Папки-передвижки

Конспект занятия «Произведения русских композиторов-классиков XIX века»

Альмира Шерета
Конспект занятия «Произведения русских композиторов-классиков XIX века»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Произведения русских композиторов-классиков XIX века»

Цель:

• познакомить с творчеством великих русских композиторов Н. А. Римского-Корсакова и П. И. Чайковского, расширить музыкальный кругозор.

Задачи:

• учить любить музыку русских композиторов, стремиться узнать, как можно больше о людях, которые прославили Россию;

• развивать музыкальные впечатления обучающихся, познания в области интонационной выразительности;

• воспитывать музыкально-эстетический вкус обучающихся, через музыкальное искусство;

Публикация «Конспект занятия „Произведения русских композиторов-классиков XIX века“» размещена в разделах

• корректировать эмоционально-волевую сферу, поведенческие проявления.

Оборудование: наглядные пособия-фото, презентация, аудиозаписи, видеоролики, компьютер, орфографические словари.

Ход занятия

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Улыбнемся друг другу. У всех хорошее настроение.

Посмотрите все на меня!

Сегодня экскурсоводом работаю я.

Не теряя ни минутки,

Приглашаю вас я в путь!

Взять все знания в дорогу!

И улыбку не забудь!

II. Основная часть.

2.1. Вступительное слово. Сообщение темы

- Чтобы определить сегодняшнюю тему занятия, вам надо быть очень внимательными.

- Я прочитаю вам стихотворение и одну загадку.

Слайд 1

О России петь – что стремиться в храм

По лесным горам, полевым коврам.

О России петь – что весну встречать,

Что невесту ждать, что утешить мать

О России петь – что тоску забыть

Что любовь любить,

Что бессмертным быть.

Ключевое слово – Россия

Слайд 2

Он пишет музыку для нас,

Мелодии играет,

Стихи положит он на вальс.

Кто песни сочиняет?

Ключевое слово - композитор

Композитор - это великий творец, творец прекрасного, он может из множества звуков, музыкальных, не музыкальных сочинить прекрасные мелодические линии, которые в последствии соединяться в музыку.

- Чтобы определить временной период, когда сочиняли композиторы, о которых мы с вами будем говорить, вам придё тся решить пример:

21-2 Ответ: 19

Итак, мы определили

Слайд 3

Тему занятия : «Произведения русских композиторов-классиков XIX века»

2.2. Изучение нового материала

- Ребята, как вы думаете, зачем люди сочиняют музыку? (Музыка необходима всем людям без исключения, как воздух. Музыка – это гармония, это – жизнь! Музыка дает нам почувствовать те чувства, которые спрятаны глубоко в душе. Она дарит море эмоций, самых разнообразных. Музыка может порой поднять настроение и наполнить энергией. Она покоряет сердца и души).

- А как вы понимаете, что такое классическая музыка?

Слайд 4

- Классическая музыка – чарующие мелодии, созданные талантливыми авторами, которых справедливо называют композиторами-классиками. Их произведения уникальны и всегда будут востребованы исполнителями и слушателями. Классической, с одной стороны, принято называть строгую, глубокосодержательную музыку, не относящуюся к направлениям: рок, джаз, народная, эстрадная, шансон и т. п. С другой стороны, в историческом развитии музыки есть период конца XIII - начала XX века, называемый классицизмом. Классические темы отличаются возвышенной интонацией, изысканностью, разнообразием оттенков и гармонией. Они положительно влияют на эмоциональное мировосприятие взрослых и детей.

- Давайте не будем терять ни минуты и отправимся в путь в гости композиторам. Сейчас, ребята, вы внимательно посмотрите и скажите к кому мы отправляемся в гости? Может кто знает?

Слайд 5

Композитор Н. А. Римский – Корсаков.

Мы пришли в гости к Николаю Андреевичу Римскому – Корсакову.

Николай Андреевич Римский-Корсаков - талантливый русский композитор. Родился в Новгородской губернии, по семейной традиции стал морским офицером, на военном корабле обошёл много стран Европы и двух Америк. Музыкальное образование получил сначала от матери, затем беря частные уроки.

