Валова Елена Григорьевна
Конспект психологического практикума для педагогов «Психический инфантилизм подросткового возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Валова Елена Григорьевна
Цель: формирование представлений о проблеме, компетентностный подход по позитивному разрешению конфликтов.
Задачи:
1. Информировать участников встречи по теме.
2. Развивать навыки конструктивного общения, создать условия для проигрывания проблемных ситуаций.
3. Научить взрослых модели общения в системе «взрослый – подросток» (Я-высказывания, Ты-высказывания.)
Публикация «Конспект психологического практикума для педагогов „Психический инфантилизм подросткового возраста“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Психология подростка
- Психология школьников
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
4. Способствовать профессиональному росту и компетентностному подходу по выстраиванию взаимоотношений.
5. Рефлексия.
Ход занятия:
Страничка позитива «Урок бабочки».
Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и что не на что другое у нее не было больше сил. Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тот час вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Но ничего не случилось. Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои не расправленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
Так и в случае возникновения инфантилизма вследствие неправильного воспитания, гиперопеки, когда родители стараются сделать все за своего ребенка, максимально облегчить его жизнь. В результате не дозревают эмоции и воля. Воля именно тогда и проявляется, когда человек встречается с трудностями на пути к цели.
Информационный блок (примеры формирования инфантилизма).
Инфантилизм от латинского слова «инфантилис» - детский - незрелость в развитии. В переносном смысле инфантилизм, как детскость – незрелость в развитии – это проявление наивного подхода в быту, во взаимоотношениях, в профессии, в политике и т. д. Инфантилизм бывает психическим и психологическим. А причины возникновения и главное их отличие не внешнее проявление. Проявления же психического и психологического инфантилизма внешние, похожи и выражаются в проявлении детских черт в поведении, в эмоциональных реакциях, в мышлении. Что же вызывает формирование инфантилизма, задержки становления личности? Поговорим о психическом инфантилизме. Это психическая и физическая не дозрелость ребенка, которая приводит при неправильном воспитании к задержке в адаптации к жизни в обществе. Предпосылки к нему создаются генетически, эндокринно-гормональными факторами, гипоксией или инфекционно-токсическими вредностями в период беременности, асфиксией в родах, болезнями первых месяцев жизни, также способствует и усугубление неблагоприятных предпосылок эгоцентрическим или тревожно-мнительным воспитанием.
Психический инфантилизм можно подразделить на три варианта : истинный (задержка понятий «нельзя» и «надо», чувства дистанции в отношениях с взрослыми, способности, верно, оценивать ситуацию, правильно менять поведение, предвидеть развитие событий, возможные опасности и угрозы, гармонический инфантилизм, это когда ребенок миниатюрен физически и выглядит младше своего возраста социально.
Самый опасный третий вариант психического инфантилизма – это, когда ребенок рождается гармоничным во всех отношениях, но, защищая его от жизни, искусственно задерживают его социализацию эгоцентрическим или тревожно-мнительным воспитанием. Такое чаще всего случается у поздно родивших, долго ожидавших ребенка. Шестеро взрослых любуются, тешатся одним младенцем. Самый интересный детский возраст - от двух до трех лет. И родители неосознанно хотят задержать ребенка в нем, хотят и преуспевают в этом. Следующий, третий вариант психического инфантилизма целиком обусловлен неправильным воспитанием, когда здорового сделали незрелым и развитие лобных функций мозга искусственно задержали.
Психологический инфантилизм.
При психологическом инфантилизме ребенок имеет здоровую, без отставаний, психику. Он вполне может соответствовать своему развитию по возрасту, но практически это не происходит, потому что по ряду причин выбирает в поведении роль ребенка.
Какое же главное отличие психического инфантилизма от психологического?
Это можно обозначить следующим образом:
• Психический инфантилизм характеризуется утверждениями: не могу, даже если хочу.
• Психологический инфантилизм характеризуется утверждениями: не хочу, даже если могу.
В принципе, с теорией понятно. Постараемся разобраться более конкретно.
• Как появляется?
• Как проявляется?
• Как выглядит?
• Что делать?
Как появляется.
Согласно мнению психологов, инфантильность не врожденное качество, а приобретенное через воспитание. Так что же такое делают родители воспитатели, что ребенок вырастает инфантильным?
Так же, по мнению психологов, инфантильность развивается в период от 8 до 12 лет.
Можно просто пронаблюдать, как это происходит.
В период с 8 до 12 лет ребенок уже может брать на себя ответственность за свои поступки. Но для того, чтобы ребенок начал совершать самостоятельные поступки, ему необходимо доверять. Вот именно здесь и кроется основное «зло», которое и приводит к инфантильности.
Приведем некоторые примеры, чаще встречающиеся, воспитания инфантильности :
«У тебя не получается писать сочинение? Я помогу, я раньше хорошо писала сочинения», - говорит мама.
«Я лучше знаю, как правильно!»
«Будешь слушать маму, и у тебя все будет хорошо».
«Какое у тебя может быть свое мнение!»
«Я сказал, так и будет!»
«Руки у тебя не из того места растут!»
«Да у тебя всегда все как не у людей».
