наталья попелыш
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие по Оренбургской области» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №38 «Солнышко» комбинированного вида г. Орска»
Ф. И. О., должность педагога: Попелыш Н. Ю., воспитатель высшей квалификационной категории
Направление развития: познавательно-речевое
Доминирующая образовательная область : познание
Тема непосредственно образовательной деятельности : «Путешествие по Оренбургской области»
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Путешествие по Оренбургской области“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Оренбургская область
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
Возрастная группа : старшая группа
Методы и приемы:
1. методы формирования сознания (решение проблемной ситуации);
2. методы организации деятельности и формирования опыта поведения (игровые упражнения, речевые ситуации и упражнении, исследовательская деятельность, составление рассказа, инсценировка отрывка сказки «Лесная аптека», продуктивная работа – изготовление коллажа);
3. методы стимулирования поведения (поощрение);
4. методы контроля, самоконтроля и самооценки (опрос, умения и навыки познавательной и коммуникативной деятельности);
5. методы организации и осуществления познавательной деятельности (беседа, опыты по очистке воды)
Интеграция образовательных областей : «коммуникация», «социализация», «чтение художественной литературы», «здоровье», «художественное творчество»
Вид детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательная, познавательно – исследовательская, чтение художественной литературы, двигательная, продуктивная
Цель: Формирование представлений о живой природе родного края.
Задачи воспитания:
1. Воспитывать чувство толерантности.
2. Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.
3. Воспитывать потребность в охране окружающей природы.
4. Воспитывать эмоциональный отклик к окружающей действительности, потребность отражать впечатления полученные в процессе общения с природой в аппликации.
Задачи образования :
1. Расширять и уточнять представление детей о растительном и животном мире родного края, влияние временных изменений на их жизнь.
2. Показать детям многообразие растительного и животного мира родного края.
3. Формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные растения и их использование в жизни людей.
4. Формировать представление о перелетных и зимующих птицах, закреплять умение находить и узнавать птиц.
5. Формировать представление детей о малой Родине, знакомство с особенностями ландшафта родного края.
6. Закладывать основы экологической культуры.
7. Упражнять в количественном и порядковом счете в пределах 10.
Задачи развития:
1. Развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов; навык установления причинно- следственной связи, уметь объяснить.
2. Развивать диалогическую и монологическую форму речи, интонационную выразительность речи, фонематический слух.
3. Расширять и обогащать словарь детей прилагательными, глаголами.
4. Активизировать в речи детей притяжательные прилагательные
Планируемые результаты:
личностные: любознательный; активный; эмоционально отзывчивый; коммуникативный, самостоятельный, умение работать в коллективе, принятия на себя роли
интеллектуальные: представления о живой природе родного края, особенностях подготовки животных к зиме, о лекарственных растениях Оренбургской области, их значении в жизни человека, о водоемах области, влияние деятельности человека на их сохранность, потребность в соблюдении природоохранного поведения, умения и навыки коммуникативной деятельности (умение связно высказывать собственную точку зрения, умение вести беседу, составить описательный рассказ, участвовать в инсценировки сказки, познавательной деятельности, продуктивной деятельности
физические: двигательная активность
Организация среды для проведения непосредственно образовательной деятельности детей : глобус, опорные схемы, птицы, белка, следы, бусы из грибов и шишек, гербарий лекарственных растений, атрибуты: сова, черепаха, заяц, колбы, фильтры, воронки, природный материал, кисточки, клей, музыка и т. д.
Подготовка к непосредственно образовательной деятельности в режимные моменты : тематические беседы на тему природы - «Деревья родного края», «Зачем растения человеку и надо ли их беречь», «Перелетные и зимующие птицы», «Как животные готовятся к зиме». Экскурсии вокруг д/с. Наблюдения за ростом ноготков, одуванчика, подорожника, проведение различных опытов с водой. Чтение художественной литературы И. Соколов - Микитов «Белка», А. Твардовский «Лес осенью», Г. Я. Снегерев «Как птицы и звери к зиме готовились», загадывание загадок. Дидактические игры «Кто, где живет», «4 -й лишний», «Чей хвост», «Чей след». Рассматривание картины Левитана «Золотая осень».
Время проведения: 30 минут.
Конспект содержания непосредственно образовательной деятельности
Организационный момент. Мотивация
Стук в дверь. Входить ребёнок в костюме инопланетянина.
