Наталья Паньшина
Проект для старших дошкольников «Путешествие по сказкам Г. Х. Андерсена»
▼ Скачать
«Путешествие по сказкам Г. Х. Андерсена»
Цель. Приобщать детей старшего дошкольного возраста к классике мировой детской литературы.
Задачи:
1. Прививать устойчивый интерес к литературе, музыке, театру.
2. Развивать творческие способности у дошкольников. Побуждать к мышлению, созданию новых образов.
3. Совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания.
Предварительная работа:
• Чтение сказок Г. Х. Андерсена. Беседы.
Публикация «Проект для старших дошкольников „Путешествие по сказкам Г, Х, Андерсена“» размещена в разделах
- Андерсен Ханс Кристиан
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2024
• Рассматривание иллюстраций к сказкам.
• Выставка рисунков. Коллективные и семейные работы.
• Выставка книг со сказками Г. Х. Андерсена.
• Просмотр мультфильма «Снежная Королева», а также художественного фильма по мотивам сказки.
• Разучивание сценок, танцевальных композиций.
• Участие в изготовлении декораций к сказке.
В зале выключен свет, звучат старинные мелодии. В центре зала загорается свеча, возле нее сидит волшебник – сказочник, он читает книгу…
В цветущей Дании, где свет увидел я,
Берет мой мир своё начало,
На датском языке мать песни мне певала,
Шептала сказки родимая моя…
Люблю тебя, родных морей волна,
Люблю я вас старинные курганы,
Цветы садов, родных лесов поляны,
Люблю тебя, отцов моих страна!
Сказочник Ганс Христиан Андерсен. Сколько сказок вы его знаете? Две? Десять? А их у него более ста семидесяти! Волшебные, фантастические, и в тоже время абсолютно реалистические. Они вмещают в себя мир чудаков и мудрецов, королей и нищих, ученых и крестьян, студентов и служивых, птиц, животных, растений. Как и в любых народных сказках, в историях, рассказанных Андерсеном, живут природа, любовь, добро, честь…
Доверьтесь им, следуя за нами в этот удивительный мир. (Текст взят из биографии Г. Х. Андерсена.)
Во время повествования сказочник зажигает еще свечи. По окончании слов он обращает внимание зрителей на двух детей – героев сказки «Снежная Королева».
Сказочник Слышите? Это смеются дети – Кай и Герда. Они бедны, и никогда не были в родстве, но любят друг друга как брат т сестра.
Забегает Герда. За руку она тянет за собой Кая. Вместе подбегают к окну.
Кай Смотри, Герда, какой снежок!
Герда Бабушка говорит, что это роятся белые пчёлы.
Кай А у них есть своя королева?
Сказочник Да. Снежинки окружают её своим роем, но она больше их всех, и никогда не остается на земле, вечно носится на чёрном облаке. Часто по ночам пролетает она по городским улицам и заглядывает в окна.
Герда А Снежная Королева сможет сюда войти?
Кай Пусть только попробует! Я посажу её на тёплую печку, вот она и растает!
В зале гаснет большое освещение, слышен шум и завывание ветра, звон разбившегося окна, «залетает Снежная Королева». Она забирает с собой Кая. Свет загорается, на полу разбросаны осколки зеркала.
Герда Что случилось? Почему так холодно? И где Кай? Милый Кай, где ты?
Сказочник Его забрала Снежная Королева.
Герда закрывает лицо руками.
Герда Милый Кай, где же мне теперь тебя искать?
Сказочник Не плачь Герда, ты обязательно его найдёшь. Но для этого тебе придётся совершить длительное путешествие по сказкам Ганса Христиана Андерсена. Возможно, в какой-нибудь из них и спрятала его Снежная Королева.
Сказочник обращается к зрителям.
Сказочник Маленькой девочке не справится одной. Путь долгий и трудный, много опасностей может ей встретиться на пути. Вы поможете ей, ребята?
Герда Уважаемый сказочник, а в какую сказку мы сначала пойдём?
Сказочник Это подскажет нам разбитое зеркало. Помогите мне собрать его осколки.
Игра «Собери зеркало»
Как только зеркало собрано, сказочник смотрит в него и говорит волшебные слова.
Сказочник Снип – снап – снуре – люре – базилюре.
Свет загорается, звучит английская песенка «Ах, мой милый Августин». Появляется Свинопас.
Сказочник Ребята, вы догадались, в какую сказку мы попали?
Дети В сказку Г. Х. Андерсена «Свинопас»!
Сказочник Посмотрите, в его руках волшебный горшочек. Интересно, куда он направляется?
Дети Он идёт к капризной принцессе. За этот горшочек он просит десять поцелуев принцессы.
Сказочник Давайте и мы направимся вслед за ним, посмотрим, что сейчас делается во дворце.
Дети танцуют менуэт
По окончании танца дети остаются в кругу. Забегает принцесса в центр круга. В руках она держит горшочек.
