Наталья Киреева
Конспект занятия «Путешествие на другую планету»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим с использованием ТРИЗ
«Путешествие на другую планету»
Провела:воспитатель Киреева Н. С.
Цель: Сформировать представление об элементарных свойствах дерева и пластмассы. Учить конструировать из пластмассы с учетом её свойств. Продолжать решать противоречия. Развивать мыслительные способности, учить детей рассуждать, доказывать свою точку зрения. Воспитывать желание быть отзывчивыми, добрыми.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие на другую планету“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Материал и оборудование: Игрушечные ракеты и человечки; глобус, макет круглой комнаты; деревянный и пластмассовый кубики одинакового объёма, весы, банка и крышки из пластмассы, дощечки; таз с водой; бросовый материал из пластмассы для конструирования мебели.
Предварительная работа: Наблюдать за дощечкой и пластмассовой крышкой, опущенными в воду. Провести беседы на тему: жизнь на Земле и других планетах; типы и и формы домов. Рассматривать мебель и придумывать, какую мебель (форма, назначение) можно делать из пластмассы.
Активизация словаря: Космос, инопланетянин, пластмасса, вентилятор.
Методические приемы: Элементы ТРИЗ а, исследовательская деятельность, приемы сравнения, элементы валеологии, конструирование из бросового материала (творческая деятельность).
Форма проведения: Игра-беседа.
Ход занятия.
Воспитатель:- Давайте вместе с нашими игрушками отправимся на ракете вокруг земного шара. (Показывает глобус. Имитирует полёт космического корабля вокруг Земли).Но что это? Ракета потеряла управление и полетела в космос так быстро, что ничего, кроме мелькания бесчисленных звезд, разглядеть невозможно. Но вот вдали показалась какая-то планета. Ракета летит прямо к ней. Полет на другую планету-это хорошо. Почему?
Дети:- Интересно посмотреть на другие миры; познакомиться с инопланетянами; узнать кто наши соседи по космосу.
Воспитатель:- Полет на другую планету-это и плохо. Почему?
Дети: - Опасно: неизвестно, кто живет на другой планете, как они нас встретят.
Воспитатель:- На планете, куда попали наши человечки. Не было ни деревьев, ни травы - лишь песок и камни (показывает макет планеты). Уже опустилась ночь, было очень тепло, но шел дождь. Пока наши путешественники брели к видневшемуся невдалеке городу, дождь все капал и капал. А в городе человечки увидели необычные дома из пластмассы, напоминавшие формой перевернутые банки. Человечки очень удивились: они были уверены, что дома строят из дерева. А что такое дом? Чем он является для нас?
Дети:- Он защищает от холода, врагов, служит местом, где можно поиграть, отдохнуть.
Воспитатель:- Давайте сами убедимся, что дом защищает от холода. Поднесите ладонь к щеке. Что вы ощущаете?
Дети:- От щеки идет тепло, а внешняя сторона ладоши (холодная) прохладная.
Воспитатель:- А если ладонь заменить стеной?
Дети: - Внутренняя сторона стены теплая: она обогревается батареями и другими нагревательными приборами,а внешняя сторона прохладная, потому что на улице зимой, осенью и ранней весной холодно.
Воспитатель:- Значит, дом для человека является прежде всего защитой от холода. Наши человечки привыкли жить в деревянных домах, а жители этой планеты- в пластмассовых. В каких же домах теплее? Давайте проверим. Возьмите кусочек пластмассы и приложите к щеке. Что вы чувствуют ваши ладоши?
Дети:- Тепло, потому что от щеки пластмасса нагревается.
Воспитатель:- Каким свойством обладает пластмасса?
Дети:- Она проводит тепло.
Воспитатель:- А теперь кусочек пластмассы приложите к холодному стеклу. Что ощущают ваши ладоши?
Дети:- Холод.
Воспитатель:- Что можно сказать о пластмассе?
Дети:- Она пропускает холод.
Воспитатель: - Как вы думаете: уютно жить в доме из пластмассы?
Дети: - Не всегда: в холодное время года и ночью в нем холодно.
Воспитатель:- А теперь поднесите к щеке дощечку. Ваши ладоши что-то ощущают?
Дети:- Нет, дощечки не нагрелись от теплой щеки.
Воспитатель:- Значит, дерево плохо проводит тепло, его надо долго нагревать. А теперь приложите дощечку к холодному окну. Ваши ладоши что-нибудь чувствуют?
Дети:- Нет.
Воспитатель:- Значит дерево плохо проводит не только тепло, но и холод. Итак, дом должен быть из пластмассы, чтобы днем он успел нагреться, и не должен быть из пластмассы, чтобы ночью не успел остыть. Как же быть?
Дети:- Построить дом внутри пластмассовый, а снаружи- деревянный. Днем деревянные стены распахнуть, как ставни, а ночью наглухо закрыть.
Воспитатель:- Наглухо закрытый дом-это хорошо. Почему?
Дети:- В него не проникнет холодный воздух.
Воспитатель:- Наглухо закрытый дом-это плохо. Почему?
Дети:- Мало свежего воздуха, трудно дышать.
Воспитатель:- Значит должен быть приток свежего воздуха, чтобы в доме не задохнуться, и не должно быть притока воздуха, чтобы сохранилось тепло. Как быть?
Дети:- Можно проделать в стенах маленькие дырки - как в вентиляционной решетке; можно вмонтировать в стену вентилятор с крышкой: душно стало- открыть; проветрилось помещение- закрыть.
Воспитатель:- А теперь посмотрите на дощечку и крышку из пластмассы, лежащие в воде. Что стало с дощечкой?
Дети:- Она намокла, разбухла, отяжелела.
Воспитатель:- А можно её просушить?
Дети:- Можно на солнце или на батарее, но она деформируется.
Воспитатель:- А крышка из пластмассы в воде изменилась?
Дети:- Нет, с ней ничего не произошло.
Воспитатель:- А как её можно просушить?
Дети:- Салфеткой, тряпкой, она сама скоро высохнет.
Воспитатель:- Так в каком доме лучше укрыться от дождя? В деревянном или пластмассовым?
Дети:- В пластмассовом.
Воспитатель:- Вот и наши человечки, поговорив с жителями планеты, поняли, почему они предпочитают пластмассовые дома: на планете круглый год тепло, но очень часто идут затяжные дожди. Познакомившись с инопланетянами и приняв их приглашение зайти в гости, наши путешественники увидели круглые комнаты и, что еще больше их удивило, совершенно пустые (показывает макет круглой комнаты). Круглая комната-это хорошо. Почему?
Дети:- Можно бегать, не боясь задеть за угол; нет углов- некуда ставить, если провинишься.
Воспитатель:- Круглая комната- это плохо. Почему?
Дети:- Наша мебель не подходит; необходимо много денег на приобретение нужной мебели.
Воспитатель:- В комнате нет мебели, значит инопланетяне и едят, и спят на полу. Спать и есть на полу- это хорошо. Почему?
Дети:- Не надо каждое утро постель убирать; на полу больше гостей рассядется, чем за столом.
Воспитатель:- Спать и есть на полу- это и плохо. Почему?
Дети:- Спать жестко; есть не гигиенично; надо низко наклоняться, чтобы взять еду.
Воспитатель:- Значит, в пластмассовых круглых комнатах должна быть мебель, но её должно быть немного, и форма должна отличаться от нашей. Как быть?
Дети:- Мебель должна быть круглой, кроме того, отдельные предметы мебели должны быть такими, чтобы их можно было использовать для разных нужд.
Воспитатель:- Как же быть?
Дети:- Надо сделать стол и стулья- вкладыши, как матрешки, а ночью на круглом столе можно спать.
Воспитатель:- А из чего же мы будем конструировать мебель? Ваши родители наверняка во время ремонта переставляют мебель. Легкое это дело?
Дети:- Нет, деревянная мебель тяжелая.
Воспитатель:- Может быть стоит приготовить мебель из пластмассы? Давайте определим, что легче: дерево или пластмасса? (Дети взвешивают деревянный и пластмассовый кубики и убеждаются, что пластмасса легче). Значит, мебель будем делать из пластмассы. Приступим к работе. Дети конструируют мебель из кусочков пластмассы).Мебель получилась удобная, легкая, прозрачная. То что мебель прозрачная, это хорошо?
Дети:- Не всегда. Если в шкафу беспорядок, то его сразу видно.
Воспитатель:- Что же делать?
Дети:- Некоторые предметы мебели можно сделать из непрозрачной цветной пластмассы. (Продолжают работать.)
Воспитатель:- Молодцы! Хорошую мебель сделали для инопланетян. А нашим путешественникам пора возвращаться домой.