Махлиё Султонова
Психическое здоровье дошкольника и телевидение
▼ Скачать + Заказать документы
Телевидение – это окно во внешний мир, и при разумном подходе оно может выполнять функции образовательного, развлекательного и воспитывающего характера. Но почему все чаще и чаще психологи бьют тревогу, появилось выражение «экранные дети»?
Проанализировали 100 часов программ ведущих каналов российского телевидения : в среднем на 1 час телетрансляции приходится 4 сцены насилия и эротики. Обращает на себя внимание натуралистичность сцен (окровавленные трупы, отрубленные головы, похищения людей и т. п.)
Чем опасно такое телевидение для ребенка?
Публикация «Психическое здоровье дошкольника и телевидение» размещена в разделах
Во-первых, необходимо учитывать особую впечатлительность детей и способность детской психики к внушению.
Чувства опасности, ужаса возникают у ребенка в результате просмотра таких кинокадров, как надвигающийся на зрителей поезд, убийство внутри закрытого помещения, ключ в замке с внутренней стороны двери, громкий напряженный звук сердцебиения с экрана и т. п. Защищаясь от непонятных эмоций, ребенок вытесняет их в бессознательную часть психики. Взрослый может и не заметить каких-либо явных изменений в поведении сына или дочери, однако страшные образы или звуки, которые воспринимает ребенок с экрана, могут беспокоить его в виде снов, повышенной тревожности или невротических симптомов.
Во-вторых, нельзя забывать об эффекте привыкания и заразительности агрессивного поведения.
Постоянный просмотр сцен насилия притупляет эмоциональные чувства детей, они привыкают к жестокости, становятся равнодушными к человеческой боли. Если через каждые 15 минут на экране транслируется насилие, то через какое-то время ребенок начинает воспринимать это как норму.
У него формируется эталон эмоционального реагирования.
В-третьих, настораживает романтизация отрицательных героев художественных фильмов.
Романтизация негативного образа жизни приводит к формированию у ребенка соответствующих нравственных образов поведения. Ребенку недоступно понимание мук совести или душевных метаний героев фильма, следовательно, он не видит и не осознает несоответствия их поступков и слов. Именно поэтому ребенок копирует не благородные слова героя, а его конкретные действия.
В-четвертых, необходимо отметить, что современное телевидение не способствует умственному развитию детей
На долю развивающих программ отводится от 1,5 до 3% эфирного времени (сравним с рекламой - ей предоставляется 23%). На экране практически отсутствуют передачи, ориентированные на детей дошкольного возраста. Исключение составляет программа «Спокойной ночи, малыши!», однако и в ней не учитываются особенности детской психики. Известно, что ребенок лучше всего запоминает ту информацию, которая показана в начале и в конце передачи. В современном законе о рекламе разрешается в начало и конец детских программ рекламные видеоролики. Поэтому ребенку больше запомнится рассказ о каком-нибудь шампуне, чем содержание увиденного мультика.
И, наконец, следует остановиться на воздействии рекламы на психику дошкольника.
В чем же опасность рекламы? У ребенка дошкольного возраста психика особенно остро восприимчива к ярким образам, их красочности, быстрой смене, мельканию и т. п. Однако постоянный просмотр рекламы формирует у ребенка психологическую зависимость, которая возникает в результате искусственного стимулирования и перевозбуждения нервной системы. Эффект мелькания видеокадров может привести к дисгармонии мозговых ритмов, их сбою.
Таким образом, мы должны помнить о той ответственности, которая лежит на взрослых: сделать все возможное, чтобы исключить негативное влияние информационного потока на психику ребенка.