Елена Власова
Проект «Путешествие по любимому городу-Новый Уренгой»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие по любимому городу – Новый Уренгой».
Любовь к своей Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играют огромную роль в становлении личности ребёнка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества, места, где родились и живем.
Патриотическое воспитание проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горячи за её неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Чувство патриотизма, выражаемое, прежде всего в привязанности к родным местам, так называемой малой родине, привычному укладу жизни, известно уже с давних пор.
Публикация «Проект „Путешествие по любимому городу-Новый Уренгой“» размещена в разделах
Самыми главными и важными задачами патриотического воспитания являются:
развитие духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родной стране, городу, семье, дому, детскому саду; к окружающей природе родного края; к культурному наследию своих предков.
Каждый день мы встаем, приходим в детский сад, на работу и не задумываемся: что вокруг нас, в каком уникальном городе мы живем! Наш город имеет сотни тысяч разных «лиц» : он яркий, современный, развитый, глобальный, а главное любимый и родной…. И мы с гордостью говорим: «Новый Уренгой – это наш город». Этому прекрасному городу уже 39 лет.
Цель:
воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста на материале ознакомления с родным городом посредством проектной деятельности.
Задачи:
воспитывать любовь к родному городу, привязанность и эмоционально-ценностное отношение к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; чувство гордости и сопричастности к достижениям земляков, прославивших Россию;
формировать представления детей об исторических, культурных, географических, природных и специфических особенностях города Новый Уренгой; о ближайшем окружении как о своей малой Родине;
познакомить с символикой, достопримечательностями города;
учить ориентироваться в ближайшем городском окружении, различать социальные объекты, определять их взаимосвязь и значение для жизни города.
Методологическая основа данного проекта являются работы Елжова Н. В. «Об основных направлениях развития духовно-нравственного отношения и патриотического чувства дошкольников к родному краю», Алешина Н. В. Кондрынская Л. А., Новицкая Л. А., М. Ю., Мулько И. Ф. «О патриотическом воспитании дошкольника и наследии человека в истории и культуре и др.
В процессе совместной деятельности были использованы следующие формы и методы работы:
Беседы о Регионе, в котором мы живем. Демонстрация наглядного материала:фотографии, репродукции картин, рисунки, макеты, фильмы, книги, слайды. Рассказы о городе, об исторических событиях города, знакомства с достопримечательностями родного города. Сюжетно-ролевые, дидактические, экологические, подвижные игры с детьми. Целевые прогулки и экскурсии. Участие в тематических развлечениях по расширению знаний о городе, жителях, флоре Ямал. Посещение музейной комнаты «Ямал-наша Родина».Фотовыставки, создание коллажей работ детско-родительского творчества. Опытно-экспериментальная деятельность (выращивание рассады «Огород на подоконнике», благоустройство территории детского сада).
Работу по формированию духовно-нравственного отношения и патриотического чувства дошкольника к родному краю, дому, семье, детскому саду, городу, природе, к культурному наследию своего народа можно представить в виде блоков:
«Я и вся моя Семья»
«Жили-были 100 ребят, все ходили в детский сад»
«Город, в котором живу Я»
«Моя малая Родина – Ямал»
«Моя страна – Моя Россия»
Такое деление условно так, как изучая родной город мы говорим не только о семье, истории образования города его специфике, профессиях градообразующих предприятий на которых работают родители, но и о растениях, животных, населении региона, его традициях и культуре.
В работе по формированию у детей нравственно – патриотического потенциала через знакомство с историей родного города, с градообразующими предприятиями, климатическими особенностями, флорой и фауной тундры важна преемственность, сотрудничество с родителями.
Рекомендуем родителям, посетить места, с которыми знакомим в беседах детей, привлечь к изготовлению различных макетов,закреплению правил безопасности на улице и дома и т. д.
Рассматривая дома семейные фотографии, родители могут рассказывать ребенку об интересных случаях из жизни семьи, трудовой деятельности.
Предлагаем родителям создавать альбомы «Я живу в городе Новый Уренгой!», «Гербарий растений Тундра», проиллюстрированные семейные фотографии.
Организовываем в детском саду встречи, где родители рассказывают о своей работе, о предприятии, на котором они работают.