«Отойди, я сам сделаю».
«Ну, конечно, за что он не возьмется, все сломает!»
Так постепенно родители закладывают программы в своих детей. Некоторые дети, возможно, пойдут наперекор, и будут делать по-своему, но могут получить такое давление, что желание что-либо делать вообще исчезает и, причем навсегда.
С течением лет ребенок может поверить в правоту родителей, что он неудачник, что он ничего не может сделать правильно, и что намного лучше это могут сделать другие. А если еще идет подавление чувств и эмоций, ребенок никогда с ними не познакомится и тогда его эмоциональная сфера будет не развита.
«Ты еще мне тут плакать будешь!»
«Ты чего «орешь»? Больно? Терпеть надо».
«Мальчики никогда не плачут!»
«Что ты «орешь», как ненормальная».
Сделав вывод на основании всего этого, это можно охарактеризовать такой фразой: «Ребенок, не мешай нам жить».
Чаще всего, к сожалению, это основное требование родителей к детям, быть тихим, послушным и не мешать. Поэтому потом не стоит удивляться, что инфантилизм поголовен.
Моделирование общения с подростком.
У нас основная масса детей с недоразвитием эмоционально-волевой сферы, т. е. с недостаточной способностью к саморегуляции. Всегда ли они не способны к саморегуляции? (привести примеры, как они ведут себя в суде, в беседе со значимым человеком и т. д.) – включаются элементы самосохранения. Как же выстраивать отношения с такими детьми?
Одной из наших с вами задач – это грамотно управлять поведением детей. Как Вы думаете нам взрослым, надо с ними общаться как со всеми? Нужен индивидуальный подход, ориентированный на подростке. Как общаться с ними при ярких всплесках эмоций? Когда успокоился применить, Я-высказывания.
Практикум «Я - высказывания».
На доске написана схема Я - высказывания. Розданы примеры для проработки Я - высказывания каждому участнику по несколько вариантов. Участники приводят свои примеры Я - высказывания, Ты - высказывания. Разобьемся по парам и будем пробовать применять данную схему.
Схема “Я - высказывания”
1. Описание ситуации, вызвавшей затруднение. (”Когда я вижу, что ты…”, “Когда это происходит…”)
2. Точное название своего чувства в этой ситуации (”Я чувствую…”)
3. Называние причины (”Потому что…”, “Ведь я…”)
Я - высказывание - способ, при котором рассказчик, обращаясь к слушателям, высказывается от первого лица. Примеры я - высказываний: «Когда мне не уделяют внимания близкие люди, я начинаю грустить и мечтать» или «Когда я чувствую, что обо мне заботятся, мне становится радостнее».
Противоположность я - высказываний – ты - высказывания
("тыканья"). Примеры ты - высказываний: «Когда тебе не уделяют внимания близкие люди, ты начинаешь грустить и мечтать» или «Когда ты чувствуешь, что о тебе заботятся, становится радостнее».
Более распространены – ты - высказывания, а я - высказывания, как правило, говорят о большей психологической культуре их автора.
Я - высказывание, как средство для профилактики конфликтных ситуаций Я - высказывание позволяет сообщить партнеру о своих переживаниях, не разрушая атмосферу доверия и дух партнерства. Позволяет передать суть и при этом не задевать самооценку собеседника, и, более того, тот, кто высказывается, принимает ответственность за свои эмоции и на себя. Важно уметь различать «мне плохо» и «ты плохой». Высказываясь о своих чувствах, вкусах и мнениях, говорим именно об этом, о своей субъективности, а не о чем-то объективно присущем людям и вещам. Не «фильм классный», а «мне такие фильмы нравятся». Это твое отношение, веди разговор от себя и о себе.
Ты - высказывание
Ты никогда меня не слушаешь!
Когда я вижу, что собеседник меня не слушает, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю.
Ты меня никогда не слушаешь?
Мне сложно говорить, когда кто-то еще разговаривает одновременно со мной. Если у тебя есть вопрос - задай его. Возможно, если ты внимательно послушаешь меня, то потом у тебя возникнет меньше вопросов.
Вечно ты хамишь!
Когда ко мне некорректно обращаются, я раздражаюсь и не хочу больше общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь, постараюсь быть более терпимой.
Ты всегда ужасно себя ведешь!
В данной ситуации меня расстроило такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан.
Ты всегда без спроса, берешь журнал со стола!
Когда с моего стола без спроса, берут вещи, в частности журнал, мне неприятно. Возможно, я хочу с ним поработать в ближайшее время. Поэтому я не против, чтобы ты, брал журнал, но предварительно спроси меня, можно ли это сделать.
Выгоды от использования техники я - высказываний.
Тот, кто освоил технику я - высказываний, получает следующие возможности:
o Прямо заявлять о собственных интересах, как в деловых
отношениях, так и в личных.
o Понижать уровень своего эмоционального напряжения.
o Вести себя более уверенно, естественно, задавать нужный
характер общения.
o Противостоять давлению и манипуляциям.
o Сохранять чувство собственного достоинства.
o Поставить партнера в ситуацию ответственного выбора.
o Конструктивно разрешать противоречия и конфликты.
