Лилия Дамберг
Психологическая коррекция тревожности у подростков с нарушением интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
«Психологическая коррекция тревожности у подростков
с нарушением интеллекта»
Категория участников образовательного процесса – младший подростковый возраст, учащиеся 5, 6, 7 классов.
Цель: спроектировать деятельность по коррекции тревожности у подростков с нарушениями интеллекта в условиях введения ФГОС.
Публикация «Психологическая коррекция тревожности у подростков с нарушением интеллекта» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Психология подростка
- Психология школьников
- Страх и детская тревожность
- Темочки
Задачи: разработать систему работы, направленную на коррекцию тревожности подростков с нарушениями интеллекта в виде рисуночных методов, игр, элементов групповой дискуссии, психогимнастики.
Актуальность работы обусловлена сложившимися за последние десятилетия гуманистическими подходами системы специального образования, которые соразмерны происходящими изменениям в обществе по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и к детям с умственной отсталостью. Связанное с гуманистическими подходами совершенствование образовательной (коррекционной) системы заключается в поиске эффективных средств, способствующих формированию у подростков с легкой умственной отсталостью готовности к межличностным взаимодействиям, к самостоятельной жизни. Как показывают исследования, выпускники специальных (коррекционных) учреждений испытывают трудности в приобретении социального статуса. Немаловажную роль при этом играют негативные эмоциональные состояния подростка, в частности, тревожность.
Проблема личностной тревожности применительно к детям подросткового возраста с легкой степенью умственной отсталости, видится весьма актуальной еще и в связи с имеющимися у них дополнительными предпосылками к ее формированию, а именно: нестабильность эмоционально-волевой сферы, зачастую неблагоприятные условия семейного воспитания, сложности, возникающие в учебной деятельности.
Сроки реализации – 1 год.
Мною для исследования была отобрана группа детей, возрастной категории – младший подростковый возраст (11-13 лет) из разных классов (5, 6, 7 классы, всего в исследовании приняли участие 31 ребенок.
Для решения поставленных задач использовались следующие методики исследования:
1. «Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки и Ф. Амен»;
2. Методика «Диагностика уровня школьной тревожности Филлипс».
В таблице 1 представлены уровни тревожности подростков с нарушениями интеллекта до и после коррекционной работы «Теста тревожности Р. Тэммл, М. Дорки и Ф. Амен»
Таблица 1
Результаты уровня тревожности подростков с нарушениями интеллекта до и после коррекционной работы «Теста тревожности Р. Тэммл, М. Дорки и Ф. Амен»
Показатели До коррекции После коррекции
Уровни Уровни
низкий средний высокий низкий средний высокий
Количество человек 1 19 11 1 27 3
Процентное соотношение 3% 61% 36% 3% 87% 10%
В таблице 2 представлены уровни школьной тревожности подростков с нарушениями интеллекта до и после коррекционной работы методики «Диагностика уровня школьной тревожности Филлипс».
Таблица 2
Результаты уровня школьной тревожности подростков с нарушениями интеллекта до и после коррекционной работы методики «Диагностика уровня школьной тревожности Филлипс»
Показатели До коррекции После коррекции
Уровни Уровни
нормальный повышенный высокий нормальный повышенный высокий
Количество человек 10 15 6 26 5 0
Процентное соотношение 32% 49% 19% 84% 16% 0%
Вывод: Динамика развития уровня тревожности отмечается в положительную сторону. Это говорит о том, что эффективность проведенных тренинговых занятий прослеживается, но необходима дополнительная коррекционная работа с детьми, уровень тревожности которых остался повышенным. Для этого необходимо, дополнительно разработать программу по снижению уровня тревожности обучающихся.
Методы психологической коррекции личностной тревожности подростков с нарушением интеллекта
Проблема преодоления тревожности, по существу, распадается на две: проблему овладения состоянием тревожности, снятия его отрицательных последствий и проблему устранения тревожности как относительно устойчивого личностного образования.
Работа по преодолению тревожности осуществляется в два способа преодоления личностной тревожности у подростков :
1. Выработка конструктивных способов поведения в трудных для ребенка ситуациях, а также овладение приемами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой.
2. Укрепление уверенности в себе, развитие самооценки и представления о себе, забота о личностном росте человека. В коррекционной работе с учащимися, отличающимися тревожностью как устойчивым личностным образованием, использую следующие приемы:
1. «Переинтерпретация» симптомов тревожности. Часто подростки с повышенной тревожностью деморализуют первые признаки появления этого состояния. Во многих случаях оказывается полезным рассказать, объяснить им, что это признаки готовности человека действовать (признаки активации, их испытывают большинство людей, и они помогают ответить, выступить как можно лучше.
2. «Настройка на определенное эмоциональное состояние». Где подростку предлагается мысленно связать взволнованное, тревожное эмоциональное состояние с одной мелодией, цветом, пейзажем, каким-либо характерным жестом; спокойное, расслабленное – с другим, а уверенное, «побеждающее» – с третьим. При сильном волнении сначала вспомнить первое, затем второе, затем переходить к третьему, повторяя последнее несколько раз.
3. «Приятное воспоминание». Предлагается представить себе ситуацию, в которой он испытывал полный покой, расслабление, и как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения, представлять эту ситуацию.
4. «Использование роли». В трудной ситуации предлагается ярко представить себе образ для подражания (например, любимого киногероя, войти в эту роль и действовать как бы «в его образе». Этот прием оказывается особенно эффективным для мальчиков.
5. «Контроль голоса и жестов». Подростку объясняется, как по голосу и жестам можно определить эмоциональное состояние человека, рассказывается, что уверенный голос и спокойные жесты могут иметь обратное влияние – успокаивать, придавать уверенность. Указывается на необходимость тренировки перед зеркалом и «зрителями», например, при подготовке уроков.
6. «Дыхание». Рассказывается о значении ритмичного дыхания, предлагаются способы использования дыхания для снятия напряжения, например, делать выдох вдвое длиннее, чем вдох; в случае сильного напряжения сделать глубокий выдох вдвое длиннее; в случае сильного напряжения сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 секунд.
7. «Мысленная тренировка». Ситуация, вызывающая тревогу, заранее представляется во всех подробностях, трудных моментах, вызывающих ее переживания, тщательно, детально продумывается собственное поведение.
8. «Репетиция». Проигрываются с подростком ситуации, вызывающие у того тревогу. Например, школьник как бы отвечает у доски, психолог исполняет роль «строгого учителя», «насмешливого одноклассника», детально отрабатывая способы действия учащегося. Полезным оказывается также, когда психолог, не предупреждая об этом заранее, меняет тон разговора с ним – становится нетерпеливым, прерывающим собеседника, недовольным слушателем.
9. «Доведение до абсурда». В процессе беседы с психологом, а также в некоторых «спокойных» ситуациях, предлагается играть очень сильную тревогу, страх, делая это как бы дурачась.
10. «Переформулировка задачи». Известно, что одной из причин, мешающих результативной деятельности тревожных людей, является то, что они сосредоточены не только на ее выполнении, но и в большей степени на том, как они выглядят со стороны. В связи с этим необходимо тренировать у детей умение формулировать цель своего поведения в той или иной ситуации, полностью отвлекаясь от себя. Например, при ответе у доски: «Я должен рассказывать о …» вместо «Я должен получить «5». Необходимо также обучать умению снижать значимость ситуации, понимать достаточно относительное значение «победы» или «поражения». В этом плане эффективным оказывается такой прием, когда некоторые ситуации предлагается рассматривать как своего рода тренировочные, в которых он может поучиться владеть собой для предстоящих более серьезных испытаний.
Использую релаксационные упражнения, снижающие возбудимость нервной системы, дающие разрядку отрицательным эмоциям, нормализующие тонус при чрезмерном нервно-психическом перевозбуждении.
Ролевые игры в качестве отработки навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка, где сюжетами целесообразно выбирать «трудные» случаи из жизни каждого ребенка. Так, если ребенок боится отвечать у доски, то следует проиграть с ним именно эту ситуацию, обратив внимание ребенка на то, что происходит с ним в каждый определенный момент, и как можно избежать неприятных переживаний и ощущений (используя дыхательные упражнения, методы самовнушения, приемы саморегуляции, (поочередное сжимание кистей рук в кулаки и расслабление и т. д.).
Символдрама - основой метода «символдрама» являются воображаемые прогулки по ландшафтам (визуализация и работа с образами, которые воздействуют на воспоминания и чувства клиента.
Позволяет работать «в трех измерениях» : с актуальным состоянием клиента, с переживаниями прошлого и на перспективу – через развитие творческого потенциала личности. Символдрама прекрасно сочетается с техникой арт-терапии.
Все эти методы можно собрать воедино и использовать в психологическом тренинге, который входит в число, так называемых, активных методов.
Тренинг в широком смысле — это вся совокупность различных форм групповой работы, видов тренингов, методов: игровые (ролевые игры, кейсы, групповая дискуссия, мозговой штурм, видеоанализ, модерация и др.
В тренинге происходит активное включение поведенческих моделей и идет взаимообмен опытом участников группы, задействованы когнитивная, эмоциональная, поведенческая сферы личности подростка.
Выводы:
Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т. е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий.
Все что характерно для тревожных детей в норме, можно отнести и к тревожным детям с легкой степенью умственной отсталости. Обычно это очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер - ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.
Если у ребенка усиливается тревожность, появляются страхи – непременный спутник тревожности, то могут развиться невротические черты. Неуверенность в себе, как черта характера - это самоуничтожительная установка на себя, на свои силы и возможности. Тревожность как черта характера — это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей.
Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют соответствующий характер.
Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с задачей в игре, с делом.
В психокоррекционной работе с подростками с интеллектуальной недостаточностью приоритетным направлением было снижение и устранение личностной тревожности.
Особый акцент в работе с данной категорией детей делался на преодоление тревожности путем тренинговых занятий, в ходе которых учитывался эмоциональный опыт ребенка и его семейное благополучие.
В работе с подростками с интеллектуальной недостаточностью основное внимание уделялось формированию поведения в новых ситуациях, совершенствованию собственных лучших представлений о самом себе, развитию эмоционального опыта.
В процессе тренинга с подростками использовались различные техники такие как: подвижные игры, групповые дискуссии, ролевая игра и т. п.
Отмечается, что процесс социализации человека проходит, в значительной степени, именно как освоение разнообразных моделей ролевого поведения и повышение гибкости их применения. Те дети, которые испытывают наиболее серьезные проблемы во взаимодействии с окружающими, обычно обладают недостаточно сформированной гибкостью ролевого поведения. Они или полностью отождествляют себя с какой-то одной социальной ролью или вообще не понимают, в какой ситуации как надлежит себя вести. Ролевая игра, позволяя хотя бы частично преодолеть подобные проблемы, выступает эффективным методом социализации подростков.
В целом тренинги были направлены «не только на решение ныне существующих проблем участников, но и на профилактику их возникновения в будущем, в частности, за счет предоставляемой им возможности «научиться решать проблемы».
Необходимо отметить, что в процессе тренинга с подростками необходимо решить такие задачи как: побуждение подростков к проявлению отношений, установок поведения, эмоциональных реакций и к их обсуждению, анализу, а также разбору преложенных тем; создание в группе условий для полного раскрытия перед детьми своих проблем и эмоций в атмосфере взаимного принятия, безопасности, поддержки и защиты; разработка и поддержание в группе определенных норм, проявление гибкости в выборе директивных или недирективных техник воздействия.
Таким образом, подводя итоги, необходимо отметить, что психологический тренинг с подростками с нарушениями интеллекта на сегодняшний день является наиболее эффективным методом работы. Трудности и разногласия, которые объективно разъединяют детей, порождают атмосферу страха, вызывают ощущение «одинокости среди толпы», неуверенности, бессилия. Опыт, приобретенный в учебно-тренинговых группах, позволяет выработать определенный социально-психологический «иммунитет». Он помогает решать сложные проблемы, которые возникают в личностном и деловом общении практически у каждого человека. Умение и привычки, которые формируются в искусственно созданной социально-психологической среде, помогают эффективно одолевать трудности, обогащать межличностные отношения в реальной жизни.
Среди психолого - педагогических форм и методов работы с подростками выделяю ряд наиболее эффективных. Так к ним относятся:
Метод беседы – один из методов, который предполагает получение информации об изучаемом на основе вербальной коммуникации как от исследуемой личности, членов изучаемого коллектива, группы, так и от окружающих их детей. В последнем случае беседа выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик.
Метод групповой тематической дискуссии. Часто дискуссия принимает острый характер (когда заявляемая проблема касается жизненных принципов и личных переживаний участников, и стороны не достигают единодушия. Но такая дискуссия может подвигнуть человека задуматься, изменить или пересмотреть свои установки. У подростков эти споры проходят более жарко, чем у взрослых, но и изменениям они поддаются проще. Чтобы спор не вышел за пределы тренинга, в процессе тренинга нужно подытожить рассуждения всех сторон и обсудить сходство и различие позиций.
Метод ролевой игры. В ролевых играх участникам предоставляется возможность: показать существующие стереотипы реагирования в тех или иных ситуациях; разработать и использовать новые стратегии поведения; отработать, пережить, свои внутренние опасения и проблемы. Ролевые игры - это небольшие сценки спланированного или произвольного характера, отражающие модели жизненных ситуаций.
Ролевые игры бывают двух типов: на этапе актуализации проблемы, на этапе отработки навыков. Ролевая игра - это хорошая наработка вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться участники семинара. Например, неплохо попробовать проиграть ситуацию, когда компания друзей уговаривает подростка попробовать наркотик (это упражнение описано далее). Игра позволит приобрести навыки принятия ответственных и безопасных решений в жизни. В ролевой игре участник исполняет роль какого-нибудь персонажа, а не свою собственную. Это помогает человеку свободно экспериментировать и не боятся, что его поведение будет глупым.
Несомненно, данные методы работы с подростками могут реализовываться как самостоятельные. Но в последнее время все большую актуальность приобретает такая форма работы с подростками как социально - психологический тренинг, который может в себе объединять выше перечисленные формы и методы работы. И в этом случае перечисленные методы становятся техниками при проведении тренинга.
Значимость этой работы заключается в том, что личностная тревожность у подростков с нарушениями интеллекта может закрепляться в качестве устойчивого образования. Поэтому выявление особенностей личностной и ситуативной тревожности поможет увидеть, насколько тревожность становится у них устойчивой личностной чертой, затрудняющей развитие личности, навыков общения, социального взаимодействия, что может приводить к асоциальному поведению.