Получи документы

Психологическая готовность детей к школе

Кузьмина Юлия Михайловна
Психологическая готовность детей к школе
▼ Скачать +Заказ

Задачи:

Познакомить родителей с компонентами психологической готовности к школе.

Проанализировать результаты психологической диагностики.

Дать практические рекомендации по подготовке ребенка к школе.

Форма проведения: круглый стол.

Повестка дня:

1. Итоги года

2. Психологическая готовность к школе презентация

3. Закон 1539

Публикация «Психологическая готовность детей к школе» размещена в разделах

4. Безопасность в летний оздоровительный период

5. Разное

Круглый стол.

- Добрый вечер, уважаемые родители! Благодарю за присутствие на нашей встрече. Сегодня мы поговорим с вами о готовности ребёнка к школе, её компонентах. Я расскажу вам о результатах учебного года Надеюсь, что наша встреча будет интересна и познавательна для вас.

Игра-приветствие “Давайте познакомимся”

- Наше знакомство хотелось бы начать с приветствия. Представьте себе, что мы с вами находимся на площади неизвестного города N и эта площадь очень красивая, большая и на этой площади есть башня и на башне есть часы, но часы они такие необычные, странноватые, они могут бить 1 раз (1 хлопок, они могут бить два раза (два хлопка, могут бить 3 раза (з хлопка). Когда часы бьют 1 раз (1 хлопок, то все люди подходят к друг другу, называют свое имя и здороваются как европейцы (пожать руки друг другу, если часы бьют 2 раза (2 хлопка, то здороваются как японцы (руки сложены поклониться, а если часы бьют 3 раза (3 хлопка, то знакомятся как какое то дикое племя (плечо к плечу и приседать). Но пока часы ударили один раз перед следующим разом нужно успеть поздороваться и сказать свое имя как можно большему количеству участников. Итак, гуляем по площади, все гуляем… один раз (хлопок, три раза (три хлопка).

Основная часть. Каждый родитель заинтересован в школьных успехах своего ребёнка, получении положительных эмоций от обучения. Для этого нужно начинать раньше готовить ребёнка к обучению в школе. Давайте выясним, каковы же ваши ожидания от предстоящего обучения ребёнка в школе.

Практическое задание.

Инструкция: напишите на своих листах то главное, что должен уметь ребёнок, поступающий в первый класс школы.

Родители работают самостоятельно (отводится 1-2 минуты). Затем, по очереди прикрепляют свой “листок” к дереву, объясняя свой выбор. Когда все родители выйдут и выскажутся, психолог обобщает ответы родителей, составляя “портрет идеального (по мнению родителей) первоклассника.

Вы назвали многие их тех качеств, которые необходимы для успешного обучения в школе. Каждое качество можно отнести к тому или иному компоненту школьной готовности, представленным на презентации.

Психологическая готовность это

своеобразие интеллектуального развития и некоторые особенности его личности, без которых невозможно успешное обучение в школе;

Желание учиться, получать знания;

Умение слушать учителя и выполнять его задания;

Определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.

Включает в себя следующие компоненты: интеллектуальную, мотивационную, эмоционально-волевую и коммуникативную готовности.

- Давайте подумаем, что необходимо для хорошего роста и развития дерева? (родители включаются в дискуссию).

- Итак, мы с вами пришли к мнению, что, прежде всего, дереву необходимы крепкие корни. Возвращаясь к психологической интерпретации, давайте решим, что же следует под этим подразумевать. Есть мнение, что под сильными корнями следует понимать познавательные психические процессы : память зрительную и слуховую, мышление, внимание и творческое воображение. От того, насколько хорошо они развиты, будет во многом зависеть успешность интеллектуальной готовности к обучению. Интеллектуальная готовность это наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающего мира, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др., сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, пространственно-графическая подготовка).

Как сформировать интеллектуальную готовность к обучению в школе?

Для формирование интеллектуальной готовность к обучению в школе необходимо тренировать познавательные процессы ребенка.

Но как сделать так, чтобы ребёнок захотел учиться, узнавать новое, постоянно двигаться вперёд? Высокий уровень обучаемости связан с познавательной активностью.

Не отмахивайтесь от детских вопросов. Дети наблюдательны, но им не хватает жизненного опыта, чтобы правильно оценить и истолковать наблюдаемые события. Но помните, что как только интересное и новое станет рутинным, обязательной повинностью, оно не принесёт ожидаемого результата. Познавательный интерес ребёнка постепенно угаснет.

