Шлапакова Наталья
Конспект занятия «Путешествие хлеба от поля до стола»
▼ Скачать +Заказ
«Путешествие хлеба от поля до стола»
Цель:
Формированиепредставлений у детей старшего дошкольного возраста о долгом пути хлеба - от поля до стола; о процессе выращивания хлеба.
Задачи:
Образовательные:
-расширять и обогащать знания детей о хлебе, его изготовлении и процессе выращивания;
Развивающие:
-сформировать представления о профессии людей, которые заняты выращиванием хлеба.
-вызвать интерес к прошлому;
-подвести к пониманию, что человек придумывает и создает разные приспособления для облегчения труда.
Воспитательные
-воспитывать бережное, уважительное отношение к хлебу и хлебному полю;
Публикация «Конспект занятия „Путешествие хлеба от поля до стола“» размещена в разделах
-дать представления детям о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом;
Дети заходят в группу, здороваются и рассаживаются по местам, полукругом.
Все расселись по местам, никому не тесно?
По секрету скажу вам: «будет интересно!»
Каждый день – всегда, везде.
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
-Ребята, мы сегодня будем очень много работать и узнаем много интересного. Чтобы узнать, о чем у нас пойдет речь, сначала вам нужно разгадать ребус. И только выполнив это задание, можете узнать, о чем же будем говорить.
Вос-ль: И так, в первой клетке живет буква, которая спряталась в слове «ГОРОХ» и стоит на 5ом месте (буква «Х»);
во второй клетке живет буква, которая спряталась в слове «БУЛКА» и стоит на 3-ем месте (буква «Л»);
в третьей клетке - буква,которая спряталась в слове «ПЕЧКА» и стоит на 2-ом месте (буква «Е»); четвертая – спряталась в слове «БАТОН» и стоит на 1-ом месте (буква «Б»).
Получилось слово «ХЛЕБ».
Молодцы, отлично справились! Чтобы узнать, как хлеб попадает к нам на стол, мы отправимся с вами в увлекательное путешествие и пройдем весь долгий путь – от поля до стола,, чтобы попасть на стол. Ну что,готовы?
Вдруг раздается стук в дверь и заходит девочка.
-Ребята, посмотрите, кто к нам пришел?
Заходит девочка и говорит: «Здравствуйте! Я пришла к вам за помощью. Меня зовут Инге. Я очень плохо поступила, а теперь жалею о своем поступке. Я поняла, что хлеб-очень важный и ценный для нас продукт. И я прошу у вас помощи, расскажите мне, откуда же берется хлеб на нашем столе?
-Ребята, вы узнали эту девочку?
Дети: Да, это Инга из мультфильма «Про девочку, которая наступила на хлеб» ну что?
Ребята, напомните гостям про этот мультик, а то наши гости не смотрели его.
(рассказ детей)
Вос-ль: Поможем Инге?
Дети: -Да!
Вос-ль: - Инга, тебе очень повезло. Мы как раз собрались в путешествие на родину хлеба.
Воспитатель: - Ну что, ребята готовы, отправиться в путешествие?
закроем глаза сосчитаем до трех. Сделаем 5 шагов вперед и открываем глаза и мы на месте. Посмотрите, что вы видите?
Дети: Это поле.
Вос-ль: правильно, это поле. Но обратите внимание, что это поле какое, почему оно такое, почему здесь ничего не растет?
Дети: - Пустое
Вос-ль: - Чтобы туда что-нибудь посадить, сначала, что нужно делать?
Дети: вспахать землю, потом её заборонить, чтобы земля была мягкой, плодородной. Просто трактор не вспашет землю, нужен плуг.
Воспитатель: - На тракторе кто работает?
Дети: - Тракторист.
Когда поле готово к посеву зерна, нужно выбрать, чем будем засевать?
В поле сеют разные сорта зерновых культур. Какие сорта вы знаете?
Дети: пшеница, рожь, овес, кукуруза, гречиха.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Определи зерно» да правильно. Подходим к этому столу и мы с вами поиграем в игру «Определи зерно» Какие зерна здесь видите? Чем они отличаются друг от друга.
Ответы детей…
Воспитатель: - Кто определяет время для посева?
Дети: агроном.
Правильно за ростом и развитием ростков наблюдает человек, знающий как правильно выращивать хлеб, как уберечь колоски от болезней и от вредителей.
Вос-ль: Правильно.
А чем сеют? Сеялкой ровными грядками сеют зерно.
Дети: Весной начинает всходить пшеница. А ей помогают тепло лучей солнца и дожди. Всё лето зерно растет, образуя колоски, а там внутри зреет зерно.
Воспитатель: - А теперь мы тоже превратимся в зёрнышек. Все движения повторяем за мной.
Физкультминутка
Подрастает зёрнышко (Присели)
Потянулось к солнышку. (Потянулись)
С ветерком оно играет. (Руки вверх)
Ветерок его качает (Прогибаемся)
К земле низко прижимает –
Вот как весело играет! (наклоны туловища)
Сколько в поле колосков –
Столько сделаем шагов (ходьба на месте)
Какой вырос каравай
Выше руки поднимай (Руки вверх и потянуться)
Теперь ниже наклониться,
Как колышется пшеница. (Наклоны в стороны)
Сколько в поле тракторов,
Столько сделаем прыжков!
Вос-ль: Ребята, я предлагаю поиграть вам в игру «Что сначала, что потом.
Воспитатель: - Ребята, обратите внимание на этот слайд. Это поле какое?
Дети: - Желтое.
Вос-ль: Но вот зерна созрели, колоски пожелтели, стали крепкими и тяжелыми. Пришла пора что делать?
Дети: Убирать.
Ребята, отгадайте загадку:
Он идет волну сечет,
Из трубы зерно течет?
Дети: Комбайны.
Вос-ль: Правильно ребята. Да, на поле выходят машины – комбайны. Слайд.
Как называется профессия человека, который работает на комбайне?
Дети: Комбайнер.
Вос-ль: С утра до ночи работают хлеборобы в горячую пору уборки урожая.
А куда отвозят зерно после того когда его собирают комбайны?
Дети: Зерно везут на хранение, называется – элеватор. В элеваторе специальная техника - машина прочищает зерно от сорняков и мусора. Затем попадает в сушилку. Самые крупные зёрна оставляют на хранение, чтобы посеять на следующий год.
Воспитатель:- Осенью начинают убирать урожай. Хлеборобы приступают к жатве. Комбайны выезжают на поля. А кто у нас работает на комбайне?
Дети: - Комбайнёры.
Воспитатель: - Правильно. Комбайн срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву (бункеру) высыпаются в грузовые машины. А на машинах работает?
Дети:- Шофёры, водители.
Воспитатель: - Чтобы получить хлеб и другие хлебные изделия, зерно везут на мукомольные заводы или мельницы, где мелют его в муку.
Ребята, а давайте и мы с вами ненадолго тоже станем мельниками и попробуем из пшеничного и ржаного зерна смолоть муку.
За работ, жернова.
Зерна перетрем сперва! (тереть ладонью о ладонь)
Чтобы сделать каравай (вращательным движением)
Жернова быстрей вращай!
Крепче трем зерну бока (поменять движение рук)
Получается мука!
Я предлагаю вам самим приготовить муку. Ребята, подумайте, какая мука получится из зерна пшеницы? (ответы)
А какая из ржи? (ответы)
Берем несколько зерен, засыпаем в мельницу, начинаем молоть и смотрим, что же у нас получится. Что происходит с зернами? Зерна растираются и получается мука. Предлагаю изучить свойства муки. Осторожно понюхайте муку. Мука имеет запах. (Ответы). Значит мука имеет запах. Теперь через ситечко высыпаем. Что происходит? (Сыпится). Хорошо ребята, теперь подойдите к другим столам, на тарелочке мука. Какая она по цвету? Белая. Возьмите щепотку муки и скажите, что чувствуете? Какая мука? Разровняйте муку в тарелочке, слегка двигая поднос в стороны и попробуйте, что – нибудь нарисовать на муке пальцем. Ложечку муки положите в стакан с водой и осторожно размешайте. Что случилось с мукой? Добавьте еще 2-3 ложки. Посмотрите, что получилось (получилось жидкое тесто). Добавляем еще, смесь стала тягучая, липкая, плотная, густая). Вот таким образом, замешивают тесто для выпечки. Но для того, чтобы испечь пышные булки, в тесто добавляют разные ингредиенты: масло, соль, сахар, яйца и конечно же дрожжи.
Воспитатель: - Молодцы. Вот мы с вами прошли весь долгий путь вместе с хлебом. Чтобы, получить хлеб, нужно много потрудиться.
Воспитатель: - Но самый вкусный хлеб получается, когда хлеб пекут своими руками. Ребята, Саша со свое мамой испекли для нас хлеб. Посмотрите, какой он пышный, ароматный и румяный.
Молодцы ребята. Ну, что Инге теперь ты поняла, как тяжело дается нам хлеб. Надеюсь ребята,что вы тоже теперь будете ценить и уважать хлеб. Скажите, что вам больше всего запомнилось и понравилось сегодня. Спасибо. И на прощание я вас хочу угостить вот этой выпечкой.