Совместное проведение праздников, развлечений. Например: «С днем рождения, любимый город!», «Осенняя Ярмарка», «Зимние покатушки», «В лесу родилась елочка», «Я-мал, привет!», «Я как папа», «Весенняя карусель», «Спасибо деду за Победу!», «Птицы прилетели», «Праздник Севера», «Моя страна- моя Россия!».
В фойе, в группах организуются выставки семейных плакатов «Мой дружный дом», «Путешествие по любимому городу», «Наши улицы»и т. д.
Разработана система мероприятий, которая включает в себя совместную деятельность воспитателя, дошкольников и родителей.
Процесс проведения совместной деятельности предполагает гибкость и творческий подход. Содержание плана можно дополнять, изменять, игры и упражнения могут повторяться, усложняться или упрощаться.
Перспективный план реализации проекта
для детей старшего дошкольного возраста.
Месяц Тема Задачи Содержание
Сентябрь «Я и вся моя Семья» Расширять представления детей о себе, формировать представления о родственных отношениях в семье (мама, папа, дочь, сын и т. д.); закрепить знания детьми своих имени, фамилии и возраста, имён родителей. Беседа о взаимоотношениях в семье.
Рассматривание фотоальбомов семейных.
Беседа «Как вести себя при гостях».
Изготовление семейных альбомов: «Моя семья», «Древо моей семьи».
Чтение художественной литературы:О. Крынина «Начинается семья», С. Олегова «Вечер собирает всю семью», М. Шевкунова «Воскресенье – вот везенье!», А Плещеев «Внучка», Е. Благнина «Научу одеваться братца».
Пальчиковая гимнастика «Семья».
Беседа, рассказ детей из личного опыта «Чем мы занимаемся дома в выходной день», «Мы со спором дружим и никогда не тужим!», «Назови ласково».
Сюжетно-ролевые игры: «Моя семья», «Малыш проснулся», Приготовим малышу обед», «Кормление малыша».
Октябрь «Жили-были 100 ребят, все ходили в детский сад» Расширять и уточнять представления детей о труде сотрудников детского сада;
Показать взаимосвязь между разными видами труда;
Воспитывать уважение к труду сотрудников детского сада;
Научить видеть и запоминать ориентиры и близлежащие строения. Формировать представление о названии улицы и адреса детского сада. Активизировать словарь, познавательный интерес. Экскурсии и целевые прогулки: по детскому саду.
Беседы: «Кто заботится о детях в детском саду», «Любимые игры в детском саду»,
Изготовление семейных альбомов: «Мой детский сад», рассматривание сюжетных картин «Воспитатель и дети», «На прогулке», «Моем руки», «Строим дом» и т. д.
Чтение художественной литературы Н. Забила «Ясочкин сад», А. Барто «Игрушки», Н. Кашнина «Первый день в детском саду», Е. Яниковская «Я хожу в детский сад».
Сюжетно-ролевые игры: «Станьте дети, станьте в круг…», «Я –воспитатель». «Кукла Катя пришла в детский сад», «Новичок», «Путешествие по саду». «Повара готовят обед для детей», «Медсестра измеряет рост» и т. д.
Изготовление фотоальбома «Кто работает в детском саду».
Прослушивание произведений А. Филиппенко «Детский сад».
Ноябрь «Город, в котором живу Я» формировать представления о родном городе, его достопримечательностях, культуре и истории, расширять представления о правилах поведения в городе.
Формировать понимание выражения «малая Родина»;
Воспитывать патриотические чувства.
Игры – конкурсы: «Прогулка по городу Новый Уренгой, «Поэты про Новый Уренгой в стихах».
Сюжетно-ролевые игры «Путешествие по городу».
Дидактические игры: «Узнай на фото», «Найди флаг», «Сложи картинку», «Букет красивых слов о Новом Уренгое», «Герд города Новый Уренгой»;«Закончи предложение», «Выложи флаг», «Найди отличия», «Узнай по описанию», «Кто больше знает улиц в нашем городе?».
Изготовление фотоальбомов «Я житель города Новый Уренгой».
Прослушивание песен, стихов о городе местных авторов.
Рассматривание иллюстраций, фотографий.
Фотовыставка: «Мой любимый город - Новый Уренгой», отражение впечатлений Выставка рисунков «Дети играют», «Кто работает в детском саду».
