Ирина Архипович
Консультация для родителей «Психологическая готовность детей к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Пройдет этот год и ваш ребенок пойдет в школу. Очень многие из вас волнуются и переживают в ожидании школьной жизни ребенка. И сейчас я хотела бы провести с вами опрос- игру «Корзина чувств».
Инструкция: «Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина. Вам предстоит кратко сформулировать те чувства и эмоции, которые переполняют вас в момент ожидания школьной жизни ребёнка. Пусть это будут разнообразные чувства: и позитивные и негативные». Краткий анализ родительских переживаний.
Большое спасибо! В основном это волнующие чувства, чувства тревоги.
Публикация «Консультация для родителей „Психологическая готовность детей к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Также многих из вас волнует вопрос: Как подготовить ребенка к школе. Очень многие родители считают, что ребенок к школе должен уметь считать, читать, писать. И он готов к школе. Это конечно немаловажно, но ребенок должен быть психологически готов к школьному обучению.
Давайте же рассмотрим что же такое психологическая готовность.
Психологическая готовность к школе включает в себя несколько компонентов: интеллектуальную готовность, мотивационную, волевую и социальную.
Интеллектуальная готовность предполагает определённый уровень развития мышления, речи, внимания, памяти, восприятия и мелкой моторики ребёнка.
К 6– 7-и годам ребенок должен знать: имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы; времена года, их последовательность и основные признаки; названия месяцев, дней недели; ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери. Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении. Можно поиграть в игру «Запомни игрушку», где выставляются несколько игрушек. На развитие мышления игры «Четвертый лишний» и др. На развитие воображения и творчества игра «Дорисуй». Развитие моторики не менее важно, чем развитие интеллектуальных функций ребёнка. Развитие тонких движений кисти руки напрямую связано с развитием больших полушарий головного мозга, а значит, чем точнее и тоньше движения руки, тем лучше развивается мозг. Развить тонкую моторику помогут такие занятия, как лепка, собирание конструкторов с мелкими деталями, аппликация, рисование, вязание, собирание мозаики, пальчиковые игры. Полезно предлагать ребёнку задания на дорисовывание, когда взрослый рисует половину рисунка, а ребёнок дорисовывает зеркальное отображение, задания на обведение намеченного точками или штрихпунктиром изображения, штриховки. Важно не перестараться, и обучение ребёнка точным движениям карандашом по бумаге превратить в увлекательное занятие.
Мотивационная готовность. Подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку. Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу. Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы. Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.
Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование.
Еще один компонент. Социальная готовность к школе означает готовность ребенка вступать в отношения с другими людьми – со сверстниками и со взрослыми (педагогами). Низкая социальная готовность часто оказывается у детей, не посещавших детский сад, и может привести к достаточно серьезному стрессу и проблемам с учебой. Например, бывает, что ребенок привык, что все внимание взрослого направлено на него, как это было в семье. В классе же оказывается двадцать таких же детей. Неумение общаться со сверстниками может привести к сложностям в участии в групповой работе на уроке. Как же проявляется самооценка в поведении ребёнка? Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность- это те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказались в роли проигравшего. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость свойственны детям с заниженной самооценкой. При повышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других: «У меня всё лучше всех», «Я самая красивая».
Готов ли ребенок к школе?
Тест для родителей.
• Хочет ли Ваш ребенок идти в школу?
• Привлекает ли Вашего ребенка в школе то, что в ней будет интересно учиться, и он многое узнает?
• Может ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор?
• Верно ли, что Ваш ребенок имеет твердую руку?
• Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
• Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
• Может ли Ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации?
• Может ли он собрать разрезанную картинку из 5 частей?
• Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
• Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом “овощи” помидоры, морковь, лук?
• Любит ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно рисовать, собирать мозаику и т. д.?
РЕКОМЕНДАЦИИ
Памятка для родителей «Советы ребенка»
При воспитании детей мы постоянно сталкиваемся с непростыми ситуациями. Как поступить с маленьким проказником – отругать или пожалеть? Что разрешить, а что запрещать? А вы спросите у ребенка, он подскажет.
Не балуйте меня, этим вы меня портите. Я прекрасно знаю, что необязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
Не используйте силу в отношениях со мной. Это научит меня тому, что считаться можно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.
Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став плаксой и нытиком.
Не делайте для меня и за меня того, что я в состоянии сделать для себя сам. Иначе я буду продолжать использовать вас в качестве прислуги.
Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете все спокойно с глазу на глаз.
Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы станете так поступать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
Не избавляйте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на своем опыте.
Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
Относитесь ко мне так, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом. Запомните: я учусь больше, подражая примерам, а, не подвергаясь критике.