Принцесса Посмотрите, посмотрите! Какой прелестный горшочек! Давайте скорее посмотрим, что готовят на обед у нашего камердинера! Для этого нужно закрыть глаза и подержать ладошки над паром.
Подносит горшочек детям, они называют блюда: шоколадный торт, апельсиновый пудинг, яблочный пирог и т. д.
Принцесса Да, но держите язык за зубами, я ведь императорская дочка!
Принцесса уходит, дети садятся на места, снова звучит английская песенка. Свинопас заходит с новой игрушкой.
Сказочник А вот и снова наш знакомый Свинопас. Он смастерил новую игрушку для принцессы.
Герда Уважаемый Свинопас, не подскажете ли вы, где мне искать моего названного брата, его зовут Кай!
Свинопас В соседнем королевстве живёт одна старая ведьма. Может она сможет вам помочь?
Свет в зале приглушается, звучат волшебные слова. Появляется дерево с дуплом, возле него сидит ведьма в синем переднике.
Сказочник Ребята, а в какую сказку мы попали сейчас?
Дети Сказка Г. Х. Андерсена «Огниво».
Ведьма Э-хе-хе, где же этот служивый? Сколько лет я уже здесь сижу и жду. Ведь кроме него никто не сможет достать огниво.
Сказочник Здравствуйте, уважаемая ведьма. Не подскажите ли вы бедной девочке, где искать её названного брата – Кая? Его унесла Снежная Королева.
Ведьма Отчего ж не помочь добрым людям. Только сначала вы мне помогите. Накопилась тут у меня куча вещей, а что это за вещи не знаю, не ведаю.
Сказочник Ребята, поможем ведьме разобраться, что за вещи хранятся у неё в дупле? Из каких они сказок?
Ведьма достаёт из дупла сказочные вещи, дети называют их, и сказки в которых они живут.
Сказочник Все твои вещи мы назвали, уважаемая ведьма. Теперь скажи нам, куда отправляться искать Кая.
Ведьма достает из передника карандаш, клочок бумаги, рисует план, объясняет куда идти.
Ведьма Снежная Королева спрятала Кая в нашем лесу. Лес у нас тёмный, прямо скажем дремучий. Где как не у нас в прятки играть. Пойдёте прямо, затем направо, потом налево повернёте, и прямо перед собой увидите огромную пещеру, смело туда заходите и забирайте своего Кая.
Сказочник Спасибо тебе, уважаемая Ведьма. Пойдём Герда, и вы, ребята, пойдёмте с нами. Вместе веселее будет! Да и помощники нам в дороге пригодиться могут.
Когда дети и персонажи выходят из зала, ведьма потирает руки, обращается к зрителям.
Ведьма Ну вот, одно «доброе дело» я на сегодня сделала… Разбойнички будут довольны. За это они дадут мне немного золота.
Ведьма хохочет, потирает ладони. Зрители тоже выходят из зала, следуют за детьми, которые направляются в спортивный зал, оформленный как пещера разбойников. Перед входом в зал останавливаются.
Сказочник Наверно, про эту пещеру и говорила старая ведьма. Тишина вокруг. Уж не заблудились ли мы?
Внезапно на волшебника и Герду падает сеть. С криками и улюлюканьем появляются разбойники.
Разбойники Попались, голубчики! А ну, выворачивайте карманы! Доставайте оттуда деньги, да золотишко!
Атаманша Ишь какая жирненькая, да славненькая, орешками откормленная (обращается к Герде). А какова на вкус будет? (Достает острый блестящий нож, но внезапно кричит, как ужаленная.) Ай-яй-яй!
Забегает маленькая разбойница, она запрыгивает матери – атаманше на спину, кусает её за ухо.
Маленькая разбойница Она будет играть со мной! Она отдаст мне своё хорошенькое платьице и будет спать со мной в одной постельке! А если её кто-нибудь тронет, я сделаю вот так…
Разбойница пронзительно визжит и топает ногами. Атаманша и разбойники затыкают уши.
Атаманша Прекрати! Ах ты, дрянная девчонка! Сначала кусает мать, потом кричит, так, что уши заложило! Забирай этих глупых людишек, всё равно у них нет ни золота, ни денег. Пойдём, Кривой Глаз доедать кабанью тушку. Запьем её добрым элем, да раскурим по трубочке крепкого табаку.
Атаманша с разбойниками уходят.
Маленькая разбойница Ты останешься здесь, и будешь играть со мной!
Герда Я ищу своего названного брата, его зовут Кай! Его унесла Снежная Королева! (Герда закрывает лицо руками, безутешно плачет)
Разбойница Перестань сейчас же реветь, ты затопишь мою пещеру! Так и быть, я тебя отпущу, но сначала вы поиграете со мной в «Жмурки», ты ловишь!
Дети стоят в кругу, Разбойница и Герда играют в «Жмурки»
Маленькая разбойница всё время пытается обмануть, схитрить, выскочить из круга, но ребята её не выпускают.
Разбойница Ладно, ты выиграла, «тысяча чертей»! Теперь вожу я!