Границы применения я - высказываний.
Я - высказываний нередко оказываются манипуляциями и воспринимаются как негативные манипуляции. «Я так волновалась, пока тебя не было, и мне было больно, что ты мне не позвонил» - сохраняя форму «я - высказывания», является одновременно уколом, обвинением и достаточно грубым давлением на партнера.
Как способ предупреждений конфликтов я - высказываний, работают только в отношении близких людей, с которыми у вас хорошие, доверительные отношения. Если вы попробуете рассказывать о своих чувствах совершенно посторонним вам людям, это будет, скорее всего - не эффективно.
Проработали, разобрали на доске примеры Я - высказываний,
перефразирование примеров.
Одно дело общаться, но у нас есть другая задача, развитие каких-то качеств, например, в нашем случае при психическом инфантилизме - эмоции и воля.
Эмоционально-волевая регуляция.
Как мы уже теперь знаем, что психический инфантилизм, это недоразвитие в основном эмоционально-волевой сферы. А эмоционально волевая сфера – это база, на которой строится личность. Не имея такой базы, человек в принципе не может повзрослеть и в любом возрасте остается вечным ребенком. Поэтому давайте немного поговорим об эмоциях и чувствах.
Эмоции и чувства – это переживание человеком своего отношения к окружающему миру, к другим людям и к самому себе. Эмоции – непосредственные реакции человека на предметы и явления. Чувства – отличаются большей степенью устойчивости и обобщенности и включают в себя несколько эмоций.
Какие Вы знаете эмоции?
Основные эмоции человека: интерес, удовольствие, удивление, печаль, гнев, отвращение, страх, тревога, смущение, стыд.
Всегда ли мы видим по ребенку его эмоциональное состояние?
Предлагаю карточки с эмоциями. Какие эмоции наши дети чаще испытывают, проявляют?
Вывод: если видим эмоции страха, обиды. Эти эмоции надо отреагировать, проговорить, выговориться. Кто любит рисовать - дать рисунок; кто любит спорт – занятие по увлечению и т. д.
Поскольку при инфантилизме у детей слабая саморегуляция, а она формируется из волевых качеств. Поэтому сейчас поговорим, что такое воля, волевая регуляция.
Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности. Для возникновения волевой регуляции необходимы определенные условия – наличие препятствий, преград. Воля именно тогда и проявляется, когда человек встречается с трудностями на пути к цели.
На ватмане написаны волевые свойства личности, поговорим о них.
Волевые свойства личности становятся неотъемлемым признаком личности. Это - целеустремленность, настойчивость, выдержка, решительность, инициативность, самостоятельность, дисциплинированность, смелость, исполнительность.
Как Вы думаете, что не достаточно развито из этих свойств у наших воспитанников? Если Вы выявили слабые качества, как их надо формировать? Большую роль в формировании волевых качеств личности имеет процесс самовоспитания. Доминирующим компонентом волевой сферы является цель.
Рекомендации: проявить интерес к ребенку, помочь поставить цель. Что плохо получается у него, например, плохо с литературой (помочь выучить стихотворение) получит положительную отметку, увидит результат своих усилий (ребенок должен видеть результат). Начинать надо с очень маленьких шагов. Или, например, физические упражнения, собрать волевые усилия и отжаться запланированное количество раз (начав с 10-цель-15).
Упражнения для развития воли:
«Замри»
В течение 5 минут сидеть в кресле без всякого движения, абсолютно расслабившись. Разрешены только движения век (моргание). В течение 6 дней добавлять по 30 секунд, доведя время расслабления до 8 минут, и затем оставшиеся три дня «замирать» по 8 минут.
«Будильник»
Утром после звонка будильника сосчитать до 35 и встать. Затем через день убавлять счет на 10 и на следующей неделе вставать на счет 3. Важно, на какой счет Вы реально встали. Упражнение считается освоенным, если три недели подряд вы поднимаетесь на счет «три».
Мы разобрали волевые и эмоциональные характеристики, попытались понять, как с ними работать, ведь главная наша задача сейчас управлять поведением детей. Мы познакомились с Я - высказываниями, которые можно применять в работе, а вот если и это не помогает, а нам нужно разрешить ситуацию, то можно применить правила позитивного разрешения конфликта.
По итогам проведенного занятия с целью помощи при эмоциональных проявлениях, для воспитателей (педагогов) подготовлены буклеты с рекомендациями по позитивному разрешению возникающих конфликтов. (буклет прилагается).
Если не получилось установить контакт с ребенком с помощью правил позитивного разрешения конфликта нужно вернуться к схеме «Я -высказывания». Примеры из своего опыта (участники).
Рефлексия.
Подводя итог нашего занятия, попробуем определить какое настроение в группе по окончанию занятия (собирательный образ).
Упражнение «Рисунок».
Начните рисовать на листе бумаги что-то такое, что отражало бы Ваше настроение сейчас; передайте рисунок соседу слева;
В конце занятия предлагаются буклеты для педагогов. В буклетах, предложены рекомендации по правильному выстраиванию взаимоотношений с воспитанниками, для преодоления проблем и выхода из конфликтной ситуации.