Кулигина Светлана Алексеевна
Конспект логопедического занятия в старшей группе «Путешествие мячика Непоседы» по лексической теме «Перелётные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия для детей старшей группы «Улыбка» «Путешествие мячика Непоседы», учитель-логопед : Кулигина. С. А.
(лексическая тема «Перелётные птицы»)
Коррекционно-образовательные задачи:
Публикация «Конспект логопедического занятия в старшей группе „Путешествие мячика Непоседы“ по лексической теме „Перелётные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Мяч, мячик
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
• Расширять, уточнять, обобщать и систематизировать представления о перелётных и зимующих птицах;
• Совершенствовать связную речь;
• Уточнять и активизировать словарный запас детей за счет называний перелётных и зимующих птиц;
• Продолжать развивать грамматический строй речи, используя имена существительные в творительном падеже, притяжательные прилагательные;
• Продолжать формировать фонематический слух и элементы языкового анализа и синтеза путём подбора слов к заданным схемам.
Коррекционно-развивающие задачи.
• Развивать психические процессы: логическое мышление, память, слуховое и зрительное восприятие, произвольное внимание, воображение;
• Развивать общую и мелкую моторику (координация речи с движением,ориентировку в пространстве;
• Развивать мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, группировки.
Коррекционно-воспитательные задачи:
• Воспитывать коммуникативные навыки, умения согласовывать свои действия, выслушивать друг друга, учить выдержке и терпению, дисциплинированности,доброжелательности;
• Воспитывать сотрудничество в совместной деятельности, умение сопереживать, приходить на помощь товарищу, доводить дело до конца.
Оборудование и материалы: ПК, фланелеграф, геометрические фигуры, сюжетные, предметные картинки по лексической теме, мячик, схемы слов, лист ватмана с ребусом, пазлы (птицы).
Ход занятия
Дети входят, здороваются.
Логопед : Ребята, какое у вас настроение? А как, вы себя чувствуете?
Дети: Хорошее, весёлое настроение.
Логопед : А какое сейчас время года?
Дети: Поздняя осень.
Логопед : Почему вы так думаете?
Дети: На деревьях нет листьев, стали дни короче, темнеет рано, часто идут дожди, солнышко светит не так ярко, сыро, пасмурно и т. д.
Логопед : Знаете ли вы, что птицы улетели на юг, в тёплые края?
Дети: Да, птицы улетели в тёплые края.
Логопед : Как вы думаете, почему одни улетают в тёплые края, а другие нет?
Дети: Потому-что одни боятся замёрзнуть, а другие не боятся.
Логопед : Назовите мне перелётных птиц, а теперь какие птицы остались с нами зимовать.
(на фланелеграфе разные птицы – дети подходят группируют и называют)
Логопед : Ребята, какие вы молодцы! Но, скажу вам по секрету: у меня есть друг, он очень на вас похож.
Угадайте, кто это?
«Упадёт, не плачет
Ножек нет, а скачет»
Дети: Это мяч. (влетает мяч, брошенный другим педагогом)
Логопед : Ой, какой у нас гость! Это и есть мой друг мячик Непоседа. Ребята, как вы думаете, почему его так называют?
Дети: Мяч не сидит на месте.
Логопед : Мы с Непоседой знаем, что вы любите птиц. Где можно увидеть сразу всех птиц и понаблюдать за ними?
Дети: В зоопарке.
Логопед : Теперь я знаю, Непоседа, что ты не случайно оказался у нас в гостях. Ты знал, что мы с ребятами собираемся в зоопарк?
Непоседа : Знал! И даже заранее купил билеты.
Логопед : Ну что ж, отправляемся в зоопарк, скажем волшебные слова: «Вокруг себя обернись, около зоопарка окажись».
(дети произносят волшебные слова)
Логопед : Вот мы и на месте. Непоседа, давай билеты.
Непоседа : Я их потерял.
Логопед : Может, ты их выронил, когда к нам спешил?
(Прошу одного из детей помочь найти билеты)
Непоседа : Ура! Вот они и нашлись.
Логопед : Билеты не простые, чтобы пройти по этим билетам, нужно выполнить задание. Слушайте, как вы назовёте стаю, в которой летят журавли? (грачи, лебеди, утки)
Дети: Журавлиная стая (лебединая, грачиная, утиная) и т. д….
Логопед : Молодцы, вы отлично справились с заданием.
А сейчас попробуйте угадать геометрические фигуры, которую я вам опишу словами (дети садятся за столы и смотрят на экран, где изображены: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, а на столах лежат эти фигуры. Они поднимают вверх ту фигуру о которой говорит логопед.
Логопед : -Покажите мне фигуру, у которой нет углов и похожа на колесо.
-Покажите мне фигуру,у которой четыре угла и все стороны равны.
(дети угадывают и показывают фигуры) и т. д.
Логопед : Можно ли в строении птиц найти части тела, похожие на геометрические фигуры?
Дети глядя на сюжетные картины отыскивают и выкладывают из геометрических фигур птиц.
Логопед : Молодцы, все справились с заданием. Проходите, вот мы и в зоопарке. (Дети подходят к столам, а там лежат пазлы-картинки птиц).
Непоседа : Ребята, здесь много птиц, как в них разобраться?
Логопед : Не переживай Непоседа, наши дети знают, как можно собрать пазлы- картинки птиц и узнать, кто в этих клетках находиться. (Дети делятся на команды и собирают).