Сказочник Милая Разбойница, Герда очень устала в дороге. Пусть она отдохнёт, а ребята с тобой поиграют еще. (Игра продолжается или можно поиграть в другую подвижную игру.)
Сказочник Теперь ты отпустишь нас?
Разбойница Уж больно вы мне понравились, чем же я теперь заниматься буду? С разбойниками играть надоело, мать пугать из-за угла скучно. Ладно, так и быть, уходите, да поскорее пока я добрая, а не то передумаю.
Сказочник Спасибо тебе, милая разбойница, но не подскажешь ли ты нам, как выбраться из этого леса и где искать Кая?
Разбойница Живёт в моей пещере северный олень. Рассказывал он мне как-то про далёкую северную страну Лапландию. Именно там и живёт Снежная Королева в своём ледяном дворце, и про мальчишку он говорил, видно это и есть твой братец.
Сказочниц Спасибо, тебе. Ты добрая девочка. До свиданья. Идёмте, ребята, нам нужно торопиться.
Герда Но куда же нам теперь идти? Ведь мы совсем не знаем дороги?
Дети выходят из спортивного зала, рядом слышна музыка красивого вальса.
Сказочник Слышите, какая красивая музыка? Заглянем туда на минуточку, быть может, мы встретим там друзей, и они подскажут нам дорогу к Снежной Королеве.
Дети идут в другое помещение. Это может быть изостудия, холл или группа. Комната украшена цветами. Звучит «Вальс цветов» П. И. Чайковского.
Герда Как здесь красиво, сколько чудесных цветов, пахнет миртой и душистой мятой! С цветка на цветок перелетают бабочки и мотыльки!
Сказочник Ребята, вы догадались, в какую сказку мы попали с вами?
Дети Дюймовочка!
Сказочник А вот и она!
Дюймовочка Ах, как здесь чудесно и удивительно! Какие большие цветы! В них можно жить как нельзя лучше!
Принц Кто вы, о прекрасная? Как ваше имя? Будьте моей женой!
Принц опускается на колено и протягивает Дюймовочке руку.
Дюймовочка Я согласна!
Эльфы прикрепляют к её спине прозрачные крылышки, принц надевает на голову корону.
Принц Ты такая хорошенькая! Я буду называть тебя Майей! Ты будешь моей женой и царицей цветов!
Звучит музыка Чайковского. Эльфы посыпают всех конфетти, хлопают хлопушки, девочки танцуют свой танец.
Вальс цветов
Сказочник Вот это муж! Не то, что сын жабы или крот в бархатной шубе. Дюймовочка так счастлива! Но нам пора искать дорогу к Снежной Королеве. Милые эльфы, вы летаете по всему свету, не подскажете ли вы нам, где находятся её чертоги?
Принц Пусть вам помогут наши волшебные цветы. Ими будет устлан весь путь до самого дворца её Снежного Величества.
Дети, персонажи и зрители возвращаются снова в музыкальный зал. Декорации сменились.
Герда Как холодно и страшно!
Сказочник Мы приближаемся к владениям Снежной Королевы. Но вход во дворец заколдован. Нам нужно отгадать загадки, написанные на снежинках.
Дети читают и отгадывают загадки на снежинках – это отрывки из сказок Г. Х. Андерсена.
Сказочник Мы отгадали все загадки. Путь открыт!
Отодвигается ледяная ширма, которой был загорожен вход. Дети проходят на стулья.
Танец снежинок
Герда Смотрите, это Кай! Он играет с волшебными льдинками. Он так сосредоточен, как будто решает сложную задачу. Кай! Милый мой Кай! Здравствуй!
Кай не обращает на неё внимания. Она, горюя, возвращается к Сказочнику.
Герда Он не узнал меня, что делать? Как победить чары Снежной Королевы?
Звучит завывание ветра, свет гаснет, появляется Снежная Королева.
Снежная Королева Зачем вы сюда пожаловали? Кай будет мой! Я дала ему задание – сложить слово «ВЕЧНОСТЬ», и тогда он совсем забудет тебя гадкая девчонка, его сердце превратиться в кусок льда! Ему будут чужды человеческие сантименты: доброта, любовь, нежность, верность. Как всё это глупо. Нет ничего важнее вечности!
Сказочник Ребята, давайте подумаем, как можно победить Снежную королеву?
Дети предлагают.
Сказочник Молодцы, ребята! Давайте сложим из волшебных льдинок слово «ПЛАМЯ»
Дети выкладывают слово «Пламя».
Танец со свечами
По окончании танца Снежная Королева гордо уходит.
Кай Здравствуй, милая Герда!
Герда Здравствуй, Кай! Мы снова вместе! Бежим скорее к нашей доброй бабушке, обрадуем её!
Сказочник Мы победили Снежную Королеву, а помогали нам дружба, любовь и доброта!
Звучит музыка. Персонажи выходят в центр зала, поднимают вверх сцепленные руки, качают ими в такт музыки. Дети и зрители выходят из зала.