Ин: Здравствуйте, меня зовут Тутси, я прилетел с планеты Андора. Я увидел со своей планеты вашу планету. Она такая разноцветная, весёлая, она мне понравилась, и я хотел бы всё о ней узнать.
Вос-ль: Ребята, расскажем Тутси о нашей планете?
Целеполагание:
Вос-ль: Как называется планета на которой мы живём?
Вос-ль: Какую форму имеет Земля? - круглая (шар).
Вос-ль: Посмотрите на глобус, какая наша планета разноцветная. Почему она разноцветная?- Потому что моря, океаны, реки окрашены синим цветом; горы коричневым, леса зелёным, степи жёлтым.
Вос-ль: В какой стране мы живём?
Вос-ль: Как называется наша область?
Вос-ль: В каком городе мы живём?
Основная часть:
Вос-ль: Ребята предлагаю отправиться в путешествие по нашей Оренбургской области. Вы готовы к путешествию?
Вос-ль: А раздетые мы можем выйти на улицу сейчас?
Дети: Нет.
Вос-ль: А почему?
Дети: На улице время года осень, холодно, надо одеваться (имитируют надевание)
Вос-ль: А вот и лес.
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи.
Ты же видишь мы свои.
Вос-ль: В какой лес мы пришли?
Дети: Мы пришли в осенний лес.
Вос-ль: Какие деревья в нём растут?
Дети: Берёза, дуб, клён, сосна, ель.
Вос-ль: Как можно назвать такой лес?
Дети: Такой лес смешанный.
Вос-ль: Почему он так называется?
Дети: Потому что в нём растут лиственные и хвойные деревья.
Вос-ль: Почему лиственные деревья называют лиственными?
Дети: Потому что у этих деревьев есть листья.
Вос-ль: Почему хвойные деревья называют хвойными?
Дети: Потому что у них хвоя.
Вос-ль: Что делают деревья?
Дети: Шумят, растут, качаются, толстеют, спят.
Вос-ль: Давайте, покажем, как шумят деревья в осеннем лесу.
Вос-ль: Как шелестит листва под ногами?
Тутси: Почему грибы на ёлке на сучках сидят верхом?
Не в корзине, не на полке,
не во мху, ни под листвой
У ствола и среди веток на сучках они одеты.
Кто развесил грибы?
Дети: Развесила белка.
Вос-ль: Для чего развесила белка грибы?
Дети: Белка грибы сушит на зиму.
Вос-ль: Что ещё запасает на зиму белка?
Дети: Белки запасают шишки, жёлуди, орехи.
Вос-ль: Сколько грибов висит на верхней ветке?
Дети: На верхней ветке висит 6 грибов.
Вос-ль: Сколько шишек висит на нижней?
Дети: На нижней ветке висит 7 шишек.
Вос-ль: Чего больше?
Дети: Шишек.
Вос-ль: На сколько шишек больше на нижней ветке?
Дети: На одну.
Вос-ль: Какой по счёту гриб лисичка?
Дети: Гриб лисичка 4.
Вос-ль: Где же сама белочка? Соня, Тутси не знает такое животное, расскажи о белочке (описательный рассказ по схеме)
Вос-ль: Какие дикие животные живут в нашей Оренбургской области?
Дети: В нашей области живут лось, волк, лиса.
Вос-ль: Ребята, а почему в лесу стало тихо, не слышны голоса птиц?
Дети: Потому что звери готовятся к зиме, а птицы улетели в тёплые края.
Вос-ль: Как называют этих птиц?
Дети: Этих птиц называют перелётными.
Вос-ль: Назовите их и выберите перелётных птиц.
Вос-ль: Какие птицы остаются с нами зимой?
Дети: С нами остаются зимовать зимующие птицы.
Вос-ль: Назовите их?
Дети: Голубь, воробей, синица, дятел, ворона.
Вос-ль: Женя, Тутси не знает птиц, расскажи об одной из зимующей птице.
(описательный рассказ по схеме)
Тутси: А это что такое?
Дети: Это следы.
Вос-ль: Чьи следы?
Дети: Лисьи, беличьи, волчьи, заячьи.
Вос-ль: Ребята куда ведут заячьи следы, пойдём по ним?
Вос-ль: Настя, что здесь написано?
(«Лесная аптека»)
Вос-ль: Присядем на полянке и посмотрим, что здесь происходит
Инсценировка отрывка из сказки «Лесная аптека».
Черепаха: Здравствуй зайчик длинноухий!
Что ты хочешь от старухи?
Заяц: Ой, скорей лекарство дай!
Сердце прямо так и скачет:
Слышал я собачий лай!
Черепаха: Дам лекарства, как не дать!
Это, зайчик мой, пустяк,
Но одно, ты должен знать:
Не спасает от собак.
Выпей, брат, из этой склянке две-три капли валерьянки.
Филин: Узнаёшь? Я твой сосед.
Очень нужен мне совет.
Черепаха: Здравствуй, филин: друг ушастый.
Расскажи мне, что с тобой?
Филин: Днём и ночью кашель частый нарушает мой покой.
Черепаха: (берёт книгу и листает)
Нужно делать полосканье, пить ромашковый настой.
Будет вновь здоров больной.
Филин: Вот спасибо за совет!
Черепаха: Ух, сегодня я устала, поработала не мало.
Очень хочется мне спать, сяду я теперь в кровать.
Вос-ль: Ребята, когда животные заболеют, они лечатся лекарственными растениями. Какие лекарственные растения растут в Оренбургской области, назовите их?
Дима, найди на поляне лекарственное растение и расскажи о нём.
Черепаха: Молодцы, знаете вы лекарственные растения, вот вам подарок от меня.
Вос-ль: Ребята нам пора отправляться дальше, посмотрите на нашем пути препятствие (упало большое дерево под него необходимо подлезть и перепрыгнуть через глубокий и широкий овраг)
Вос-ль: Как называется самая большая река в Оренбургской области?
Дети: Урал.
Вос-ль: Какая вода может быть в реке?
Дети: Прозрачная, мутная, грязная.
Тутси: У вас такая прозрачная вода, а у меня на планете вот какая. Хотите её попробовать?
Вос-ль: Что нужно сделать, чтобы вода была чистой?
Дети: Её нужно очистить. (опыт по очистке воды)
Вос-ль: Как вы очищали воду?
Дети: Мы очищали воду с помощью фильтра.
Вос-ль: Какие вы знаете фильтры?
Дети: Бумажный, тканевый, ватный.
Вос-ль: Очистив воду её можно пить?
Дети: Нет.
Вос-ль: Какую воду можно пить?
Дети: Кипячёную, из под крана, родниковую.
Вос-ль: Почему родниковую воду можно пить?
Дети: Потому что она чистая.
Вос-ль: А почему она чистая?
Дети: Потому что она проходит через все слои земли, как через фильтр.
Вос-ль: Слава, покажи, как родник пробивается на поверхность.
Тутси: Какие вы молодцы. А вы мне не дадите фильтр?
Вос-ль: Предлагаю поиграть в игру: «Пар, вода, лёд».
Тутси: Ой, а это чьи следы?
Дети: Это следы хомяка.
Вос-ль: Отправимся по следам хомяка.
Вос-ль: А где живёт хомяк.
Дети: Хомяк живёт в степи.
Вос-ль: Кто ещё живёт в Оренбургских степях?
Дети: Хомяк, суслики, мыши.
Вос-ль: Посмотрите, следы хомяка привели нас в кладовую. Сколько здесь много различного материала. Предлагаю вспомнить, где мы с вами были, кого видели. Изготовим картину для Тутси, чтобы он помнил о нашей области и планете, (коллективная работа - изготовление коллажа «Осенний ковер» из природного материала)
Подведение итогов.
Вос-ль: Посмотрите, какая красивая картина получилась. Давайте подарим её Тутси.
Тутси: Спасибо, за картину и за интересное путешествие по Оренбургской области. Мне пора возвращаться на свою планету. До свиданья.
Вос-ль: Ребята нам пора возвращаться в детский сад. А вы помните нам черепаха в подарок дала лекарственный сбор. Предлагаю его заварить выпить для профилактики простудных заболеваний.
Рефлексия.
В: Ребят, Что вы сегодня делали? (Ответы детей)
Что нового вы узнали? (Ответы детей)
Что бы еще хотели узнать? (Ответы детей)
Что больше всего понравилось? (Ответы детей)
Что вас больше всего затрудняло? (Ответы детей)