Логопед : Какие это птицы?
Дети: Перелётные!
Логопед : Почему они называются перелётными?
Дети: Они улетают далеко на юг, т. к. для многих из них основным кормом являются насекомые, которых у нас зимой не найти или местом обитания являются водоёмы, которые замерзают и они не выдерживают зимних холодов.
Непоседа : Пришло время отдохнуть.
Логопед : Физкультминутка
(одеть на голову детям шапочки с разными птичками)
Среди белых голубей Дети идут по кругу, изображая голубей.
Скачет шустрый воробей В центре 1реб. -он скачет, как воробей.
Воробушек-пташка, Дети встают лицом в круг,
Серая рубашка, идут приставным шагам,
Откликайся, воробей, «Воробей пытается вылететь»
Вылетайка, не робей! из круга : «голуби», взявшись за руки,
не пускают его.
Логопед : Здорово! Играть вы тоже можете хорошо!
Ребята, я хочу вам предложить дальше путешествовать по нашему зоопарку. Вам надо сейчас подойти к нашему экрану, рассмотреть птиц и назвать, какая птица лишняя и почему? Игра «Кто лишний?»
(ворона, голубь, ласточка, воробей)
Логопед : Непоседа, посмотри, какая птица лишняя?
Непоседа : Голубь.
Дети: Неправильно. Лишняя ласточка, потому что она перелётная, остальные птицы зимующие.
Логопед : Ребята, подумайте, что стало бы с ласточкой, если она не улетит на юг, останется у нас зимовать?
Дети: Она может замёрзнуть и умереть от голода.
Непоседа : Я неправильно ответил на вопрос, потому что устал.
Логопед : Отдохни, Непоседа, и мы отдохнём.
Физкультминутка (на развитие воображения, дети импровизируют.
Мячик мой, лети высоко,
Мячик мой, лети далеко,
По полу беги быстрей,
Скок об пол, смелей, смелей.
Логопед : Пока мы отдыхали, в зоопарк приходил мальчик.
Он принёс рисунок, на котором изображены птицы и он сам. Непоседа, кого из птиц ты узнал на рисунке? Где находится эта птица?
Непоседа : Я что-то не понял, что за птица спряталась за деревом на этом рисунке.
Логопед : Правильно, здесь виден только хвост. Ребята, чей это хвост виднеется из-за дерева?
Дети: Это журавлиный хвост. Значит,слева за деревом спрятался журавль.
Логопед : Молодцы, правильно ответили. Ребята, а справа за кустом какая птица спряталась?
Дети: Это лебединые крылья. Значит, справа за кустом спрятался лебедь.
(аналогичные вопросы по остальным перелётным птицам).Дети отвечают.
Логопед : Садитесь, ребята, за столы. На них лежат листы в крупную клетку с изображенными на них цифрами. Вам нужно соединить цифры от «1» до «10». Дети выполняют и получается изображение лебедя.
Логопед : Посмотри, Непоседа, какие чудесные получились лебеди. Ребята, вспомните рисунок мальчика. Какое настроение было на том рисунке? Почему?
Дети: У птиц грустное настроение, им тесно на рисунке.
Логопед : Поможем птицам – найти свои стаи.
(Дети подходят к фланелеграфу, выбирают картинки с изображениями тех же птиц, что и на рисунке мальчика, и располагают их аналогично рисунку).
Логопед : Молодцы, ребята!
Непоседа : Я долго наблюдал за вами, как вы хорошо умеете выполнять задания. Я тоже хочу научиться.
(Логопед предлагает одному из детей обратиться к Непоседе).
Ребё нок: Непоседа, ты умеешь решать ребусы?
Непоседа : Нет, не умею.
Логопед : Сейчас ребята тебе покажут, как это делать.
(Логопед показывает плакат А-4, ребус «Циферблат» с зашифрованным словом, где цифра соответствует определённой букве. Дети выписывают цифры и буквы на карточку и читают слово 1-А, 2-И, 3-С, 4-Т).
Логопед : Видишь, Непоседа, ребята знают цифры, буквы, умеют писать и читать. Непоседа, помогли тебе ребята познакомиться с птицами?
Непоседа : Спасибо, ребята помогли мне.
Логопед : Сейчас мы это проверим.
(перечисляю признаки птиц, дети отгадывают их)
-Длинный раздвоенный хвост, белое брюшко, красные лоб и горло. Это…
(ласточка).
-Массивный и длинный клюв, хвост средней длины, при перелёте всегда летят клином. Это (журавль).
-Длинная шея, крупные лапы, большой клюв с чёрным концом, белые перья. Это. (лебедь).
-Подвижная, ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком. Это. (трясогузка).
-Короткий хвост, длинные крылья,прямой длинный клюв,живёт в скворечнике. Это. (скворец).
-Певчий,бурого цвета, питается только насекомыми. Это. (соловей).
Логопед : Молодцы, всех птиц отгадали. А теперь сами попробуйте придумать такие же загадки. (Дети выполняют)
Непоседа : Ребята, как вы думаете, держать птиц в зоопарке – это хорошо или плохо?
Дети пытаются объяснить, для кого это хорошо (для людей, а для кого -плохо (для птиц)
Логопед : Наша прогулка по зоопарку подошла к концу. Я вами довольна и хочу подарить наклейки с изображением птиц. И ты, Непоседа, молодец-помогал, отвечал вместе с ребятами.
Дети приглашают Непоседу в группу в гости.