Альмира Шерета
Конспект занятия «Произведения русских композиторов-классиков XIX века»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Произведения русских композиторов-классиков XIX века»
Цель:
• познакомить с творчеством великих русских композиторов Н. А. Римского-Корсакова и П. И. Чайковского, расширить музыкальный кругозор.
Задачи:
• учить любить музыку русских композиторов, стремиться узнать, как можно больше о людях, которые прославили Россию;
• развивать музыкальные впечатления обучающихся, познания в области интонационной выразительности;
• воспитывать музыкально-эстетический вкус обучающихся, через музыкальное искусство;
Публикация «Конспект занятия „Произведения русских композиторов-классиков XIX века“» размещена в разделах
• корректировать эмоционально-волевую сферу, поведенческие проявления.
Оборудование: наглядные пособия-фото, презентация, аудиозаписи, видеоролики, компьютер, орфографические словари.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Улыбнемся друг другу. У всех хорошее настроение.
Посмотрите все на меня!
Сегодня экскурсоводом работаю я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!
II. Основная часть.
2.1. Вступительное слово. Сообщение темы
- Чтобы определить сегодняшнюю тему занятия, вам надо быть очень внимательными.
- Я прочитаю вам стихотворение и одну загадку.
Слайд 1
О России петь – что стремиться в храм
По лесным горам, полевым коврам.
О России петь – что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать
О России петь – что тоску забыть
Что любовь любить,
Что бессмертным быть.
Ключевое слово – Россия
Слайд 2
Он пишет музыку для нас,
Мелодии играет,
Стихи положит он на вальс.
Кто песни сочиняет?
Ключевое слово - композитор
Композитор - это великий творец, творец прекрасного, он может из множества звуков, музыкальных, не музыкальных сочинить прекрасные мелодические линии, которые в последствии соединяться в музыку.
- Чтобы определить временной период, когда сочиняли композиторы, о которых мы с вами будем говорить, вам придё тся решить пример:
21-2 Ответ: 19
Итак, мы определили
Слайд 3
Тему занятия : «Произведения русских композиторов-классиков XIX века»
2.2. Изучение нового материала
- Ребята, как вы думаете, зачем люди сочиняют музыку? (Музыка необходима всем людям без исключения, как воздух. Музыка – это гармония, это – жизнь! Музыка дает нам почувствовать те чувства, которые спрятаны глубоко в душе. Она дарит море эмоций, самых разнообразных. Музыка может порой поднять настроение и наполнить энергией. Она покоряет сердца и души).
- А как вы понимаете, что такое классическая музыка?
Слайд 4
- Классическая музыка – чарующие мелодии, созданные талантливыми авторами, которых справедливо называют композиторами-классиками. Их произведения уникальны и всегда будут востребованы исполнителями и слушателями. Классической, с одной стороны, принято называть строгую, глубокосодержательную музыку, не относящуюся к направлениям: рок, джаз, народная, эстрадная, шансон и т. п. С другой стороны, в историческом развитии музыки есть период конца XIII - начала XX века, называемый классицизмом. Классические темы отличаются возвышенной интонацией, изысканностью, разнообразием оттенков и гармонией. Они положительно влияют на эмоциональное мировосприятие взрослых и детей.
- Давайте не будем терять ни минуты и отправимся в путь в гости композиторам. Сейчас, ребята, вы внимательно посмотрите и скажите к кому мы отправляемся в гости? Может кто знает?
Слайд 5
Композитор Н. А. Римский – Корсаков.
Мы пришли в гости к Николаю Андреевичу Римскому – Корсакову.
Николай Андреевич Римский-Корсаков - талантливый русский композитор. Родился в Новгородской губернии, по семейной традиции стал морским офицером, на военном корабле обошёл много стран Европы и двух Америк. Музыкальное образование получил сначала от матери, затем беря частные уроки.
Центральное место в наследии Римского-Корсакова составляют оперы - 15 работ. Два основных направления отличают творчество композитора : первое - русская история, второе - мир сказки, за что он получил прозвище "сказочник". Римский-Корсаков был создателем композиторской школы.
-Дети, как вы думаете, что такое цитата? Посмотрим в наших словарях, которые находятся перед вами.
Слайд 6
- Цитата – это точная дословная выдержка из какого-либо текста или высказывания, или простого предложения.
Цитата о композиторе : "Римский-Корсаков был очень русским человеком и очень русским композитором. Я считаю, что эта его исконно русская суть, его глубинная фольклорно-русская основа сегодня должна быть особенно ценима". Мстислав Ростропович.
- Очень хорошая цитата, а кто знает, кто такой Мстислав Ростропович?
Мстислав Ростропович - российский виолончелист, пианист и дирижёр. Известен не только как музыкант, но и как общественный деятель, защитник прав человека и духовной свободы.
- Давайте вспомним сказку А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Рассерженный Шмель, готовясь ужалить Бабариху, совершает свой знаменитый полет.
Слайд 7 Слушание: «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»
Музыкальный разбор произведения.
В. Какой характер музыки?
Д. Характер музыки стремительный
- Звук этого полета, который музыка воспроизводит с изобразительной точностью и огромным остроумием, создается мелодией скрипки, столь стремительной, что у слушателя действительно остается впечатление грозного шмелиного жужжания.
- Мы продолжаем свой путь и отправляемся в гости к Петру Ильичу Чайковскому.
Слайд 8
Пётр Ильич Чайковский является одним из самых важных композиторов мировой классической музыки.
Уроженец Вятской губернии, хотя корни по отцовской линии на Украине, Чайковский с детства показал музыкальные способности, однако первое образование и работа была в области правоведения. Чайковский - один из первых русских композиторов-"профессионалов".
Композитор вёл активную жизнь - был педагогом, дирижёром, критиком, общественным деятелем, работал в двух столицах, гастролировал в Европе и Америке. Чайковский был человеком достаточно эмоционально неустойчивым. Восторженность, уныние, апатия, вспыльчивость, буйный гнев - все эти настроения менялись в нём достаточно часто. Будучи очень общительным человеком, он всегда стремился к одиночеству.
Выделить что-то лучшее из творчества Чайковского - сложная задача, у него несколько равновеликих произведений почти во всех музыкальных жанрах - опера, балет, симфония, камерная музыка.
Слайд 9
Цитата композитора : "Большой талант требует большого трудолюбия. "
Цитата о композиторе : "Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич, - до такой степени я уважаю его" А. П. Чехов
Интересный факт: Кембриджский университет заочно и без защиты диссертации удостоил Чайковского звания доктора музыки, так же Парижская академии Изящных искусств избрала его членом-корреспондентом.
- Одним из лучших его произведений является фортепианный цикл «Времена года».
Посмотрите в своих словарях, что такое фортепианный цикл. Прочитайте.
Слайд 10
Музыкальный цикл — ряд отдельных музыкальных произведений или музыкальных альбомов, концертов и т. п., посвящённых какой-либо теме или образу.
Времена года – известный фортепианный цикл П. И. Чайковского, состоящий из 12 коротких пьес. Каждая пьеса соответствует определенному месяцу.
А теперь мы послушаем одну из пьес этого цикла «Март. Песнь жаворонка» и постараемся представить, что хотел передать нам композитор.
Слайд 11 Слушание: «Март. Песнь жаворонка»
Музыкальный разбор произведения.
В. Какое чувство у вас вызывает произведение?
Д. Музыка наполнена светлым лирическим чувством.
В. Какое настроение передает Чайковский?
Д. Настроение ожидания весны.
В. Мы заражаемся его радостным и трепетным волнением, стремлением к солнцу, надеждой на счастье, упоением пробуждающейся природой, необычайным воодушевлением и подъемом духа, которые в композиторе всегда вызывал приход весны.
Жаворонок – полевая птица, которую в России чтут как весеннюю певчую птичку. Её пение традиционно связывается с приходом весны, пробуждением от зимней спячки всей природы, началом новой жизни.
Слайд 12
Вальс цветов" из балета "Щелкунчик" П. И. Чайковского
Одна из самых известных композиций композитора прозвучала в балете «Щелкунчик» - который до сих пор с успехом идет в Большом театре и Мариинке. Вальс исполняют 36 балерин и столько же танцовщиков, одетых цветами, – все они празднуют свадьбу главной героини Мари и принца Щелкунчика.
Слушание: Вальс цветов" из балета "Щелкунчик" П. И. Чайковского
Музыкальный разбор произведения.
В. Какое чувство у вас вызывает произведение?
Д. «Вальс цветов» - эта романтичная, чувственная и нежная композиция.
В. Бессмертное творение, выделяющееся сказочной красотой, звучит подтверждением, что зло будет повержено, а добро обязательно одержит победу. Завораживающая музыка Вальса, глубоко проникающая в душу, ассоциируется с теплым лучом солнца, который отогревая душу, воскрешает надежду, что любовь, радость и счастье будут сопровождать нас всю жизнь.
III. Подведение итогов.
Быстро пролетел урок
Подведем теперь итог
Чем сегодня занимались
В чем с охотой упражнялись
Что узнали и познали
Почему умней вы стали?
- С творчеством каких композиторов мы познакомились? (Н. А. Римский – Корсаков, П. И. Чайковский).
- С какими новыми словами мы сегодня познакомились? (Классическая музыка, цитата, музыкальный цикл)
- Какое эмоциональное впечатление осталось от занятия?
Слайд 13
Спасибо за внимание!