Баженова Тамара
Проект для средних дошкольников «Путешествие дождевого червячка»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : краткосрочный - исследовательский.
Срок реализации: 15 – 31 августа 2022г.
Участники проекта :
Воспитатели, дети среднего дошкольного возраста, родители.
Целевая аудитория: дети 4 лет
Актуальность.
Дождевые черви знакомы каждому. Их вклад в формирование почвы трудно переоценить. Эти неутомимые подземные труженики разрыхляют и перемешивают почву, увлажняют ее и насыщают кислородом.
Темочки:
- Дождевой червяк. Наблюдаем и изучаем с детьми
- Дождь, дождик, тучи
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2023
Беседуя с детьми утром, о том, кто, что видел необычное и интересное, пока шел в детски сад, ребята стали с удивлением и недопониманием рассказывать о том, что на асфальте видели много дождевых червяков. Выслушав рассказы детей, мы стали рассуждать, зачем и почему подземные жители, вдруг решили подняться на поверхность почвы. Многие дети выдвигали свои предположения, о том, что червячки замерзли, или вышли просто погулять. Мы стали рассуждать, о том, что, а есть ли у них лапки, чтобы гулять. Есть ли у них глаза, чтобы видеть, куда идти гулять. Есть ли у них уши, чтобы слышать шаги людей, движение транспорта, чтобы уползти, т. к. их могут раздавить. Детям стало интересно, получить ответы на возникшие вопросы. Эта беседа стала стартовой площадкой в проекте «Путешествие дождевого червячка».)
Гипотеза: дети предположили, что черви выползают из земли во время дождя, чтобы погулять.
Цель:
Сформировать представление у детей о дождевом черве, их польза в природе.
Задачи:
• Познакомить детей с особенностями строения дождевого червя, способом его передвижения и питания, какова роль в природе;
• Продолжать развивать познавательный интерес к миру живой природы;
• Стимулировать познавательную активность детей;
• Воспитывать интерес и любовь к природе;
• Развивать творческие способности и коммуникативные навыки;
• Повышать степень участия родителей в формировании экологической культуры детей.
Этапы проекта
1 этап. Подготовительный
• Подобрать литературу, книги (сказки, энциклопедии, журналы) о подземных жителях;
• Подобрать мультфильмы о дождевом червяке;
• Подготовить иллюстрации с изображением природы, насекомых, подземных жителей (дождевые червяки);
• Подобрать видео, сюжеты, презентации о дождевых червяках.
2 этап. Основной
• Проведение с детьми бесед
• Проведение дидактических и подвижных игр, пальчиковые;
• Чтение сказок, разучивание стихов о дождевых червяках;
• Рассматривание картин, рисование рисунков, просмотр презентаций, передач о насекомых;
• Подбор интересной информации в энциклопедиях (в соответствии с возрастом) о дождевых червяках.
• Подуктивная деятельность (лепка, рисование).
3 этап - заключительный,
Подведение итогов. Распространение листовок «Мы ваши друзья», расклеивание запрещающих знаков «не наступай на дождевого червяка».
Реализуемые мероприятия в рамках проекта
1. Ситуативный разговор
«Что интересного я видел пока шел в детский сад».
«Подземные жители. Кто они?»;
2. Просмотр познавательных передач «Дождевые червяки»
3. Просмотр мультфильмов «Веселый червячок»;
4. Просмотр презентации «Подземные жители»;
5. Чтение сказок (интернет-ресурсы);
6. Аппликация
- запрещающий знак «не наступи!»;
- «веселые червячки»
7. Лепка
- «Дождевой червячок»
8. Работа с родителями
- «книжка – малышка»
- рисунок «Дождевой червячок»
- мини- энциклопедия «всё о подземных жителях»
- фотоотчет «Помоги червячку»
- объявление о реализации проекта
- информационный стенд «прививаем любовь к природе с детства»
9. Исследовательская деятельность
- наблюдение в природе за дождевым червяком;
- экспериментирование «слышит ли звуки?»; «видит ли червячок?»; «чем червяк рыхлит почву?»
10. Пальчиковая игра «Червячок пошел гулять»
11. Подвижная игра «Червячок и ворона»
Заключение
Мы много интересного узнали о дождевых червях. Наблюдали за ними, провели опыты, и пришли к выводу, что черви играют важную роль в природе. По их ходам в землю проникают воздух, почва становится плодородной (полезной) для растений. После дождя почва становится очень влажной и дождевым червякам очень трудно дышать, поэтому они и выползают на поверхность. Узнавая новое, размышляя, дети научились выражать свое отношение к происходящему, свое мнение, решать самые различные познавательные задачи, помогать друг другу. У детей формируется активность и самостоятельность.
Используемая литература:
1. Интернет – ресурсы;
2. Детские энциклопедии («Азбука леса» А. В. Тихонов, «Насекомые 100 фактов)
3. Л. Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром»;
4. Е. Е. Крашенинников, О. Л. Холодова «Развитие познавательных способностей дошкольников»;
5. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду»
6. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду»
7. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»
8. Т. С. Комарова «Детское художественное творчество»
9. Н. Ф. Губанова «Игровая деятельность»