхает и дремлет земля
Кто назовёт времена года? Настя, назови, какие ты знаешь, времена года. (Ребёнок называет времена года)
- Правильно, Настя, назвала времена года? (Ответы детей)
- А какое время года сейчас? (Ответы детей)
- Почему вы считаете, что сейчас весна? (Игровое упражнение «Назовите признаки весны» с мячом)
- А по каким признакам мы узнаем зиму? (Игровое упражнение «Назовите признаки зимы» с мячом)
- А как мы узнаем, что пришла осень? (Игровое упражнение «Назовите признаки осени» с мячом)
- А по каким признакам мы узнаем лето? (Игровое упражнение «Назовите признаки лета» с мячом)
- Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть! Я предлагаю игру «Угадай, какое время года?» Вам нужно угадать по изображению – какое здесь время года.
(На фланелеграфе картинки с изображением времен года, ребё нок должен взять картинку и ответить: «Я думаю, это время года зима, потому что зимой бывает снег и падают снежинки» И т. д.)
- Какие вы молодцы! Как хорошо вы знаете признаки времён года! И прежде чем отправиться дальше в путь, давайте послушаем стихотворение, которое нам расскажет Ангелина. (Ребёнок рассказывает стихотворение)
Первой к нам зима идет,
Новый год она ведет.
За зимой второй весна,
Говорят: весна красна.
Третьим лето - все в цветах
И с малиной на кустах.
А четвертой осень,
Ветер с клена листья сбросил
- Какое время года пришло первым в стихотворении? (Ответы детей)
- За зимой пришла…. весна.
- За весной пришло…лето.
- За летом пришла…. осень.
- Сколько мы знаем времён года? (Ответы детей)
- Молодцы! Поехали дальше. (Включается запись песни «Мы едем, едем, едем….» муз. М. Старокадомского, слова С. В. Михалкова)
- А вот и вторая остановка.) (Открываю вторую картинку вдоль железной дороги)
Как она называется? (Ответы детей)
- Да, это лес.! Скажите мне, кого мы можем встретить в лесу? (Ответы детей)
Давайте подойдём к лесу поближе. (Дети подходят к иллюстрации с изображением леса)
И послушаем прекрасное стихотворение, которое нам расскажет Женя.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь — мы свои!
- Дети, вам понравилось стихотворение? (Ответы детей)
- Спасибо, Женя, тебе за такое прекрасное стихотворение
- Посмотрите и скажите, кто что видит. (Иллюстрации с изображением животных, птиц. Ответы детей: «Я вижу зайца, он сидит в траве» «Я вижу лису, она выглядывает из-за дерева» «Я вижу иволгу, она сидит на веточке дерева». И т. д.)
- А я вижу двух братьев медвежат (Слайд № 3)
Сейчас я вам расскажу историю о двух братьях – медвежатах: Шустрика и Мямлика. Но вы будете мне помогать.
«Рано утром Шустрик проснулся и быстро встал, Мямлик ещё только …. встаёт.
Шустрик оделся, а Мямлик …одевается.
Шустрик заправил кроватку, а Мямлик еще только ….заправляет.
Шустрик умылся, а Мямлик ещё только ….умывается.
Шустрик позавтракал, а Мямлик ещё только …. завтракает.
Шустрик почистил зубы, а Мямлик еще только …. чистит» И т. д.
Вот какие медвежата живут в лесу!
Дикие животные
С человеком не живут,
Постоянной помощи
От него не ждут.
А живут они в лесах,
На горах, в лугах, степях.
Сами пищу добывают,
Сами деток охраняют,
Строят прочное жилище,
Место сбора сами ищут.
- Дети, давайте покормим животных? (Ответы детей) (Игра «Завтрак на траве»
Из предложенного набора предметных картинок с изображением любимой пищи каждого из лесных животных, дети выбирают любую карточку и «угощают» соответствующего зверька.
Варианты ответов:
Я угощу медведя малиной. Я угощу белку грибком. Я угощу волка косточкой. И т. д.
- Как вам благодарны животные и предлагают вам поиграть.
(Физкультминутка «Дикие животные».)
Как-то раз лесной тропой Дети идут по кругу
Звери шли на водопой
За мамой – лосихой топал лосёнок, Идут, громко топая
За мамой – лисицей крался лисёнок, Крадутся на носочках
За мамой – ежихой катился ежонок, Передвигаются вприсядку
За мамой – медведицей шёл медвежонок, Идут вперевалку
За мамою – белкой скакали бельчата, Скачут вприсядку
За мамой – зайчихой косые зайчата, Скачут на прямых ногах
Волчица вела за собою волчат Крадутся
Все мамы и дети напиться хотят. Лицо вкруг, лакательные движения языком
- Хорошо в лесу! И уходить не хочется. Но нам пора ехать дальше. (Включается запись песни «Мы едем, едем, едем….» муз. М. Старокадомского, слова С. В. Михалкова
- Приехали! Что же эта за остановка?
«Они называются – питомцы, любимцы, которые живут с человеком и которых он содержит, предоставляя им, кров и пищу. Они приносят человеку пользу»
(Ответы детей) (Открываю третью картинку вдоль железной дороги)
- Правильно! Это домашние животные. Что-то некого не видно. Давайте посмотрим в свои бинокли. Скажите, что вы видите. (Ответы детей)
- Давайте подойдём поближе. Кто нас встречает (Игрушки домашних животных) (Ответы детей)
- А с ними мы поиграем в игру «Замечательная ручка» (Рука с изображением пиктограмм)
Давайте присядем. И вспомним, что в этой игре каждый палец на руке соответствует определённой игре. Например.
- Мизинец: игра …. «Жадина»
Давайте представим, что все, что вы видите это ваше. ( Ответы детей: «Мой поросёнок». «Моя корова». «Мои телята» И т. д.)
- Безымянный – игра … «Назови ласково» (Дети по очереди называют животных ласково)
- Средний – игра … «Один – много» ( Например: корова - коровы)
- Указательный – игра … «Посчитай до 5» (Дети считают животных)
- Большой - игра …. «Нет кого? Нет чего?» ( Например: «Не стало коровы», «Нет телят» И т. д.)
- Смотрите, что это? (Ответы детей)
- Правильно! Это загадочные картинки. Сейчас мы с ними поиграем. (Игра с загадочными картинками «Подбери картинку» В ходе игры дети объясняют, почему они к определённому символу положили ту или иную картинку)
- В игре вы были внимательными. Молодцы! Вот и подошло к концу наше путешествие. Нам пора возвращаться в группу.
Я предлагаю вам превратиться в поезд и отправиться в группу. «На одной ножке покрутись и в поезд превратись»
( Дети изображают поезд: согнуть руки в локтях, подражая движению колес сначала медленно, потом все быстрее и одновременно проговаривая стишок, перемещаются по группе) .
Стучат колеса поезда:
Тук-тук, тук-тук, тук-тук.
И спят в вагонах люди
Под этот мирный стук.
Конца не видно рельсам,
Вокзальные огни,
Сигналы светофора
Издалека видны.
Дежурный с переезда
Сигналы подает.
В ответ гудок протяжный
Им машинист дает.
«На одной ножке покрутись и в детишек превратись» Вот мы и в группе.
- Мне очень понравилось с вами путешествовать. А вам? (Ответы детей)
- Что вам больше всего понравилось? Что вас удивило?
- Вам всем понравилось это путешествие?
- Еще отправимся в путешествие по железной дороге?
- На память о путешествие примите вот такие подарочки (эмблемки с изображением поезда)
(Включается запись песни «Мы едем, едем, едем….» муз. М. Старокадомского, слова С. В. Михалкова и на этом путешествие заканчивается)