людмила коржавина
Поддержка детской инициативы в проектной деятельности как средство развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Поддержка детской инициативы в проектной деятельности как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Среди проблем, стоящих перед детским садом на современном этапе, центральной является повышение качества дошкольного образования – выполнение социального заказа- всестороннего развития личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей интересов, что позволит ему стать успешным школьником. В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Одна из самых главных задач речевого развития – научить детей связно, грамотно и последовательно излагать свои мысли, учить умению рассказывать о происходящем вокруг, используя многообразие речевых средств. Однако по данным исследований до 50% воспитанников дошкольных учреждений имеют отклонения в речевом развитии и оказываются плохо подготовленными к школьному обучению.
Публикация «Поддержка детской инициативы в проектной деятельности как средство развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Проводя диагностику развития речи детей, убеждаюсь в том, что с каждым годом количество детей, не умеющих связно и последовательно излагать свои мысли, составлять рассказы по картине, по серии сюжетных картин, а тем более рассказы из личного опыта, не уменьшается, а даже увеличивается. Предложения простые, нет развернутых ответов, в основном односложные, а бывает и просто набор слов. При составлении рассказа наблюдается нарушение последовательности, скудность изложения, ограниченность лексических средств языка. Таким образом, выявилась проблема: развитие связной речи детей не соответствует возрасту.
Причины отставания речевого развития многообразны : но самой основной считаю дефицит живого общения детей и родителей, дети много времени проводят за компьютером, получая только зрительную информацию.
Для решения этой проблемы, я поставила перед собой следующие задачи:
- Побуждать детей строить связные высказывания, применяя разные типы речи : повествование, описание, рассуждение;
- Формировать представление о структуре рассказа и связи между предложениями;
- Способствовать умение раскрывать тему и основную мысль рассказа;
-Развивать интонационную выразительность;
-Воспитывать уверенность при презентации своего рассказа перед коллективом сверстников и взрослых.
Существует много форм и методов для решения данных задач, но я решила остановиться на методе проектов, так как:
- данная технология- метод развивающего обучения;
- метод проектов развивает самостоятельность и инициативу, в том числе и речевую;
-развивает коммуникативные способности «ребенок приобретает навык публичного изложения мыслей» (Н. В. Веракса)
- компенсирует проблему дефицита общения, дает новый толчок отношениям «ребенок»- «родитель»
Я уже 30 лет работаю с детьми, я-воспитатель-практик, и хочу подельться с вами именно практической стороной этого вопроса.
Думаю, что вам тоже будет интересно узнать, какие методы я использую для того, чтобы наши детки в детском саду научились правильной разноворной речи, переходя далее, в школу, у них уже был прочный фундамент речевого общения.
Согласитесь, речь не развивается на пустом месте, для этого нужны познания ребёнка. Мы даём знания на занятиях, прогулках, в беседах, но если эта информация на подкрепляется в дальнейшем, то 50% услышанного не останется в детских головках. И, представьте, если дети заняты тем, что им интересно, если они живут этим, то э то останется навсегда в их памяти.
Вот вы сами попробуйте вспомнить себя в дошкольном детстве. Многое стёрлось из памяти, но самые яркие воспоминания остались. Опыт работы показал, что именно познавательная деятельность в ходе проектов способна оставить у детей те самые яркие впечатления. И, заметьте, чтобы это произошло, я использую темы для проектов, интересные детям. Вы скажите, что детям интересно всё, и они примут всё, что предложит воспитатель, но даст ли это ожидаемый результат.
Я в своей работе я стараюсь брать такие темы проекта, которые интересны детям. Для этого не нужно много, всего лишь понаблюдать за детьми, посмотреть, чем они заинтересованы. А затем вы, являясь капитаном корабля, ведёте этот корабль детских интересов по океану знаний.
Чем больше у ребёнка развита познавательная деятельность, богаче и разнообразней становится словарь ребёнка, желание поделиться увиденным, рассказать о новых открытиях.. И особенно важно, что исследовательской деятельностью ребёнок занимается не в одиночку, а в коллективе с детьми, воспитателем, родителями. У него появляется возможность рассуждать, спрашивать, спорить, предполагать.
Ребёнок – это исследователь, и, когда у него появляется интерес к чему-то новому, он начинает задавать вопросы, искать ответы, высказывать предположения, делать выводы. Именно так, путём проб и ошибок рождается истина. И чем больше участия принимал ребёнок в поисках этой истины, тем больше удовлетворения, а так же уверенности в своих силах он получит; желания рассказать о своих достижениях и находках.
При выборе темы проекта я стараюсь отталкиваться от детской инициативы, прислушиваться к интересам детей. Такие проекты, как правило, проходят на очень высоком уровне, с большой заинтересованностью, и в итоге, дети выдают очень высокие, и, часто неожиданные результаты. И это всё потому, что, тема была детям интересна и понятна. Они двигались в том направлении, которое выбрали сами, а я всего лишь аккуратно их направляла, помогала в нужный момент.
Именно так, в поисках и общении развивается разговорная речь. И наша задача сделать её более разнообразной, богатой, красивой