Людмила Рузанова
Итоговая организованная образовательная деятельность «Путешествие по островам знаний» с детьми подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель: Стимулировать у детей проявление собственной речевой активности при решении проблемных ситуаций. Закрепить и обобщить знания детей по темам, пройденным в учебном году.
Задачи:
Публикация «Итоговая организованная образовательная деятельность „Путешествие по островам знаний“ с детьми подготовительной группы» размещена в разделах
1. Образовательные : в увлекательной форме путешествия повторить и обобщить знания детей по темам : деление слова на слоги; звуки русского языка, антонимы; синонимы; составление предложений, составление текста по мнемотаблице;
2. Развивающие: обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, развивать внимание, память, мышление, развивать связную речь, добиваться полных ответов на вопросы, развивать образность речи, творческое воображение, способствовать развитию грамматически связной речи, обогащать словарь дошкольников, используя методы моделирования.
3. Воспитательные: формировать навыки сотрудничества на занятии, создавать положительный эмоциональный фон, воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма.
Методическое обеспечение:. Телевизор, магнитная доска (мольберт, магнитики.
Музыкальное сопровождение: музыка для приветствия, физкультминутки, звуки «Шум океана и крик чаек» для самостоятельной работы детей.
Демонстрационный материал: мнемотаблица «Весна», штурвал корабля, наборы карточек к играм, кувшин с письмом от пиратов, буквы, картинки с изображением предметов с делением на слоги, карточка звуковой анализ слова на каждого ребёнка, набор фишек на каждого ребенка, образец звукового анализа слова, задания в конвертах, сундук с сокровищами, книга Азбука.
Форма проведения: Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Методы и приемы:
1. Сюрпризный момент
2. Вопросы к детям.
3. Моделирование.
5. Проблемная ситуация.
6. Приемы фантазирования ТРИЗ. 7. Дидактические игры.
8. Рассматривание.
9. Составление коллективного рассказа.
10. Физкультминутка
11. Зрительная гимнастика
12. Самостоятельная деятельность детей.
Активизация словаря: проталинки, потомство, первоцветы, бескрайнее, безграничное.
Ход занятия:
Вводная часть. Развитие сюжета
Дети заходят в группу, встают в круг, приветствуют друг друга под музыку:
Ребята встали в круг, взялись за руки и говорим:
Вот мы встали дружно в круг,
Чтоб отправиться нам в путь.
Будем говорить красиво, громко и неторопливо,
Что вокруг мы видеть будем,
Всё запоминать мы будем.
Мы сегодня с вами отправимс
Ребята встали в круг, взялись за руки и говорим:
Вот мы встали дружно в круг,
Чтоб отправиться нам в путь.
Будем говорить красиво, громко и неторопливо,
Что вокруг мы видеть будем,
Всё запоминать мы будем.
Мы сегодня с вами отправимс
Вместе за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся,
Вот мы встали дружно в круг,
Чтоб отправиться нам в путь.
Будем говорить красиво, громко и неторопливо,
Что вокруг мы видеть будем,
Всё запоминать мы будем.
Воспитатель: Ребята, скоро вы пойдете в школу, и будете вспоминать наш детский сад, своих друзей, наши игры, занятия, праздники, прогулки. А сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие. На чем можно путешествовать?
(Ответы детей)
Воспитатель: Предлагаю отправиться в путешествие на корабле. Все согласны? В этом путешествии мы с вами проверим свои знания, умения, ловкость, то есть вашу готовность к школе. Вы готовы?
Дети: Да!
Воспитатель: Но сначала послушайте ребята, сегодня мне приснился необычный и странный сон. И мне хотелось бы вам его рассказать, но события в нем так перепутались, что, проснувшись утром, я ничего не запомнила, кроме одного сюжета. Мне приснился одноглазый пират.
А вы знаете, кто такие пираты? (морские разбойники). (Музыка «Пираты карибского моря»).
Да, действительно, это морские разбойники, которые плавали по морю на больших кораблях и грабили другие корабли.
Во сне я видела, как пират Крюк прятал клад. И вы не поверите, когда я проснулась, то увидела эту бутылку, а в ней лежало письмо. Конечно, такое чудо может произойти только в сказке, но оно случилось в нашей с вами жизни.
Чтение письма:
Я пират и зовут меня капитан Крюк.
Я спрятал клад на одном острове.
Но чтобы его найти,
Надо путь трудный пройти.