И одним важным секретом я бы хотела поделиться с вами. (Психолог демонстрирует рисунок с изображением мамы, кормящей малыша). Всем вам хорошо знакома эта ситуация. Мама кормит маленького ребёнка кашей. Ей гораздо проще и удобнее взять самой ложку, набрать каши и поднести её ко рту малыша, которому останется только проглотить еду. При таком способе кормления и время экономиться, и нет риска, что всё вокруг окажется в каше. (Психолог демонстрирует второй рисунок с изображением малыша, который ест сам).Здесь ребёнок ест сам, перепачкав всё вокруг в каше. Мама находится рядом, присматривая за малышом. Конечно, в этом случае и маминого драгоценного времени уходит больше. И хлопот тоже существенно прибавляется. Оба способа приведут к желаемому результату – ребёнок будет накормлен и сыт. Но первый малыш просто поел каши, тогда как второй, приобрёл неоценимый житейский опыт, хотя и создал столько неудобств маме. Пока первый ребёнок ел, второй – учился! И не просто учился есть, а учился управлять своим телом, координировать движения, сохранять терпение. Ведь такое простое действие как набрать в ложку каши, а потом поднести ложку ко рту, не выронив содержимое, не говоря уже о том, чтобы попасть ложкой в рот – серьёзный труд! Но взрослые чаще создают первую ситуацию. Так удобнее нам, взрослым. Мы сами застёгиваем пуговицы, стираем, завязываем шнурки, заправляем постель, собираем игрушки за детьми. А через несколько лет удивляемся тому, почему наш ребёнок несамостоятелен, безответственен, безынициативен. Он привыкает к тому, что за него всё делают и всё решают. Секрет в том, что в детях надо развивать самостоятельность, поощрять инициативность, замечать их успехи в изучении окружающего мира и помогать учиться новому, а не делать всё за них.

Как Вы думаете, что поможет сформировать положительную мотивацию к обучению ребенка к школе? (ответ Если ребёнок идёт в школу ради нового ранца или модного школьного костюма, или говорит “в школе не надо спать”, “там будут мои друзья из детского сада” и т. п., то его привлекают, лишь внешние стороны обучения. Тогда как основной деятельностью ребёнка в школе является учение, узнавание нового. Поэтому главное, что должно быть сформировано – желание учиться! (Слайд 7) Отношение к школе формируется у большинства детей ещё до того, как они становятся школьниками. В этом вопросе большую роль играет семья. Если родители ребёнка придают большое значение образованию, положительно отзываются об образованных людях, прививают любовь к чтению; говорят ребенку о том, как они хотят видеть его в будущем успешным и умным, а это возможно, только если хорошо учиться; о том, какую гордость они будут испытывать в этом случае, то это будет способствовать формированию у ребёнка мотивационной готовности к школе. Он будет понимать, зачем он пришёл в школу и зачем ему нужны знания. Учебная деятельность станет для ребёнка более значимой и важной.

А что может понизить мотивацию к обучению в школе?

Не пугайте ребенка школой. Не наказывать за неудачу, неудача сама по себе является наказанием. Страх и напряжённость затрудняет процесс обучения;

Не допускайте негативных ошибок деятельности ребенка, распространяющихся на его личность, т. е. ребенка надо критиковать за его поведения (“Не ты плохой, а поступок плохой” и т. д.). Оценка личности блокирует развитие ребенка и формирует комплекс неполноценности, а следовательно, заниженную самооценку и уровень притязаний;

Старайтесь не сравнивать его с другими детьми, сравнение допустимо только с ним самим.

В отношениях с ребенком не допускайте резкого перехода от положительных оценок к резко отрицательным, от наказующего тона к задабриванию. Коммуникативная готовность включает в себя умение ребёнка общаться, как со сверстниками, так и с взрослыми. Это тоже, весьма важное умение! Ведь, по сути, весь процесс обучения представляет собой общение между учителем и учеником. От того, насколько ребёнок контактен, умеет ли внимательно слушать учителя, достаточно ли развита его речь – зависит успешность усвоения школьных знаний. Задача родителей – научить ребёнка простым правилам общения. Некоторые советы мы также представили в “Памятках родителям первоклассников”. Эмоционально-волевая готовность – важное звено школьной готовности. По сути, это умение управлять своими эмоциями, настроениями и контроль над своими желаниями. Как Вы думаете, как в школе будет проявляться слабое развитие эмоционально-волевой сферы? (не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий; не умеет работать по правилу; не умеет работать по образцу; нарушает дисциплину).

Всем нам известна истина: “Гений – это один процент таланта и девяносто девять процентов трудолюбия”. Надо с детства приучать ребёнка к труду и, разумеется, не на словах, а на личном примере! Пусть ваш ребёнок будет уверен, что только упорство и труд приведут к желаемому результату. Доводите начатое до конца, не отчаивайтесь при временных трудностях, получайте удовольствие от работы, – и ваш ребёнок усвоит с лёгкостью эти полезные навыки. Эмоционально-волевая готовность ребёнка к обучению в школе заключается в том, что ребёнок в состоянии управлять своим поведением, своей памятью, вниманием, мышлением, следить за своей речью, вовремя подключать воображение, действовать по инструкции взрослого. Будущему первокласснику необходимо уметь преодолевать трудности и стремиться к достижению намеченной цели.