Центральное место в наследии Римского-Корсакова составляют оперы - 15 работ. Два основных направления отличают творчество композитора : первое - русская история, второе - мир сказки, за что он получил прозвище "сказочник". Римский-Корсаков был создателем композиторской школы.

-Дети, как вы думаете, что такое цитата? Посмотрим в наших словарях, которые находятся перед вами.

Слайд 6

- Цитата – это точная дословная выдержка из какого-либо текста или высказывания, или простого предложения.

Цитата о композиторе : "Римский-Корсаков был очень русским человеком и очень русским композитором. Я считаю, что эта его исконно русская суть, его глубинная фольклорно-русская основа сегодня должна быть особенно ценима". Мстислав Ростропович.

- Очень хорошая цитата, а кто знает, кто такой Мстислав Ростропович?

Мстислав Ростропович - российский виолончелист, пианист и дирижёр. Известен не только как музыкант, но и как общественный деятель, защитник прав человека и духовной свободы.

- Давайте вспомним сказку А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Рассерженный Шмель, готовясь ужалить Бабариху, совершает свой знаменитый полет.

Слайд 7 Слушание: «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»

Музыкальный разбор произведения.

В. Какой характер музыки?

Д. Характер музыки стремительный

- Звук этого полета, который музыка воспроизводит с изобразительной точностью и огромным остроумием, создается мелодией скрипки, столь стремительной, что у слушателя действительно остается впечатление грозного шмелиного жужжания.

- Мы продолжаем свой путь и отправляемся в гости к Петру Ильичу Чайковскому.

Слайд 8

Пётр Ильич Чайковский является одним из самых важных композиторов мировой классической музыки.

Уроженец Вятской губернии, хотя корни по отцовской линии на Украине, Чайковский с детства показал музыкальные способности, однако первое образование и работа была в области правоведения. Чайковский - один из первых русских композиторов-"профессионалов".

Композитор вёл активную жизнь - был педагогом, дирижёром, критиком, общественным деятелем, работал в двух столицах, гастролировал в Европе и Америке. Чайковский был человеком достаточно эмоционально неустойчивым. Восторженность, уныние, апатия, вспыльчивость, буйный гнев - все эти настроения менялись в нём достаточно часто. Будучи очень общительным человеком, он всегда стремился к одиночеству.

Выделить что-то лучшее из творчества Чайковского - сложная задача, у него несколько равновеликих произведений почти во всех музыкальных жанрах - опера, балет, симфония, камерная музыка.

Слайд 9

Цитата композитора : "Большой талант требует большого трудолюбия. "

Цитата о композиторе : "Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич, - до такой степени я уважаю его" А. П. Чехов

Интересный факт: Кембриджский университет заочно и без защиты диссертации удостоил Чайковского звания доктора музыки, так же Парижская академии Изящных искусств избрала его членом-корреспондентом.

- Одним из лучших его произведений является фортепианный цикл «Времена года».

Посмотрите в своих словарях, что такое фортепианный цикл. Прочитайте.

Слайд 10

Музыкальный цикл — ряд отдельных музыкальных произведений или музыкальных альбомов, концертов и т. п., посвящённых какой-либо теме или образу.

Времена года – известный фортепианный цикл П. И. Чайковского, состоящий из 12 коротких пьес. Каждая пьеса соответствует определенному месяцу.

А теперь мы послушаем одну из пьес этого цикла «Март. Песнь жаворонка» и постараемся представить, что хотел передать нам композитор.

Слайд 11 Слушание: «Март. Песнь жаворонка»

Музыкальный разбор произведения.

В. Какое чувство у вас вызывает произведение?

Д. Музыка наполнена светлым лирическим чувством.

В. Какое настроение передает Чайковский?

Д. Настроение ожидания весны.

В. Мы заражаемся его радостным и трепетным волнением, стремлением к солнцу, надеждой на счастье, упоением пробуждающейся природой, необычайным воодушевлением и подъемом духа, которые в композиторе всегда вызывал приход весны.

Жаворонок – полевая птица, которую в России чтут как весеннюю певчую птичку. Её пение традиционно связывается с приходом весны, пробуждением от зимней спячки всей природы, началом новой жизни.

