Марина Николаевна Клевцова
Профориентация дошкольников в условиях игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из задач социально-коммуникативного развития в рамках реализации ФГОС ДО является формирование позитивных установок к различным видам труда и профессиям. В дошкольном детстве формированию у детей знаний о профессиях взрослых, доступного понимания их роли в жизни людей придается особое значение. Дошкольникам необходимо показать многообразие профессий и на основе этих знаний формировать представление о том, что разные виды труда и профессий позволяют обеспечивать разные потребности людей.
Публикация «Профориентация дошкольников в условиях игровой деятельности» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде. Ребёнок всюду, в детском саду, семье, доступном ему общественном окружении, сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми.
Формирование представлений дошкольников о труде взрослых – это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы: в беседах, наблюдениях, экскурсиях, в образовательной и игровой деятельности, и во взаимодействии педагогов и родителей. Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.
Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети:
- понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;
- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;
- познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;
- были готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;
- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Дети учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.
Задача любого педагога, состоит в дифференцированном подходе развития каждого дошкольника с учетом непрерывного процесса обучения и воспитания при подготовке детей к труду с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания, а, значит, и трудового самоопределения.
На протяжении всего дошкольного детства осуществляется ознакомление детей с различными видами трудовой деятельности, с различными профессиями. Сначала детей знакомят с трудом работников детского сада, затем с трудом людей в ближайших учреждениях и предприятиях, причем в каждой новой возрастной группе предусматривается рассмотрение и уточнение знаний по отдельным профессиям. Ребенок – дошкольник обладает высоким уровнем познавательной активности и очень рано начинает интересоваться трудовой деятельностью людей. Жизнь ребенка протекает в определенной социальной среде, в которой он ежедневно имеет возможность наблюдать труд взрослых, накапливать впечатления, а затем в играх и в быту стремится подражать взрослым.
Знакомство дошкольников с профессиями тесно связано с игрой. В игре дети отражают труд взрослых.
Одним из основных видов игры, где дети знакомятся с трудом взрослых, является сюжетно – ролевая игра.
В играх дошкольники проводят почти все свое время. Поэтому-то формирование основных представлений детей об окружающем мире идет в основном в игре. Понимание работы взрослых, формирование самых элементарных представлений об их профессиях, скорее даже зачатков их, возможно только в процессе игры.
Игры, проводимые в детском саду, запланированы Программой детского сада, указывающей возрастную динамику воспитания дошкольников, в том числе и характера сюжетно-ролевых игр.
Во II младшей группе развиваются игры, изображающие труд взрослых в детском саду, работу водителей, летчиков. Дети в игре начинают повторять действия людей разных специальностей.
В средней группе появляются игры с более сложным сюжетом: построение дома (работа строителей, перевоз пассажиров и грузов (водители автобусов и грузовых машин, труд врачей, медсестер, продавцов. Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, изготовлять некоторые необходимые для игр предметы, игрушки.
В старшей группе поощряются игры, показывающие работу учреждений (магазин, аптека, поликлиника). Совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, милиционера, шофера, моряка, летчика). В играх на тему «транспорт» совершенствуются знания правил дорожного движения. Дети учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. В играх дети стараются изобразить профессии родителей.
И, наконец, дошкольники седьмого года жизни продолжают изображать в сюжетно-ролевых играх работу членов семьи, быт, труд людей. Расширяются и углубляются представления о разных специальностях: на самолете летают пилоты; на пароходе есть капитан, штурман, матрос и т. д. развивается способность детей самим намечать тему игры, дети учатся комбинировать свои непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, картин, книг.
Итак, в возрастном аспекте сюжетно - ролевая игра в различные профессии идет с постепенным усложнением ее содержания и характера.
Организуя работу по теме ранней профориентации детей дошкольного возраста, нами были разработаны перспективные планы, которые включают в себя:
- экскурсии;
- встречи с интересными людьми;
- сюжетно-ролевые и дидактические игры;
- наблюдения;
- чтение литературных произведений;
- рассматривание картин и иллюстраций, предметов труда;
- беседы;
- педагогический проекта.