Чтение художественной литературы А. Маркуша «Здесь будет город».
Декабрь «Труженики нашего города». Способствовать формированию представления о том, что такое профессия; воспитывать уважение к труду взрослых. Знакомство с профессиями родителей работающихв градообразующих предприятий. Игры – конкурсы: «Все профессии важны, все профессии нужны».
Рассматривание иллюстраций, фотографий.
Фотовыставка: «Профессия моих родителей»
Изготовление рисунков: «Моя улица», «Мой город-город Газодобытчиков».
Изготовление семейных альбомов: «Профессии моих родителей»,
«Кому что нужно для работы»,
«Подбери строительный материал»,
«Всем на свете нужен дом», «Назови одним словом».
Чтение художественной литературы В. Маяковский «Кем быть»,С. Баруздин «Строители», «Кто построил тот дом?», Д. Родари «Чем пахнут ремесла».
Январь Жители Ямала Тундра Уточнить представления детей о животном и растительном мире родного края.
Познакомить детей с жизнью коренных жителей Севера, их бытом, культурой и традициями.
Познакомить с природными и климатическими особенностями северного края;
Показать необходимость и значение человека о природе;
Формировать знания о полезных ископаемых, растительном и животном мире Ямала;
Воспитывать заботливое отношение к живой и неживой природе и бережное отношение к использованию природных ресурсов Ямала. Беседы: «Мой Ямал», «Путешествие по карте Ямала».
Сюжетно-ролевые игры: «Лекарственные растения тундры», «Найди на карте», «Оленеводы», «По грибы, по ягоды», «Полярный край».
Дидактические игры: «Найди фото», «Определи по описанию», «Все ли верно», «Жители тундры», «Угадай загадку и найди отгадку».
Чтение художественной литературы: А Адера. «Седому Ямалу», Л. Лапцуй «Хорей», «Он в тундре живет…».
Подвижные игры народов Ямала: «Снежные сугробы», «Ловля оленей», «Возвращение солнца»; «Важенка и оленята», «Ловля оленей», «Полярная сова», «Два оленя».
Слушание музыки ненецкого композитора С. Няруй, И. Корнилов «Ямал».
Февраль Есть такая профессия – Родину защищать! Знакомить детей с людьми живущими в городе имеющими военные профессии. Развивать чувство уважения к подвигам людей военных профессий.
Углублять представления детей о Российской Армии (рода войск, военные профессии); рассказать о трудной, но почётной обязанности защищать Родину в мирное время. Встреча с людьми военных профессий.
Акция «Посылка солдату».
Спортивный праздник «Я как папа».
Создание фотоколлажа «Военная техника».
Рассматривание иллюстраций «Роды войск», «Медали и ордена военных».
Стихи: «Я солдат».
Загадки на военную тему.
Чтение художественных произведений: «Памятник советскому солдату» Л. Кассия,Я. Другаленский «Что умеют делать солдаты».
Беседы после чтения, чтобы выявить отношение детей к солдатам.
Дидактические игры: «На границе», «Авиабаза», «Аты-баты, шли солдаты», «Раздели на группы», «Раздели на группы», «4 лишний», «Лабиринты», «Строим башни».
Экскурсия к памятнику. Оформление тематических альбомов: «Мой папа-солдат», «На границе», «Они защищают Родину».
Слушание песен: «Солнечный круг», «На заставе».
Март «Мамы разные нужны, мамы всякие важны» Формировать в сознании детей образ мамы, как самого дорогого человека. Пробуждать интерес к разным профессиям; воспитывать уважение к людям труд.
Развитие у детей уважительного, доброго, заботливого отношения к своим мамам. Формирование теплых отношений в семье.
Беседы: «Моя мама», «Моя семья»
Акция «Мамины помощники».
Сюжетно-ролевые игры «Мамины помощники», «Мы стираем платочки», «За покупками с мамой мы пошли».
Рисование «Портрет мамы», «Моя семья». Создание коллажей совместного детско-родительского творчества «Вместе с мамой».
Праздничная программа «Я люблю тебя, мама!».
Изготовление семейных альбомов: ««Моя мама - самая, самая!».
Фотовыставки «С мамочкой моей не скучно», «Мамины увлечения».
