Ирина Пивкина
Утренняя гимнастика детей в дошкольной организации летом
▼ Скачать + Заказать документы
Утренняя гимнастика является одним из существенных компонентов режима дня ребёнка. Летом появляется возможность проводить утреннюю гимнастику на свежем воздухе, что способствует повышению сопротивляемости организма детей, его закаливанию.
Темочки:
Утренняя гимнастика – комплекс специально подобранных упражнений, нацеленных настроить дошкольников на весь предстоящий день. Её оздоровительная польза заключается в воздействии на организм с учётом анатомо – физиологических и психических особенностей детей. Во время утренней гимнастики решаются задачи физического, умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания, формируются необходимые двигательные навыки, красота и точность движений, развиваются быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость, укрепляется здоровье.
Утренняя гимнастика в детском саду важна не как средство пробуждения, а как организованное общение детей в процессе двигательной деятельности. При этом, повышается эмоциональный тонус, являясь результатом «мышечной радости» от движений в коллективе сверстников, снимается психологическое напряжение от расставания с родителями, собирается внимание, дисциплинируется поведение.
Дети всех возрастных групп очень любят утреннюю гимнастику на свежем воздухе. С удовольствием выполняют упражнения и знакомые танцевальные движения под ритмичную музыку, и мелодию детских песен.
Планирование утренней гимнастики тесно связанно с планированием всего материала по развитию движений на физкультурных занятиях. Комплексы упражнений утренней гимнастики составляются с учётом требований программы детского сада, уровня физического развития и подготовленности каждого ребёнка, а так же с учётом места проведения (в помещении или на участке, сезонности, наличия физкультурных пособий и инвентаря.
Комплексы упражнений для утренней гимнастики без пособий чередуются с комплексами с использованием мелких физкультурных пособий (флажков, кубиков, обручей, мячей, палок и др.). Их применение делает занятие интересным и улучшает качество выполнения упражнений.
Комплексы составляются из упражнений, освоенных детьми на физкультурных занятиях, так как уже знакомые упражнения выполняются правильно, а это повышает эффективность их влияния на детский организм и сокращает время на объяснение и показ.
Более сложные комплексы могут быть использованы во время спортивных праздников и вечеров развлечений.
Утренняя гимнастика проводится в зале, групповой комнате. Весной и летом – на участке (с детьми всех возрастных групп). Воспитатель в зависимости от погоды подбирает упражнения и регулирует физкультурную нагрузку: в прохладную погоду увеличивает её (изменяет темп, количество повторов и т. д., в тёплую погоду – снижает, чтобы избежать перегревания организма.
В методику проведения входят:
- организация детей (построение их для выполнения упражнений);
- подготовка, раздача пособий;
- методы и приёмы обучения движениям.
Всё это не должно занимать много времени. В ДОО применяются следующие приё мы раздачи предметов:
- воспитатель сам подходит к ребёнку и даёт ему предмет (до или после построения, стоя в кругу, он бросает или катит мяч каждому воспитаннику;
- воспитатель или дежурный расставляет предметы (кубики и др.) на полу, дети строятся около них;
- воспитатель выставляет корзины, ящики с мячами, кубиками и другими предметами, дети по сигналу разбирают их;
- дети берут предметы разложенные на стульчиках или скамейках;
- дежурные или направляющие колонн раздают предметы детям своей колонны;
- дети самостоятельно достают их из стойки (корзины, подставок, стеллажей, сеток);
- предметы разбираются во время ходьбы в колонне по одному.
Эти приёмы могут быть использованы и при сборе предметов после выполнения упражнений.
Выбор приёмов раздачи и сбора предметов зависит от возраста и подготовленности детей.
К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.
Оборудование подбирается в соответствии с программными задачами всестороннего воспитания детей. Количество инвентаря определяется по числу занимающихся детей, его размеры и масса – согласно возрасту дошкольников. При оформлении мест занятий физическими упражнениями необходимо учитывать взаимосочетание отдельных снарядов по форме, цвету, величине.
Места для занятий физическими упражнениями должны содержаться в чистоте. Для этого проводится регулярная уборка помещений и площадок, чистка инвентаря.
Во время утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.
Физическая нагрузка должна возрастать постепенно (за счёт увеличения количества повторений каждого движения, темпа их выполнения и уменьшения интервала между ними, общей продолжительности гимнастики, достигнув наивысшей величины во время прыжков и бега, она снижается к концу занятия.
Важно обеспечить высокую моторную плотность, поэтому на объяснение и показ упражнений, раздачу физкультурного инвентаря и перестроения отводится минимальное время.
Моторная плотность на утренней гимнастике достигается :
- специальным подбором упражнений;
- их повтором, дозировкой;
- темпом;
- использованием подвижных игр, бега;
- физкультурных пособий;
- правильной организацией детей;
- местом проведения (на воздухе);
- музыкальным сопровождением.
Таким образом, утренняя гимнастика в детском саду рассматривается как важный элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального тонуса детей, велико также её организационное значение. Гимнастика – специально предусмотренный режимный момент, в котором сосредоточен целый комплекс воздействий на разностороннее развитие детей.