Я дам вам карту сокровищ, но вам
Необходимо выполнить все мои задания.
Воспитатель:
Ну что хотите отправиться в путешествие на корабле на поиски клада?
(Ответы детей)
Дети: Да!
Воспитатель: Необходимо определить день путешествия. Путешествие состоится сегодня. Какое сегодня число, какой месяц, день недели? (дети отвечают)
В: Какой по счету этот день в неделе?
В: Какой день недели перед понедельником?
В: Какой день после понедельника?
В: Сколько дней всего в неделе?
В: Молодцы, день мы определили. Мы начинаем наше путешествие в среду.
Воспитатель: Но сначала мы с вами разгадаем название нашего корабля. На доске вы видите разные буквы, попробуйте составить из них слово. Оно и будет названием корабля!
(Дети разгадывают слово из перемешанных букв)
Воспитатель: Молодцы! Наш корабль называется УДАЧА!
Нам нужно определить все звуки в этом слове. Но сначала скажите на какие 2 группы делятся звуки? (гласные и согласные).
- Какие звуки мы называем гласными? (Ответы детей)
-А согласные звуки (Твёрдые и мягкие согласные)
Гимнастика для глаз
Садимся на корабль. Ребята, замрите.
Мы плывем по морю. Не поворачивая головы, посмотрите на остров слева. Посмотрите на остров справа. Поднимите глаза вверх и посмотрите на облака. А сейчас на небе всходит солнышко. Оно просыпается на востоке, движется через все небо и садится на западе (показываю). А теперь мы увидели чайку. (Поставьте пальчик перед собой). Она-то приближается, то удаляется от нас.
Воспитатель: А сейчас посмотрите у вас на столах лежат схемы- листочки. Вы на своих листочках проведете звуковой анализ слова УДАЧА с помощью фишек.
(Дети проводят анализ слова УДАЧА, анализируют).
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель: Ну что ребята, готовы отправиться за сокровищами? Тогда поплыли вперед!
(Слышится звук бурлящей воды)
Воспитатель: А вот и первый остров, «Остров правильной речи». Ребята, кто-нибудь знает, что такое остров?
(Остров - это часть суши, со всех сторон окруженной водой.)
И нас здесь встречает хозяйка этого острова–Учёная сова (выставляется картинка).
Вот какие задания мы от нее получили:«Сосчитай до пяти». Мне нужен один матрос, который ответит правильно.
Вызываю желающего ребенка. Нужно сосчитать до пяти маленьких серых мышек: Одна маленькая серая мышка, две. ,пять маленьких серых мышек.
Второй матрос: сосчитает пушистых котов. Один пушистый кот, два пушистых кота.
Молодцы, справились с этим заданием замечательно!
А вот и второй остров. «Остров слогов».
-И вот какие задания мы получили:
Сейчас вы получите карточки, на которых изображены предметы. Ваша задача посчитать слоги в картинках и расселить их в домики. В домик с одним окошком вы поселите картинки, название которых составляет один слог, в домик с двумя окошками – два слога, а в домик с тремя окошками – картинки, название которых состоит из трех слогов.
Дети выполняют задание.
-Молодцы!
-Плывем дальше?
Закрываем глазки и отправляемся на следующий остров.
А следующий остров называется «Остров противоположных и похожих слов». Хозяйка этого острова Ученая Сова приготовила для вас свои задания.
-Я буду называть слово и бросать мяч, а вы должны назвать слово, противоположное по значению.
добро– зло, сила – слабость, холод – жара, ум – глупость, тишина – шум, веселье – грусть, день - ночь;
твердый – мягкий, чистый – грязный, молодой – старый, сладкий – горький, большой – маленький, высокий – низкий,
открывать – закрывать, говорить – молчать, оторвать – пришить, уронить – поднять,
тихо-громко, медленно-быстро, темно-светло, много-мало, вниз-вверх, далеко – близко.
А сейчас я буду называть слова, а вы подумайте, как сказать их по-другому
(помогайте друг другу, если кто-то затрудняется) :
Дорога-путь
Азбука-алфавит, букварь
Аромат-запах
Машина-автомобиль
Беседа-разговор
Друг- товарищ, приятель
Старик – дед
Ребенок-малыш, дитя, крошка
Быстрый-проворный, резвый
Мокрый –сырой, влажный
Аккуратный-опрятный, чистый
Красивый-прекрасный, великолепный, роскошный
Большой-гигантский, огромный, громадный
Страшный-ужасный, чудовищный
Говорить-болтать
Бегать-носиться
Блестеть-сверкать, сиять
Бросать-кидать, швырять
Хорошо, а сейчас предлагаю немного размяться.
Физкультминутка “Кораблик”
Ветер по морю гуляет (Руки наверху раскачиваем, ноги поочереди сгибаем)
И кораблик подгоняет (Дуем)
Он бежит себе в волнах
на раздутых парусах. (Руки на пояс и легким бегом)
Начался вдруг сильный шторм,
Прогремел на небе гром. (Сильно раскачиваем руками и делаем круговые
движения с поднятыми руками)
Наш кораблик закачался,
(Руки в стороны прямые, ноги врозь, качаемся, будто сейчас упадем)
Вверх с волной сперва умчался, (Руки волнообразно поднимает вверх, вправо, влево)
А потом упал он вниз. (Сели)
Вверх-вниз, вверх-вниз. (Приседаем)
Следующий остров называется «Подбери слово признак»
Мы в море… Морем можно долго любоваться – оно чарующее, прекрасное, величественное, могучее. Ребята, давайте скажем какое море.
- какого цвета море – синее, голубое, серое, лазурное, бирюзовое, золотистое (на солнце);
- какого оно размера – огромное, громадное, широкое;
- море невозможно объять – необъятное;
- у моря не видно дна, значит оно какое, как про него ещё можно сказать – бездонное, глубокое;
- у моря не видно краёв, берегов, границ – бескрайнее, безбрежное, безграничное;
- когда на море нет ветра – спокойное, безветренное, безмолвное, тихое;
- летом, когда на море хорошая погода – тёплое, ласковое, ласкающее, приветливое, успокаивающее;
- а если попробовать морскую воду, какая она на вкус – солёная;
- если в море много мусора? - грязное.
Вы выполнили все задания на этом острове и мы можем плыть дальше!
Следующий остров «Остров предложений».
- А из чего состоят предложения (из слов).
- А что происходит со словами в предложении (они связаны друг с другом)
- Какие бывают предложения (длинные и короткие)
-Что ставиться в конце предложения (Точка).
1. рыбалку на рыбак идет.
2. морю плывет по корабль.
3. в матросы остров не далеке увидели.
4. в уха варится котелке.
5. на дружная корабле команда.
-И с этим заданием справились!
Игровое упражнение «Слова родственники»
Воспитатель: как – то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он просто словом.
Это слово, слово – корень
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много разных слов.
Назовите слова родственники к словам: ВОДА, ДОМ, ЛЕС.
Вы выполнили задания Ученой Совы и мы можем плыть дальше! И последний остров, к которому мы с вами приплыли называется «Остров интересных рассказов». И здесь нас встречает хозяин острова Учёный кот. Он приготовил для вас последнее задание.
Воспитатель: Давайте вспомним, какое время года у нас сейчас.
Дети: Весна.
Воспитатель: Назовите признаки весны. Какая она?
Воспитатель: Давайте с вами составим небольшой рассказ о весне по моделям (5-7 предложений).
Воспитатель: Ну, вот мы с вами и добрались до заветного сундука, давайте откроем его.
Дети открывают сундук, достают из него букварь.
Воспитатель: Ну, вот дети - это и есть ваше сокровище. Скоро вы пойдете в школу и будете заниматься по этому учебнику. Берегите его, ведь этот учебник научит вас многому. Книга это источник новых знаний и поэтому надо беречь его, при пользовании аккуратно листать, не пачкать, не мять.
Итог занятия :
Ребята, наше путешествие подошло к концу и нам нужно возвращаться в детский сад. Занимаем свои места на корабле.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего запомнилось (ответы детей). На каких островах мы побывали? В какие игры мы играли? Какое сокровище мы нашли?
Воспитатель: Ребята, вот мы и вернулись в детский сад. Все вы были сегодня
молодцы, всем большое спасибо.
Литература:
1. Петрова Т. И., Петрова Е. С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. М. : Школьная пресса, 2005.
2. Развитие речи детей 5-7 лет,2-е изд. /Под ред. О. С. Ушаковой. -М. :ТЦ Сфера,2013
3. Ушакова О. С. и др. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. – М. ,ТЦ «Сфера», 2015
4. Интернет-источник:https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2018/05/19/otkrytoe-itogovoe-zanyatie-po-razvitiyu-rechi-s-detmi-v