В группе была оформлена предметно-развивающая среда с учётом полоролевого воспитания и возрастом детей. Совместно с детьми и родителями:
- изготовили атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Почта», «Строители», «Пожарная часть», «МЧС»; «Заправка», «Библиотека», «Аптека», «Ателье»…
- оформили альбомы: «Альбом родительских профессий», «Профессии работников детского сада», «Альбом профессий нашего края»…
- оформили дидактические игры: «Кому, что нужно?», «Кто что делает?», «Загадки», «Что напутал художник?», «Собери картинку», «Назови профессию»…
Прежде всего, детей знакомили с трудом сотрудников детского сада, постоянно подчёркивая их заботу о детях. Главная задача была – вызвать у детей чувство уважения к людям труда, желание оказать им посильную помощь (вытирать ноги после прогулки, чтобы няне было легко мыть пол; всё съедать за обедом, чтобы порадовать повара; не сорить на участке, чтобы дворнику было легче убирать и т. д.). Знакомили с мужественными профессиями (танкисты, лётчики, моряки, с трудом мам дома и на работе, с профессией парикмахер, познакомились с работниками магазина, аптеки. Основная форма ознакомления с трудом взрослых – наблюдение. Вместе с детьми посещали кабинет медсестры, ходили на кухню, дети с удовольствием рассматривали предметы, которыми пользуются взрослые во время работы.
В близлежащие организации проведены экскурсии с детьми (аптеку, парикмахерскую). На встречу с интересными людьми приглашены мамы, которые рассказывали о своей профессии.
Полученные представления дети переносили в сюжетно-ролевые игры. Закреплялись представления о профессиях взрослых в дидактических играх, беседах.
В сюжетно-ролевых играх дети отражают события, связанные с их непосредственным опытом (посещение кафе, пиццерии, гипермаркета, парикмахерской). Когда у детей есть достаточно представлений о предметном мире, сюжетно-ролевая игра протекает интересно, длительно, у детей меньше разногласий, когда есть четкие представления о предметах и профессиях людей (прачка, швея, продавец, повар, водитель, врач пожарный, полицейский и т. д.).
Игры детей стали эмоционально насыщенными, с развернутым игровым сюжетом, с длительной перспективой. Дети стали самостоятельны в организации игр, инициативны. Широко используют в играх знания о профессиональной деятельности людей, ролевое взаимодействие между детьми содержательно. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.
Мы используем с детьми продуктивную деятельность по созданию необходимых атрибутов для сюжетно ролевых игр.
В результате проведё нной работы были достигнуты следующие результаты: у детей сформированы представления о многообразии профессий, достаточно хорошие знания у детей и о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, о названии оборудования, инструментах и материалах, необходимых для работы. Дети научились отражать в сюжетно-ролевой игре особенности профессий.
Мы убедились, что основным видом деятельности детей является игра : будет логично знакомить детей с профессиями взрослых через сюжетно-ролевую игру. Говоря об игре как ведущей деятельности дошкольника, мы предполагаем преимущественно совместную сюжетно-ролевую игру. А также немаловажно, что знакомство детей с профессиями, их социальная адаптация в обществе напрямую зависит от правильно организованной работы педагогов.
Таким образом, игра является важнейшим средством развития, обучения и воспитания дошкольников. И является неотъемлемым средством знакомства детей с профессиями взрослых.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алешина Н. М. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. – М. «Просвещение», 2005.
2. Васильева, М. А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста : методическое пособие / М. А. Васильева. – М. : Просвещение, 2010.
3. Комарова Т. С. Трудовое воспитание в детском саду: для занятий с детьми 2 – 7 лет: программа и методические рекомендации. – М. : Мозаика – Синтез, 2006.
4. Шорыгина Т. А. Профессии, какие они? [Текст] Издательство ГНОМ и Д, 2010.