Архипова Ирина
Психологические аспекты взаимодействия семьи и школы
▼ Скачать + Заказать документы
«Психологические аспекты взаимодействия семьи и школы».
Проблема взаимоотношений школы с родителями учеников, существует столько времени, сколько существует и само школьное обучение. Этой теме посвящена масса педагогической литературы. Будем помнить, что педагоги и родители несут одинаковую ответственность за воспитание детей, и те и другие являются воспитателями, и никто из них не вправе предъявлять требования или отдавать распоряжения друг другу. Отношения должны строиться на основе равенства.
Публикация «Психологические аспекты взаимодействия семьи и школы» размещена в разделах
- Психология школьников
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Наблюдая за воспитательным процессом в целом, за отношениями родителей и детей, родителей и школы, беседуя с учителями, для меня как для психолога школы вырисовывается не малый круг проблем семьи и семейного воспитания, что свидетельствует о том, что многим родителям требуется помощь в исполнении ими функций по воспитанию собственных детей.
Большинство исследователей в области педагогики и психологии, не мной это доказано, связывают воспитательный потенциал семьи с образом жизни и психологической атмосферой, которая царит в ней, системой внутрисемейных отношений и характером отношения к детям, уровнем общей культуры родителей, образованностью, накопленным опытом отношений с собственными родителями и т. д.
К сожалению, в настоящее время утрачиваются многие семейно-нравственные традиции, разрушен психологический микроклимат семьи, значительно изменилось отношение родителей к детям, сюда добавляется ещё и бытовая неустроенность и злоупотребление спиртными напитками большинства родителей и т. д.
В нашем сельском социуме всё ярче проявляются особенности кризисных отношений:
- родители, имеющие низкий социальный статус, утрачивают авторитет и влиятельность в глазах детей, особенно подростков;
- увеличение количества психологически дискомфортных семей, являющихся источником семейного разлада и асоциальных явлений в ней;
- изменение родительской власти: непринятие её детьми и желание иметь авторитетных (уважаемых) родителей, ощущать взаимодействие с родителями;
- сверхзанятость родителей и невозможность из-за физического состояния уделять больше внимания ребёнку; или наоборот гиперопека.
- неспособность родителей повлиять на поведение детей из-за собственной низкой образованности.
Конфликтность в семейных отношениях – также один их общих показателей всех типов неблагополучных семей.
Общим показателем для таких семей является закрытость, обособленность, часто отсутствует мотивация к изменению семейной ситуации с целью создания благоприятных условий для полноценного развития и воспитания ребенка.
Нередко аморальным, аддиктивным поведением они являются отрицательным примером своим детям, что зачастую приводит к трудновоспитуемости, правонарушениям, девиантности среди подростков.
Эти и другие факторы являются препятствием для проведения эффективной работы с семьей, что значительно затягивает процесс стабилизации обстановки в семье.
Поэтому разрешение существующих проблем воспитания связывается с психолого-педагогическим сопровождением родительско-детских отношений; поддержанием психологического и социального здоровья родителей и детей.
Исходя из этого, взаимодействие с родителями строится по следующим принципам: высокий профессионализм, уважение к родителям, доброжелательность, обеспечение предельной конфиденциальности и эмоциональной безопасности.
Таким образом, одним из важнейших направлений работы педагога-психолога является оказание психолого-педагогической помощи родителям по формированию отношений и выявлению внутренних ресурсов, на основе которых они должны преодолеть возникающие трудности в семейном воспитании.
Особенностью работы с семьёй является её адресность и индивидуальный подход.
Реализация данной задачи осуществляется через следующие направления деятельности: просвещение, пропаганду положительного опыта семейного воспитания (вечерняя гостиная, профилактику, диагностику, консультирование. И все это у нас в школе хорошо налажено.
По большей части воспитание родителей основано на просветительской работе. Считается, что даже самые трудные проблемы с детьми могут быть разрешимы, если удастся создать спокойную обстановку в семье и благоприятный климат общения.
Например, так выглядит структура работы с семьёй :
Структура работы с семьёй
1. Сбор информации о семье.
2. Проблематика семьи.
3. Подбор психодиагностических методик необходимых для обследования семьи.
4. Психодиагностическое обследование.
5. Обработка, анализ и интерпретация полученных результатов.
Далее идёт индивидуальной работа с семьёй. При более глубокой работе составляется план, программа изучения семьи. Для удобства получения информации о семье в своей работе использую следующую программу изучения семьи.
Схема изучения семьи
1. Профессиональная и общественная деятельность родителей, их воспитательный потенциал.
2. Распределение поручений среди членов семьи.
3. Режим дня, труда и отдыха родителей и детей.
4. Осведомленность школьников о профессиональной и общественной деятельности родителей, семейном бюджете, семейных традициях.
5. Авторитет родителей, их личный пример.
6. Знание родителями индивидуальных особенностей своих детей:
отношение к школе, учебе и общественной работе, главные интересы, проведение свободного времени, влияние товарищей, состояние здоровья.
7. Отношение родителей к мнению детей об их будущей профессиональной деятельности.
8. Совпадение взглядов семьи и школы в оценке эффективности используемых мер воспитания.
Вот некоторые диагностические методики, которые используются для изучения детско-родительских отношений:
1. Анкета «Ты и родители».
2. Анкета «Я и моя семья».
3. Анкета «Мои отношения с родителями».
4. Анкета «Что ты думаешь о своих родителях».
5. Анкета «Родители о своем ребенке».
6. Тест «Где себя нарисовать?»
7. Тесты Рене Жиля.
8. Тест «Нарисуй свою семью».
9. Методика незаконченных предложений.
10. Проективная методика.
11. Методика «Рассказ-эстафета».
Коррекционно-развивающая работа направлена на формирование осознанной родительской позиции, обучение родителей приемам и методам развития познавательной и эмоциональной сферы ребенка, обеспечение родителей дидактическими материалами по развитию познавательной и эмоциональной сферы ребенка.
Для отслеживания динамики и эффективности коррекционно-развивающей работы необходимо проводить промежуточное обследование по тем параметрам, которые связаны с проблематикой и запросом родителей.
Основными формами работы профилактико-просветительской деятельность являются лекции, беседы, круглые столы, консилиумы, дискуссии, собрания-практикумы.
Конечно, нет двух одинаковых школ, как нет двух похожих педагогических коллективов, тем более - двух одинаковых семей. Каждый год в школу приходят новые родители, которые росли в разное время, и, естественно, они требуют иного отношения к себе. Не все направления сотрудничества с родителями могут быть реализованы сразу и в полной мере. Но, возможно, имеющийся опыт педагогов, система работы, которых с родителями прошла многолетнюю проверку и дает ощутимые результаты, подтолкнет нас к поиску новых решений данной проблемы.
Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ и единственно правильный на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.
Да, не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь школы.
Критический настрой родителей передается детям, а это сказывается на качестве учебно-воспитательного процесса в целом.
И подводя итог, зачитаю наказ великого педагога В. А. Сухомлинского об успешной работе с родителями:
«Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание».
Принять этот наказ как идеальную форму взаимодействия, да. Но а в реальности, проблема взаимоотношений с родителями решится, когда родители будут открыты для общения.