Дарья Дёмина
«Путешествие по станциям нравственного воспитания» с родителями средней группы (родительское собрание)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросу нравственного воспитания детей, активизировать мыслительную деятельность родителей.
План проведения:
• Вступительное слово.
• Игра - ассоциация.
• Зачитывание родителями информации о «Роли семьи в нравственном воспитании».
Публикация «„Путешествие по станциям нравственного воспитания“ с родителями средней группы (родительское собрание)» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
• Тест для родителей «Ваш стиль воспитания». Музыкальная игра «Угадай мелодию».
• Выступление специалистов: соц. педагога - Гулянич О. К. «Игры по нравственным ценностям» и педагога – психолога Трофименко Н. В. «Семья - первая школа по нравственному воспитанию детей».
• Рефлексия. Памятки для родителей по теме собрания.
• Разное.
Материал и оборудование: выставка литературы, интерактивная доска, презентация, столы и стулья по количеству родителей, памятки, информация для чтения родителям, ёлка, столик для ёлки, снежинки, аудиозаписи детских песен нравственного содержания, тест «Мой стиль воспитания ребенка» по количеству родителей, фломастеры, муз. колонки, надписи для станций : «Стиль воспитания», «Игры по нравственным ценностям», «Семья - первая школа по нравственному воспитанию детей».
Место проведения: кабинет английского, музыкальный зал, музей, сенсорная комната.
Участники: родители, воспитатели, специалисты (соц. педагог, педагог-психолог).
Форма проведения: путешествие.
Слайд 1-5
1. Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады приветствовать вас на нашей встрече. Тема сегодняшнего собрания «Роль родителей в нравственном воспитании детей». Собрание хотелось бы начать с высказывания:
Характер и нравственное поведение ребёнка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение.
Эрих Фром.
Сегодня мы будем говорить о нравственном воспитании. Нравственное воспитание – процесс становления положительных качеств в характере человеческой личности, определяющих её моральный облик. Ребёнок с первых дней связан с окружающими его людьми, в общении с которыми возникают первые симпатии к ним.
Позже он пытается разобраться в том, что хорошо, а что плохо. Дети присматриваются к поступкам своих товарищей и взрослых. Постепенно в их представлении создаются моральные мотивы поведения. Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, но главную роль в этом играет все же семья.
Слайд 6
Давайте немного поразмышляем, «Чему учатся дети…», если…Закончите фразу.
1. Ребенка постоянно критикуют, он учится… (ненавидеть).
2. Ребенок живет во вражде, он учится… (быть агрессивным).
3. Ребенок живет в упреках, он учится… (жить с чувством вины).
4. Ребенок растет в терпимости, он учится… (понимать других).
5. Ребенка хвалят, он учится… (быть благородным).
6. Ребенок растет в честности, он учится… (быть справедливым).
7. Ребенок растет в безопасности, он учится… (верить в людей).
8. Ребенка поддерживают, он учится… (ценить себя).
9. Ребенка высмеивают, он учится. (быть замкнутым).
10. Живет в понимании и дружбе, он учится. (находить любовь в мире).
Слайд 7-8
2. Игра-ассоциация
Ув. родители, предлагаем поиграть в игру «Ассоциации». Нужно постараться назвать первые образы, которые пришли вам в голову. Могут помогать остальные родители. Оценивается оригинальность мышления.
— Если семья — это постройка, то она …
— Если семья — это цвет, то она …
— Если семья — это музыка, то она …
— Если семья — это геометрическая фигура, то она …
— Если семья — это название фильма, то она …
— Если семья — это настроение, то она …
— Если семья – это страна, то она называется
— Если семья – это фрукт, то это…
— Если семья – это известный литературный персонаж, то это….
— Если семья – это животное, то это….
3. Теперь предоставим слово родителям. Попросим вас зачитать информацию по теме на листочках, которые лежат у вас на столах.
Чтобы наша встреча не переросла в монотонную лекцию, у нас сегодня будет небольшое путешествие по станциям.
4. Мы приглашаем вас на первую станцию «Стили воспитания», отправляемся с вами в музыкальный зал.
Просим всех родителей взять по 1 листу и фломастеру и занять свои места.
Ув. родители, сейчас вы, ответив на вопросы теста, узнаете, какой стиль воспитания у вас. Итак, на ответы у вас 5 минут, время пошло.
Тест для родителей «Ваш стиль воспитания»
1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека - наследственностью или воспитанием?
Б. Преимущественно воспитанием.
А. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.
В. Главным образом врожденными задатками.
Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.
2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?
Б. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.
В. Абсолютно с этим согласен.
А. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.
Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.
3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?
Г. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу)
В. Цель воспитания - научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)
А. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)
Б. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер)
4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?
Г. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.
В. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.
Б. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное - позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.
А. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.
5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?
В. Если попросит, можно и дать.
Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.
А. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц, чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.
Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.
6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?
В. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.
Г. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.
А. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.
7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?
А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей это не принято.
Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.
Г. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.
В. Ребенок вправе выражать свои чувства даже тем способом, который нам не по душе.
8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?
Б. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.
А. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.
В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.
Г. Не вижу причины запрещать.
9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?
Б. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.
Г. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.
В. Расстроюсь.
А. Попробую разобраться, что его побудило солгать.
10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?
Б. Безусловно.
А. Стараюсь.
В. Надеюсь.
Г. Не знаю.
Сосчитайте, какие ответы преобладают среди выбранных вами - А, Б, В или Г. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.
(Когда родители закончат заполнять тест, воспитатель зачитает результаты тестирования).
А - такой стиль можно определить, как авторитетный. Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.
Б - авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем.
В - либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?
Г - индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!
Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.
Мы с вами познакомились со стилями воспитания. Понимание ребенка, принятие его не только сердцем, но и умом, осознание своей ответственности за судьбу маленького человека поможет взрослым выбрать тот стиль воспитания, который принесет благо и ребенку, и родителям.
А теперь у нас музыкальная пауза, игра «Угадай мелодию».
Задание - отгадать детскую песню с нравственным содержанием :
1. «Когда мои друзья со мной».
2. «Пусть мама услышит».
3. «Мы едем, едем, едем».
4. «От улыбки станет всем светлей».
5. Итак, вторая станция – «Игры по нравственным ценностям». Мы отправляемся с вами в Музей. Нас встречает социальный педагог Гулянич О. К.
Следующая конечная станция «Семья - первая школа по нравственному воспитанию детей». Мы отправляемся с вами в Сенсорную комнату. Нас встречает педагог - психолог Трофименко Н. В.
Таким образом, мы с вами должны объединять усилия именно в воспитании доброго, честного человека. И пусть в этой жизни у ребят всегда будет рядом добрый и надежный друг, родитель, наставник, именно от вас зависит, каким вырастет, ваш ребенок. Детский сад — что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у малыша, зависит прежде всего от нас взрослых, от того, как мы его воспитываем, какими впечатлениями обогащаем. Ребенок родился, чтобы стать разумным и добрым человеком.
6. Рефлексия «Ёлочка пожеланий». Родители вешают снежинки на ёлочку, в которых – анализ и отзывы о мероприятии.
Решение.
1. Повышать педагогическую культуру родителей по вопросу нравственного воспитания детей.