Сюжетно-ролевые игры: «Моя семья», «Семья за чаепитием», «Мамины помощники», «Мама на прогулке с ребенком».
Дидактические игры: «Бусы для мамы», «Собери портрет», «Что находится в квартире».
Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Посидим в тишине», В. Руссу «Мама»,Л. Дымова «Мама», Б. Заходер «С папой мы давно решили», «Стирка», Н. Сахонская «Однажды я сказал друзьям».
Рассматривание сюжетных картин на тему «Мама», «Мамины помощники».
Загадки о профессиях, поговорки о семье.
Апрель «Природа дом – в котором мы живем. Расширять знания детей о характерных признаках весны, о связи между явлениями живой и неживой природы, и сезонными видами труда. Эко. Акции: «Птицы прилетели», «Все на субботник». «Посади дерево», «Не рубите елочки», «Кормушка для птиц», «Чистый город».
Участие в конкурсах: «Осенний гербарий».
Беседы «Человек – друг природы».
Дидактические игры: «Что растет за окном», «Скакого дерева листок», «Собери букет», «Птица за окном», «Чей след», «Кто чем питается», «Логические цепочки».
Экскурсия в Экологическую станцию.
Наблюдение за птицами и животными.
Прослушивание аудиозаписей песен И. Корнилова «Северный край», «Ямал», голосов птиц и животных.
Чтение художественной литературы А. Адер «Седому Ямалу», И. Токмакова «Береза», Г. Лебедева «Деревце», Д. Белозеров «Кедр», С. Маршак «Новый сад».
Экологические стихи: И. Векшкгонова «Человек и дуб», И. Токмакова «Сосны», И. Пивоварова «Осенний клад», М. Львовский «Сама природа лечит», «Вандалы на природе». «Дерево и пила», Антосыч «Детские загадки»(о деревьях).
Выставка книг писателей о Ямале.
Презентация «Флора и фауна тундры».
Май «Спасибо деду, за Победу!»
Формировать представление о празднике; воспитывать уважение к ветеранам войны. Формировать чувство уважение к войнам, защищавшим нашу страну; воспитывать патриотические чувства. Встреча с ветеранами ВОВ.
Посещение обелиска, возложение гвоздик
Посещение музея боевой и трудовой славы.
Акция «Спасибо деду за Победу»
Урок мужества «Этот день мы приближали, как могли…».
Беседа «Они сражались за Родину».
Просматривание презентации «Детям о войне».
Выставка художественной литературы о ВОВ.
Выставка рисунков детско-родительского творчества «Спасибо деду за Победу»
Знакомство с художественной литературой Е. Благина «Шинель»,
Чтение глав из книги С. Баруздина «Шел по улице солдат», Н. Дилакторская «Почему маму прозвали Гришкой», А. Митяев «Землянка», «Мешок овсянки», «Почему армия родная?», Л. Кассиль из книги «Твои защитники»).
Создание книги памяти «Спасибо деду за Победу».
Прослушивание музыкальных произведений: «Священная война», «День победы».Составление рассказа «На параде».
Слушание песен: «День Победы», «Прадедушка», «Катюша», «Три танкиста».
В результате проектной деятельности важно отметить, что дети научились проявлять доброжелательное отношение к окружающему,обогатили свои представления о людях, взаимоотношениях, расширили свои знания о городе, людях которые живут в нем. Работа способствовала воспитанию любви к природе,животным, развитию познавательной активности в процессе исследовательской деятельности, развитию гуманного, бережного отношения ко всему живому, ощущению неразрывности с окружающим миром, формированию желаниясохранять и преумножать богатство своего родного края.
Обеспечение проектной деятельности.
1. Е. С. Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ. Управление ДОУ2006 №8.
2. М. Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ. 2005.№1.
3. И. В. Жирякова «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 №4.
4. Н. М. Журавель. Краеведение Ямало-Ненецкого автономного округа, Новый Уренгой : ЗАО «Цент Принт»,2003.
Авторы: Власова Е. В., Коваленко И. А.
Где то в полярной тундре,
Там, где поздний рассвет,
Там, где живут олени, появился на свет,
Много народов разных,
Много краев прекрасных,
Но у меня есть ответ
- Лучше Ямала нет!