Слайд 12

Вальс цветов" из балета "Щелкунчик" П. И. Чайковского

Одна из самых известных композиций композитора прозвучала в балете «Щелкунчик» - который до сих пор с успехом идет в Большом театре и Мариинке. Вальс исполняют 36 балерин и столько же танцовщиков, одетых цветами, – все они празднуют свадьбу главной героини Мари и принца Щелкунчика.

Слушание: Вальс цветов" из балета "Щелкунчик" П. И. Чайковского

Музыкальный разбор произведения.

В. Какое чувство у вас вызывает произведение?

Д. «Вальс цветов» - эта романтичная, чувственная и нежная композиция.

В. Бессмертное творение, выделяющееся сказочной красотой, звучит подтверждением, что зло будет повержено, а добро обязательно одержит победу. Завораживающая музыка Вальса, глубоко проникающая в душу, ассоциируется с теплым лучом солнца, который отогревая душу, воскрешает надежду, что любовь, радость и счастье будут сопровождать нас всю жизнь.

III. Подведение итогов.

Быстро пролетел урок

Подведем теперь итог

Чем сегодня занимались

В чем с охотой упражнялись

Что узнали и познали

Почему умней вы стали?

- С творчеством каких композиторов мы познакомились? (Н. А. Римский – Корсаков, П. И. Чайковский).

- С какими новыми словами мы сегодня познакомились? (Классическая музыка, цитата, музыкальный цикл)

- Какое эмоциональное впечатление осталось от занятия?

Слайд 13

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Картотека «Новый год и Рождество в музыке классиков»Картотека «Новый год и Рождество в музыке классиков» Картотека «Новый год и Рождество в музыке классиков» 1. П. Чайковский. Симфония №1 “Зимние грёзы» 2. П. Чайковский. Балет «Щелкунчик» 3. П. Чайковский.

Конспект интегрированной ОД в подготовительной группе «Зимние фантазии в произведениях поэтов, художников, композиторов»Конспект интегрированной ОД в подготовительной группе «Зимние фантазии в произведениях поэтов, художников, композиторов» Задачи: 1. На примере произведений о зиме показать детям взаимосвязь музыки, живописи и поэзии. 2. Через эмоциональное восприятие произведений.

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну русских народных инструментов» Цель: -познакомить детей с историей русских народных инструментов, учить отличать их звучание; -формировать у детей основы музыкальной.

Конспект урока в 4 классе по окружающему миру на тему «Средние века» СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ Кафедра теории и методики дошкольного и начального.

Конспект занятия по развитию речи для группы раннего развития «В гостях у русских народных сказок» Занятие по Развитию речи для группы раннего развития " В гостях у русских народных сказках" Цель: С помощью разных приемов помочь детям.

Конспект занятия по рисованию в средней группе по мотивам произведения К. Чуковского «Чудо-дерево»Конспект занятия по рисованию в средней группе по мотивам произведения К. Чуковского «Чудо-дерево» Попова Валентина Конспект занятия по рисованию в средней группе "Чудо-дерево" по мотивам произведения К. Чуковского "Чудо-дерево Цель:.

Конспект занятия «Русские народные песни в операх русских композиторов» Конспект занятия «Русские народные песни в операх русских композиторов» Цель: Знакомство с новым жанром в музыке- оперой. Знакомство с творчеством.

Музыкальный лекторий для педагогов и родителей «Духовная музыка русских композиторов»Музыкальный лекторий для педагогов и родителей «Духовная музыка русских композиторов» Сидим дома. Музыкальный лекторий для педагогов и родителей «Духовная музыка русских композиторов» Уважаемые гости моей страницы! Сегодня.

Тематическое занятие по танцевальному творчеству на музыку великих композиторов золотого века «Вальс-фантазия»Тематическое занятие по танцевальному творчеству на музыку великих композиторов золотого века «Вальс-фантазия» Тематическое занятие по танцевальному творчеству на музыку великих композиторов золотого века «Вальс-фантазия» Цель-Обогащение музыкальных.

Викторина по произведениям русских композиторов для подготовительной группы Викторина по произведениям русских композиторов для подготовительной группыВопрос 1 В каком жанре написано произведение Римского-Корсакова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Произведения русских композиторов-классиков XIX века»
Опубликовано: 18 октября 2022 в 19:33
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Произведения русских композиторов-классиков XIX века»» (включая файлы) размещена пользователем Альмира Шерета в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД