Смолянинова Елена Михайловна
Конспект занятия «Птичья столовая»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: .
Цели:
Обучающие: формировать представление о зимующих птицах, их образе жизни и повадках; учить подбирать корм птицам.
Развивающие: развивать наблюдательность, интерес к изучению жизни птиц зимой.
Воспитывающие: воспитывать у детей отзывчивость, вызывать желание помогать птицам, любовь ко всему живому; продолжать воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к окружающему миру, зимующим птицам.
Публикация «Конспект занятия „Птичья столовая“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
Предварительная работа: рассматривание альбома «Зимующие птицы», разучивание стихов: «Скачет шустрая синица», «Сел на ветку снегирёк», изготовление кормушек силами родителей, консультация родителей «Покормите птиц зимой!»
Материалы, оборудование: запись «Голоса птиц», картинки с изображением птиц; кормушки изготовленный родителями с детьми; корм для птиц.
Предварительный результат:
Умеют определять птиц по внешнему виду;
Умеют правильно подбирать корм птицам;
Проявляют интерес к изучению птиц;
Берут на себя ответственность самостоятельно подкармливать птиц.
Ход занятия:
Звучит запись «Голоса птиц». (Приложение 1)
- Как красиво поют птицы, мы с вами словно побывали в лесу. А теперь представьте, что всё вокруг смолкло, не слышно больше птиц в лесу, опустели ветки деревьев… Представили? Унылым, серым, безрадостным стал мир. Как вы думаете, какую пользу приносят птицы? (уничтожают насекомых, вредителей-грызунов).
- Мы с вами должны беречь и заботиться о птицах нашего леса. Наше занятие мы посвящаем нашим пернатым друзьям.
Беседа.
- Дети, давайте вспомним, на какие две группы делятся птицы? (перелётные и зимующие)
- Каких птиц мы называем перелётными? (Перелётные – это птицы, которые с наступлением холодов улетают в тёплые края)
- Каких птиц мы называем зимующими? (Зимующие – птицы, которые остаются зимовать)
- Как вы думаете, почему некоторые птицы не улетают в теплые края, а остаются зимовать? (Дети дают ответы, воспитатель обобщает) :
- Зимовать остаются птицы, которые хорошо переносят холода, приспособлены находить зимой корм)
Рассказ воспитателя.
Зимующим птицам нужна наша помощь, потому что зима – самое тяжёлое и суровое время года. Сурова она холодами и морозами, а тяжела тем, что мало корма. Зимних холодов птицы не боятся, а вот от голода очень много птиц погибает.
- А как мы с вами можем помочь птицам зимой? (Сделать кормушки, покормить птиц)
- Из чего можно сделать кормушки? (Из пустых коробок, из пластиковых бутылок, дощечек)
- Какая должна быть кормушка? (У кормушки должна быть крыша – чтобы защищать от снега, по бокам должна быть стенка – для защиты от ветра, чтобы семена не рассыпались)
Воспитатель демонстрирует кормушки, которые изготовили дети вместе с родителями.
Физминутка.
Скачет шустрая синица (прыжки)
Ей на месте не сидится (прыжки на левой ноге).
Прыг-скок, прыг-скок (прыжки на правой ноге)
Завертелась как волчок (кружатся на месте).
Вот присела на минутку (приседают,
Почесала клювом грудку (наклоны головой вперёд-назад,
И с дорожки на плетень (прыжки на левой ноге)
Тири-тири (прыжки на правой ноге)
Тень-тень-тень (прыжки на двух ногах).
Дидактическая игра «Узнай птицу по описанию».
Угадайте, какие птицы прилетели к нашей кормушке.
Эти птички ростом с воробья. У них белые щёчки и грудка, брюшко жёлтое, на голове чёрная шапочка. Что это за птица? Приложение 2 (Синица)
Синица живёт у нас круглый год. Синица с утра до вечера перелетает с дерева на дерево, с ветки на ветку, очень внимательно и терпеливо осматривает каждую веточку. Так она высматривает и уничтожает спрятавшихся муху, комарика, жучка и других вредных насекомых. И их находит очень много. Зимой найти насекомых синице очень трудно, поэтому они зимой от голода страдают больше, чем другие птицы.
Спинка у него коричневая с чёрными продольными полосками. Хвост и крылышки темно-коричневые, подбородок и шея чёрные, а головка серая. Что за птица? Приложение 2 (Воробей)
Наш воробей стойко переносит холод. Когда ему холодно он прячет одну ногу в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоит. Трудно воробьям зимой, их надо подкармливать. Воробьи едят всё : крошки, куски хлеба, остатки каши.
Спинка и крылья у этой птицы чёрные, а брюшко белое с чёрными крапинками, на голове ярко-красный беретик. Приложение 2 (Дятел)
Своим крепким клювом долбит дятел дерево и зимой и летом, находит в нём насекомых-короедов и вытаскивает их с помощью длинного, острого и липкого языка. Не падает дятел с дерева потому, что на стволе держится острыми когтями и упирается пружинистым хвостом. Дятла называют лесным доктором. Стучит дятел, - значит, будут уничтожены насекомые-вредители – и лес будет жить.
По бокам пёрышки у этой птицы белые, голова и крылья чёрные. Хвост тоже чёрный, с зеленоватым отливом, длинный и прямой. Приложение 2 (Сорока)
Сорока находит корм в любое время года, не страшна ей зима. Где корочку хлеба найдёт, где косточку мясную съест – теплее ей становится, ведь сытой птице мороз не страшен. Сороки – птицы хищные: охотятся на мышей, могут и зайчонка утащить. Сороки – птицы запасливые. Все-все, что найдут, все, что не съедят, - тщательно прячут, несут в гнездо.
Пухленькая красногрудая птица, с голубовато-серой спинкой, чёрной головкой. Что это за птица? Приложение 2 (Снегирь)
Снегири обычно держатся небольшими стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку, отломить почку, а затем снова усесться неподвижно. И так целый день.
Эта птица крупнее воробья, на голове хохолок, на крылья красивый узор из ярко-жёлтых, чёрных, красных перьев. Приложение 2 (Свиристель)
Свиристель, как снегирь северный житель, прилетает осень, питается ягодами рябины.
7) А теперь отгадайте загадку:
Подбирает он проворно
Кинутые ему зёрна.
И гнездится на карнизе
Наш любимый … (голубь сизый)
Питаются голуби различными семенами, зёрнышками, ягодами. Голуби, живущие рядом с людьми легко приспосабливаются к употреблению в пищу пищевых отбросов человека.
- Что нужно делать, чтобы птицы чаще прилетали к нашим кормушкам, в нашу «Птичью столовую»? (Не забывать каждый день подкармливать птиц)
- Чем можно кормить птиц? (Семечки, зёрнышки, арбузные семечки, воробьям – крошки, остатки каши, синичкам – сало).
Рефлексия.
- О каких птицах мы говорили сегодня говорили?
- Как можно помочь зимующим птицам?
Теперь я уверена, что вы не оставите птиц в беде, позаботитесь о них. А сейчас я предлагаю пойти на прогулку, взять ваши кормушки, развесить их и устроить для наших пернатых друзей «Птичью столовую».
Акция «Кормушка».
На прогулке воспитатель напоминает о правилах подкормки птиц:
Нельзя сорите: не оставляйте там газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробки.
Кормите птиц регулярно. Именно в зимнее суровое время им нужна надёжная поддержка, в это время гибнет большая часть птиц.
Птиц можно подкармливать семенами подсолнечника, тыквы, арбуза. Нельзя давать птицам жаренные семечки. Семена лучше раздавливать. Можно также кормить крошками белого хлеба. Крошки чёрного хлеба птицам вредны. Охотно птицы едят творог, сливочный маргарин. Дятлы, сороки и синицы любят несоленые сало и мясо.
Используемая литература:
Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 128 с.
Богданова Г. А. Презентация «Как зимой помочь птицам?», учитель начальных классов г. Боголопа Красноярского края.
Ковалько В. И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток для младших школьников. – М. : ВАКО, 2005. – 208 с.
Комплексные занятия по программе под редакцией Васильевой В. А., Гербовой В. В., Комаровой. Средняя группа/авт. Сост. Власенко О. П. – Волгоград: Учитель, 2011. – 262 с.
Муртазин Г. М., Янгирова Р. Родная Башкирия: Пособие по краеведению. – Башкирское книжное издательство «Уфа-центр», 1987. – 145 с.
Родионова Н. Г. Конспект познавательного занятия «Сорока», воспитатель детского сада г. Самары.
С любовью к природе. – Под ред. Мавлетова В. С. – Уфа, 1996. – 128 с.