Карина Буракова
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться. (Венгер Л. А.)
Психологическая готовность к школе ( синоним: школьная зрелость) – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.
Публикация «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» размещена в разделах
Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно: в играх; в труде; в общении со взрослыми и сверстниками; в непосредственно образовательной деятельности.
Составляющие психологической готовности :
- Мотивационная готовность. Желание идти в школу, вызванное адекватными причинами (учебными мотивами).
- Эмоционально – волевая готовность. Ребенок умеет контролировать эмоции и поведение.
- Интеллектуальная готовность. Дошкольник имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний, понимает основные закономерности.
- Личностно – социальная готовность. Готов к общению и взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками.
Психологически не готовый к школе ребенок :
- Проявляет мало инициативы
- Не может включиться в общий режим работы класса
- Не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается
- Испытывает затруднения в общении со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач.
Вы можете самостоятельно определить возможности ребенка, наблюдая за его деятельностью или игрой.
Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что - то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир.
Наиболее распространенные проблемы психологической готовности ребенка к школьному обучению.
Исследования показали, что к концу старшего дошкольного возраста не все дети достигают того уровня психологической зрелости, который позволил бы им успешно перейти к систематическому обучению. Можно выделить ряд показателей психологической незрелости ребенка, поступающего в школу :
- Слабое речевое развитие – характеризуется двумя основными аспектами: отличие уровня развитие речи ребенка от сверстников и формальное, неосознанное владение средствами речи.
- Неразвитость или недоразвитость тонкой моторики рук. Проявляется данное нарушение при вырезании фигур их бумаги по контуру, несоразмерности частей фигуры в процессе лепке, неточности наклеивания фигур во время аппликации и т. д.
- Неправильно сформированные способы учебной деятельности. Сложность заключается в том, что ребенок не правильно усваивает правила обучения, не умеет их применять на практике, путает и т. д.
- Отсутствие у ребенка ориентировки на способ действия, слабое владение операциональными умениями и навыками. Например, ребенок достаточно хорошо умеет считать, знает написание всех цифр, но при поступлении в школу он испытывает трудности при решении задач, так как не способен правильно и последовательно «развернуть» ход решения.
- Слабое развитие памяти и произвольного внимания. Ребенок не собран, легко отвлекается, с трудом следит за ходом коллективной работы других детей и т. д.
- Низкий уровень самоконтроля. Ребенок испытывает сложности, когда ему необходимо оценить полученный результат, сравнить его с правильным, выявить допущенные ошибки.