Папки-передвижки

Психологические аспекты взаимодействия семьи и школы

Архипова Ирина
Психологические аспекты взаимодействия семьи и школы
▼ Скачать + Заказать документы

«Психологические аспекты взаимодействия семьи и школы».

Проблема взаимоотношений школы с родителями учеников, существует столько времени, сколько существует и само школьное обучение. Этой теме посвящена масса педагогической литературы. Будем помнить, что педагоги и родители несут одинаковую ответственность за воспитание детей, и те и другие являются воспитателями, и никто из них не вправе предъявлять требования или отдавать распоряжения друг другу. Отношения должны строиться на основе равенства.

Публикация «Психологические аспекты взаимодействия семьи и школы» размещена в разделах

Наблюдая за воспитательным процессом в целом, за отношениями родителей и детей, родителей и школы, беседуя с учителями, для меня как для психолога школы вырисовывается не малый круг проблем семьи и семейного воспитания, что свидетельствует о том, что многим родителям требуется помощь в исполнении ими функций по воспитанию собственных детей.

Большинство исследователей в области педагогики и психологии, не мной это доказано, связывают воспитательный потенциал семьи с образом жизни и психологической атмосферой, которая царит в ней, системой внутрисемейных отношений и характером отношения к детям, уровнем общей культуры родителей, образованностью, накопленным опытом отношений с собственными родителями и т. д.

К сожалению, в настоящее время утрачиваются многие семейно-нравственные традиции, разрушен психологический микроклимат семьи, значительно изменилось отношение родителей к детям, сюда добавляется ещё и бытовая неустроенность и злоупотребление спиртными напитками большинства родителей и т. д.

В нашем сельском социуме всё ярче проявляются особенности кризисных отношений:

- родители, имеющие низкий социальный статус, утрачивают авторитет и влиятельность в глазах детей, особенно подростков;

- увеличение количества психологически дискомфортных семей, являющихся источником семейного разлада и асоциальных явлений в ней;

- изменение родительской власти: непринятие её детьми и желание иметь авторитетных (уважаемых) родителей, ощущать взаимодействие с родителями;

- сверхзанятость родителей и невозможность из-за физического состояния уделять больше внимания ребёнку; или наоборот гиперопека.

- неспособность родителей повлиять на поведение детей из-за собственной низкой образованности.

Конфликтность в семейных отношениях – также один их общих показателей всех типов неблагополучных семей.

Общим показателем для таких семей является закрытость, обособленность, часто отсутствует мотивация к изменению семейной ситуации с целью создания благоприятных условий для полноценного развития и воспитания ребенка.

Нередко аморальным, аддиктивным поведением они являются отрицательным примером своим детям, что зачастую приводит к трудновоспитуемости, правонарушениям, девиантности среди подростков.

Эти и другие факторы являются препятствием для проведения эффективной работы с семьей, что значительно затягивает процесс стабилизации обстановки в семье.

Поэтому разрешение существующих проблем воспитания связывается с психолого-педагогическим сопровождением родительско-детских отношений; поддержанием психологического и социального здоровья родителей и детей.

Исходя из этого, взаимодействие с родителями строится по следующим принципам: высокий профессионализм, уважение к родителям, доброжелательность, обеспечение предельной конфиденциальности и эмоциональной безопасности.

Таким образом, одним из важнейших направлений работы педагога-психолога является оказание психолого-педагогической помощи родителям по формированию отношений и выявлению внутренних ресурсов, на основе которых они должны преодолеть возникающие трудности в семейном воспитании.

Особенностью работы с семьёй является её адресность и индивидуальный подход.

Реализация данной задачи осуществляется через следующие направления деятельности: просвещение, пропаганду положительного опыта семейного воспитания (вечерняя гостиная, профилактику, диагностику, консультирование. И все это у нас в школе хорошо налажено.

По большей части воспитание родителей основано на просветительской работе. Считается, что даже самые трудные проблемы с детьми могут быть разрешимы, если удастся создать спокойную обстановку в семье и благоприятный климат общения.

Например, так выглядит структура работы с семьёй :

Структура работы с семьёй

1. Сбор информации о семье.

2. Проблематика семьи.

3. Подбор психодиагностических методик необходимых для обследования семьи.

4. Психодиагностическое обследование.

5. Обработка, анализ и интерпретация полученных результатов.

Далее идёт индивидуальной работа с семьёй. При более глубокой работе составляется план, программа изучения семьи. Для удобства получения информации о семье в своей работе использую следующую программу изучения семьи.

Схема изучения семьи

1. Профессиональная и общественная деятельность родителей, их воспитательный потенциал.

2. Распределение поручений среди членов семьи.

3. Режим дня, труда и отдыха родителей и детей.