В школе детям придётся слушать учителя не зависимо от того, интересную ли информацию он сейчас излагает, для этого ребёнок должен подключать усилия воли. Также при обучении в школе ребёнку необходимо выполнять домашние задание, не смотря на то, что сейчас очень хочется погулять.

Как сформировать эмоционально-волевую готовность к обучению в школе?1. Формировать учение работать по правилу, умения сознательно подчинять свои действия правилу, внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания предлагаемые в устой форме. И помочь в этом может игра по правилам – та, где надо дожидаться своего хода, выполнять все правила и решать возникающие проблемы (игры с кубиком и фишками, домино, шахматы, шашки, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры и др.).

2. Развивать произвольные сенсомоторные действия у ребенка: игры с мячом (на попадание в цель, ритмическое отбивание мяча от земли); классики, прыгалки, прыгание через веревку; игры на развитие тонкой моторики (с бирюльками, рассыпанными палочками, шнуровки и др.); ритмика.

3. Формировать умение работать в соответствии с образцом (воспринимаемым зрительно или на слух) : постройки из кубиков по образцу, работа с различными конструкторами по образцу, лепка по образцу, складывание мозаики по образцу; графический диктант; срисовы

И в заключении, хочу продемонстрировать вам один простой опыт. Это губка – предмет, который очень хорошо впитывает в себя любую жидкость: вольём красную – получим красную, вольём синюю – такую же и получим. (Психолог проделывает всё озвученные действия). А если одновременно вольём и синюю, и красную, то эффект будет неопределённым.

Наш ребёнок точно также впитывает в себя те нравственные нормы, правила поведения, моральные принципы и отношения к жизни, которые мы демонстрируем. И то, что мы “вложим” в своих детей в детстве, то и “получим” в более зрелом возрасте. Давайте, будем вкладывать в своих малышей только хорошее, доброе и вечное! И тогда они непременно порадуют нас своими успехами в будущем. Таким образом, мы рассмотрели все компоненты школьной готовности. Если что-то осталось непонятным, предлагаю вам задать вопросы.

Рефлексия деятельности. ДЕЛОВАЯ ИГРА С РОДИТЕЛЯМИ «РАЗБРОС МНЕНИЙ». Раздаются карточки с первыми словами предложения, а родители должны его продолжить.

1. Игры могут научить детей.

2. Мне кажется, что моему ребенку.

3. Я считаю, что игра.

4. Ребенку для игры нужно.

5. Мой ребенок боится.

6. Мой ребенок любит.

7. Я со своим ребенком занимаюсь.

8. Моему ребенку трудно.

. Мой ребенок не умеет.

10. Мой ребенок мечтает о.

11. Мой ребенок в школе.

12. Я хочу, чтобы мой ребенок.

13. Меня волнует в моем ребенке.

14. Положительные черты характера моего ребенка – это.

15. Мой ребенок в детском саду.

16. Дома я своему ребенку читаю.

17. Я думаю мой ребенок в школе.

18. Я рассказываю своему ребенку о школе.

19. Я запрещаю своему ребенку.

20. Мой ребенок умеет хорошо.

21. С началом школьной жизни я думаю, что мой ребенок.

Заключительная часть.

- В завершении нашего круглого стола предлагаю вам посмотреть небольшой мультфильм про отношения детей и родителей, про школу.

Родителям предлагаются буклеты: «Готов ли ваш ребенок к школьному обучению, «Подготовка ребенка к школьному обучению», «Значение игры при подготовке ребенка к школе».

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе». Добрый день, дорогие коллеги! спешу поделиться с Вами консультацией. Предложите ее родителям в подготовительной к школе группе. Объясните.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1 Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка. От готовности ребенка к этому моменту во многом будет зависеть формирование.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 2 Существует гипотеза: адаптация зависит от уровня психологической готовности ребенка к школе, комфортности его пребывания в учебном заведении,.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 3 Обсуждая проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 4 Н. В. Запорожец (1977г.) отметил, что готовность к обучению к школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 6 Деятельный критерий рассмотрим более подробно. В 6-7 лет моторика уже готова к тому чтобы писать скорописью. Именно в этот момент в созревании.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Заключительная часть О том, что начало обучения в школе – один из серьезных моментов в жизни ребенка, знают все. На этот вопрос мы и попросили ответить родителей.

Консультация «Психологическая готовность детей к школе». Часть 5 Критерии готовности к школе. Критерии определяются как теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности.

Консультация «Психологическая готовность ребенка к школе» К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность,.

Психологическая готовность ребенка к школе (тест)Психологическая готовность ребенка к школе (тест) ИНСТРУКЦИЯ: Послушай меня внимательно, я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить какой вариант ответа тебе нравится больше.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическая готовность детей к школе
Опубликовано: 17 июля 2023 в 17:23
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологическая готовность детей к школе» (включая файлы) размещена пользователем Кузьмина Юлия Михайловна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД