Алла Кочанова
«Путешествие капельки». Конспект НОД (экспериментирование с элементами ТРИЗ) в 1 младшей группе
Интеграции образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Труд», «Художественная литература», «Физическая культура».
Задачи:
«Познание». Развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей. Познакомить детей со свойствами воды. Расширять кругозор детей. Дать элементарное представление, что вода изменят вкус. Стимулировать интерес детей к использованию элементов ТРИЗ (моделей, смех) в познавательно- исследовательской деятельности. Узнавать значок признака «вкуса».
Публикация «„Путешествие капельки“, Конспект НОД (экспериментирование с элементами ТРИЗ) в 1 младшей группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
«Коммуникация». Обогащать словарь детей. Употребляя в речи прилагательные, обозначающие вкус. Поощрять употребление усвоенных слов в самостоятельной речи.
«Социализация». Обогащать чувственного опыта детей в игре.
«Физическая культура». Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности.
«Музыка». Воспитывать желание слушать музыкальные произведения, подпевать знакомые песенки. Развивать умение выполнять танцевальные движения.
«Художественная литература». Развивать художественное восприятие. Приучать детей слушать художественные произведения, сопровождая чтение показом картинок.
Материалы и оборудование:
Костюм «капельки», значок признак «вкуса», карточки со схематическими изображениями «изменение вкуса воды», одноразовая посуда: 3 чашки, 20 ложек, 3 тарелочки, 3 салфетки, соль, сахар, лимон, 3 стола, мольберт, материал для «ручейка» скамейка, колокольчики, султанчики, бумажные капельки, фотопрезентация «Волшебная вода».
Предварительная работа.
Чтение художественной литературы о весне, о воде:
Стихотворение М. Картушиной «Капель», русская народная сказка «Заюшкина избушка», потешка «Водичка, водичка», отрывок К. Чуковский «Мойдодыр».
Стихотворение Н. Рыжова «Волшебная вода», подпевка «дождик», «капли», песенка «Буль –буль ручеек». Просмотр мультфильма «Заяц Коська и родничок». Наблюдение за водой в центре экспериментирования и на прогулке.
Планируемые результаты:
1. Проявляет интерес к окружающему миру.
2. Принимает активное участие в экспериментальной деятельности и отвечает на простые вопросы.
3. Проявляет эмоциональную отзывчивость на литературные и музыкальные произведения.
4. Овладевает основными движениями при выполнении упражнения.
5. Проявляет активность при выполнении танцевальных движений.
Логика образовательной деятельности.
I. Организационный момент.
Дети с колокольчиками в руках вбегают под музыку в зал, где стоит девочка в голубом платье.
Воспитатель: Посмотрите ребята, к нам в гости пришла капелька
Здравствуй капелька.
Капелька : Здравствуйте ребята.
И поет песенку «капель».
I. Кап, кап, я капель
У меня в апреле
На весеннем тепле
Капельки запели.
II. Кап кап на скамью
Детям на игрушки
Кап кап воробью
Прямо по макушки.
Воспитатель: А мы с ребятами про тебя песенку знаем, сейчас споем.
I. Капля раз, капля два
Капли медленно сперва
Кап, кап, кап
Кап, кап, кап
Стали капли подпевать.
на проигр. (дети звенят колокольчиками)
II. Капля раз, капля два
Стали побыстрей бежать
Кап, кап, кап
Кап, кап, кап
Стали веселей плясать
на проигр. (дети звенят колокольчиками)
Воспитатель: Побежали капельки дружно друг за другом в струйку, а
потом быстрый ручеек.
Давно метели злые замолчали
Ручьи повсюду звонко зажурчали
Зажурчали, зазвенели
Буль –буль песенку запели.
- Ребята, послушайте как журчит ручеек
(фонограмма «Журчание ручейка»)
Капелька : Вот веселый ручеек,
Говорливый голосок,
Он разлился по лужку
Не пройти нигде дружку.
Воспитатель: А наши детки очень ловкие,
Они перейдут ручеек через мостик.
Дети проходят по лавочке, сохраняя
равновесие, руки в стороны и берут
у капельки султанчики.
Танец с султанчиками «Ручейки весенние там и тут…»
Капелька собирает султанчики.
Воспитатель: Устали «ручейки» - присядте и ответьте:
Где живет водичка?
Ответы детей: в кране, в реке, в море, в тучке, в дождике, ручейке.
Воспитатель: А вот как поэт рассказал о воде.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Вы в пруду ее найдете
И в сыром лесном болоте
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит
Паром чайника шипит
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не умыться
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
(чтение сопровождается показом картинок диафильма «Вода»)
Воспитатель: Ребята, скажите, а для чего нам нужна вода.
Дети: пить, умываться, стирать, мыться, поливать растения.
Воспитатель: Правильно. Молодцы!
Вода сопровождает человека всю жизнь: люди пьют
воду, умываются водой, стирают в воде, купаются…
II. Сейчас мы с вами отправимся в «путешествие» с водой.
- Посмотрите ребята на доску.
Здесь расположился значок признака
Скажите, пожалуйста, значок, какого признака?
Признак «вкуса»
О чем спрашивает этот признак?
Дети: Какой по вкусу?
- Давайте Капельку спросим : Ты какая по вкусу?
(дети повторяют)
Капелька ответила : попробуйте!
3 стола накрыты салфетками.
Воспитатель: Отправляемся в путешествие. Какому столу пойдем?
Хорошо пойдем прямо, открываем салфеточку и видим
чашка прозрачная с водой, одноразовая тарелка с
ложками по количеству детей и пачка соли.
Воспитатель: Возьмите аккуратно ложку попробуйте воду.
Какая на вкус? (обыкновенная)
Сейчас мы узнаем, как изменится вода на вкус.
- Попробуйте ребята пальчиком вещество в коробочке.
Что это? (соль)
Какая соль на вкус? (горькая, соленая)
(возьму ложку насыплю ложкой соль в воду
в чашку и размешаю до растворения)
- А сейчас попробуйте воду. (дети ложками пробуют)
Значок спрашивает: Какая вода по вкусу?
Дети: Горькая, соленая.
Воспитатель: Правильно. Ой, посмотрите под столом что –то
приклеено.
Дима наклонись – подай нам карточку.
О чем рассказала нам карточка.
Дети: Мы в воду добавили соль,
Вода стала соленая.
Воспитатель: Молодцы! Прикрепим карточку на доску.
Продолжим наше путешествие, куда пойдем дальше.
Хотите направо – хорошо. Открываем салфетку.
(вода в чашке, лимон на блюдце, ложки в тарелке)
Что сделаем сначала?
1. Возьмем ложку попробуем воду на вкус
Какая на вкус? (обыкновенная)
2. Возьмем лимон попробуем его на вкус
Лимон какой на вкус? (кислый)
Выжмем сока лимона в воду, помешаем попробуем.
Воспитатель: Как изменилась вода на вкус?
Дети: Вода стала кислой.
Воспитатель: А под столом еще карточка.
Саша наклонись – подай карточку.
О чем рассказала нам карточка.
Дети: В воду мы добавили кислый лимон и вода стала кислая.
Воспитатель: Правильно. Молодцы!
Прикрепим карточку на доску.
Пойдем куда? К третьему столу открываем салфетку
(чашка с водой, тарелка с ложками,
коробочка с сахаром)
Воспитатель: А что это? (сахар)
О чем спрашивает значок вкуса у сахара.
Дети: Сахар ты какой по вкусу?
Воспитатель: Сахар отвечает попробуйте возьмите его в рот.
Так какой на вкус.
Дети: Сахар сладкий.
Воспитатель: Попробуйте ложками воду.
Какая на вкус? (обыкновенная)
Добавим сахар в воду, помешаем попробуйте.
Как изменился вкус воды?
Дети: Вода стала сладкая.
Воспитатель: Ой а под столом тоже карточка.
О чем рассказывает эта карточка?
Дети: В воду мы добавили сахар, вода стала сладкая.
Воспитатель: Молодцы! (Прикрепим карточку на доску)
На этом наше путешествие подошло к концу.
Мы узнали что вода изменяет вкус,
И по вкусу бывает разная,
Смотри что в нее добавить.
Уходя к себе капелька оставила «чудесный мешочек» - Получите
Вот такую красивую бумажную капельку, раскрасите ее в группе в нужный цвет.