4. Осведомленность школьников о профессиональной и общественной деятельности родителей, семейном бюджете, семейных традициях.

5. Авторитет родителей, их личный пример.

6. Знание родителями индивидуальных особенностей своих детей:

отношение к школе, учебе и общественной работе, главные интересы, проведение свободного времени, влияние товарищей, состояние здоровья.

7. Отношение родителей к мнению детей об их будущей профессиональной деятельности.

8. Совпадение взглядов семьи и школы в оценке эффективности используемых мер воспитания.

Вот некоторые диагностические методики, которые используются для изучения детско-родительских отношений:

1. Анкета «Ты и родители».

2. Анкета «Я и моя семья».

3. Анкета «Мои отношения с родителями».

4. Анкета «Что ты думаешь о своих родителях».

5. Анкета «Родители о своем ребенке».

6. Тест «Где себя нарисовать?»

7. Тесты Рене Жиля.

8. Тест «Нарисуй свою семью».

9. Методика незаконченных предложений.

10. Проективная методика.

11. Методика «Рассказ-эстафета».

Коррекционно-развивающая работа направлена на формирование осознанной родительской позиции, обучение родителей приемам и методам развития познавательной и эмоциональной сферы ребенка, обеспечение родителей дидактическими материалами по развитию познавательной и эмоциональной сферы ребенка.

Для отслеживания динамики и эффективности коррекционно-развивающей работы необходимо проводить промежуточное обследование по тем параметрам, которые связаны с проблематикой и запросом родителей.

Основными формами работы профилактико-просветительской деятельность являются лекции, беседы, круглые столы, консилиумы, дискуссии, собрания-практикумы.

Конечно, нет двух одинаковых школ, как нет двух похожих педагогических коллективов, тем более - двух одинаковых семей. Каждый год в школу приходят новые родители, которые росли в разное время, и, естественно, они требуют иного отношения к себе. Не все направления сотрудничества с родителями могут быть реализованы сразу и в полной мере. Но, возможно, имеющийся опыт педагогов, система работы, которых с родителями прошла многолетнюю проверку и дает ощутимые результаты, подтолкнет нас к поиску новых решений данной проблемы.

Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ и единственно правильный на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.

Да, не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь школы.

Критический настрой родителей передается детям, а это сказывается на качестве учебно-воспитательного процесса в целом.

И подводя итог, зачитаю наказ великого педагога В. А. Сухомлинского об успешной работе с родителями:

«Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание».

Принять этот наказ как идеальную форму взаимодействия, да. Но а в реальности, проблема взаимоотношений с родителями решится, когда родители будут открыты для общения.

Публикации по теме:

Консультация «Модель взаимодействия школы и детского сада» Комогорцева О. В. МАДОУ детский сад «Жемчужинка», воспитатель Модель взаимодействия школы и детского сада Что же такое преемственность в.

Психологические аспекты преемственности дошкольного и начального образования Методическая разработка на тему «Психологические аспекты преемственности дошкольного и начального образования» МДОУ «Детский сад комбинированного.

Консультация для родителей «Психологические аспекты готовности ребенка к школьному обучению» Поступление в школу – знаменательное и важное событие в жизни. Его ждут с нетерпением и тревогой. Вся семья надеется, что вчерашний малыш.

План взаимодействия начальной школы с дошкольным образовательным учреждением Цели: 1. Подготовка детей к школе 2. Соблюдение преемственности на уровне детский сад – школа 3. Совершенствование единого образовательного.

Проблемы взаимодействия ДОУ и семьи Современные проблемы взаимодействия ДОУ и семьи. Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку.

Психологические аспекты игровой деятельности детей раннего возраста «Психологические аспекты игровой деятельности детей раннего возраста». Составил: педагог-психолог Целищева Ю. Н. Рекомендации воспитателям.

Психологические аспекты психического здоровья детей В научном психологическом лексиконе существуют термины "психическое здоровье" и "психологическое здоровье". Если термин "психическое здоровье".

Психологические аспекты исследовательского поведения дошкольника «Психологические аспекты исследовательского поведения дошкольника» Сабанина Виктория Владимировна, педагог-психолог ГБДОУ детский сад №50.

Психологические тренинги для учеников школы Занятие первое Разминка: Что каждый ждет от тренинга? (Каждый участник группы должен объяснить цель своего прихода в группу.) Упражнение.

План взаимодействия ДОУ и школы Согласовано Директор МБОУ КОШ ___Н. В. Каштанова Утверждаю Заведующий МБДОУ «Детский сад с. Кузнечиха» ___Н. Н. Сарандаева.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологические аспекты взаимодействия семьи и школы
Опубликовано: 11 ноября 2019 в 16:50
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологические аспекты взаимодействия семьи и школы» (включая файлы) размещена пользователем Архипова Ирина (УИ 1849652) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД