Получи документы

Профориентация дошкольников в условиях игровой деятельности

Марина Николаевна Клевцова
Профориентация дошкольников в условиях игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Одной из задач социально-коммуникативного развития в рамках реализации ФГОС ДО является формирование позитивных установок к различным видам труда и профессиям. В дошкольном детстве формированию у детей знаний о профессиях взрослых, доступного понимания их роли в жизни людей придается особое значение. Дошкольникам необходимо показать многообразие профессий и на основе этих знаний формировать представление о том, что разные виды труда и профессий позволяют обеспечивать разные потребности людей.

Публикация «Профориентация дошкольников в условиях игровой деятельности» размещена в разделах

Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде. Ребёнок всюду, в детском саду, семье, доступном ему общественном окружении, сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми.

Формирование представлений дошкольников о труде взрослых – это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы: в беседах, наблюдениях, экскурсиях, в образовательной и игровой деятельности, и во взаимодействии педагогов и родителей. Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.

Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети:

- понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;

- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

- познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;

- были готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;

- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Дети учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.

Задача любого педагога, состоит в дифференцированном подходе развития каждого дошкольника с учетом непрерывного процесса обучения и воспитания при подготовке детей к труду с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания, а, значит, и трудового самоопределения.

На протяжении всего дошкольного детства осуществляется ознакомление детей с различными видами трудовой деятельности, с различными профессиями. Сначала детей знакомят с трудом работников детского сада, затем с трудом людей в ближайших учреждениях и предприятиях, причем в каждой новой возрастной группе предусматривается рассмотрение и уточнение знаний по отдельным профессиям. Ребенок – дошкольник обладает высоким уровнем познавательной активности и очень рано начинает интересоваться трудовой деятельностью людей. Жизнь ребенка протекает в определенной социальной среде, в которой он ежедневно имеет возможность наблюдать труд взрослых, накапливать впечатления, а затем в играх и в быту стремится подражать взрослым.

Знакомство дошкольников с профессиями тесно связано с игрой. В игре дети отражают труд взрослых.

Одним из основных видов игры, где дети знакомятся с трудом взрослых, является сюжетно – ролевая игра.

В играх дошкольники проводят почти все свое время. Поэтому-то формирование основных представлений детей об окружающем мире идет в основном в игре. Понимание работы взрослых, формирование самых элементарных представлений об их профессиях, скорее даже зачатков их, возможно только в процессе игры.

Игры, проводимые в детском саду, запланированы Программой детского сада, указывающей возрастную динамику воспитания дошкольников, в том числе и характера сюжетно-ролевых игр.

Во II младшей группе развиваются игры, изображающие труд взрослых в детском саду, работу водителей, летчиков. Дети в игре начинают повторять действия людей разных специальностей.

В средней группе появляются игры с более сложным сюжетом: построение дома (работа строителей, перевоз пассажиров и грузов (водители автобусов и грузовых машин, труд врачей, медсестер, продавцов. Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, изготовлять некоторые необходимые для игр предметы, игрушки.

В старшей группе поощряются игры, показывающие работу учреждений (магазин, аптека, поликлиника). Совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, милиционера, шофера, моряка, летчика). В играх на тему «транспорт» совершенствуются знания правил дорожного движения. Дети учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. В играх дети стараются изобразить профессии родителей.

И, наконец, дошкольники седьмого года жизни продолжают изображать в сюжетно-ролевых играх работу членов семьи, быт, труд людей. Расширяются и углубляются представления о разных специальностях: на самолете летают пилоты; на пароходе есть капитан, штурман, матрос и т. д. развивается способность детей самим намечать тему игры, дети учатся комбинировать свои непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, картин, книг.

Итак, в возрастном аспекте сюжетно - ролевая игра в различные профессии идет с постепенным усложнением ее содержания и характера.

Организуя работу по теме ранней профориентации детей дошкольного возраста, нами были разработаны перспективные планы, которые включают в себя:

- экскурсии;

- встречи с интересными людьми;

- сюжетно-ролевые и дидактические игры;

- наблюдения;

- чтение литературных произведений;

- рассматривание картин и иллюстраций, предметов труда;

- беседы;

- педагогический проекта.

В группе была оформлена предметно-развивающая среда с учётом полоролевого воспитания и возрастом детей. Совместно с детьми и родителями:

- изготовили атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Почта», «Строители», «Пожарная часть», «МЧС»; «Заправка», «Библиотека», «Аптека», «Ателье»

- оформили альбомы: «Альбом родительских профессий», «Профессии работников детского сада», «Альбом профессий нашего края»

- оформили дидактические игры: «Кому, что нужно?», «Кто что делает?», «Загадки», «Что напутал художник?», «Собери картинку», «Назови профессию»

Прежде всего, детей знакомили с трудом сотрудников детского сада, постоянно подчёркивая их заботу о детях. Главная задача была – вызвать у детей чувство уважения к людям труда, желание оказать им посильную помощь (вытирать ноги после прогулки, чтобы няне было легко мыть пол; всё съедать за обедом, чтобы порадовать повара; не сорить на участке, чтобы дворнику было легче убирать и т. д.). Знакомили с мужественными профессиями (танкисты, лётчики, моряки, с трудом мам дома и на работе, с профессией парикмахер, познакомились с работниками магазина, аптеки. Основная форма ознакомления с трудом взрослых – наблюдение. Вместе с детьми посещали кабинет медсестры, ходили на кухню, дети с удовольствием рассматривали предметы, которыми пользуются взрослые во время работы.

В близлежащие организации проведены экскурсии с детьми (аптеку, парикмахерскую). На встречу с интересными людьми приглашены мамы, которые рассказывали о своей профессии.

Полученные представления дети переносили в сюжетно-ролевые игры. Закреплялись представления о профессиях взрослых в дидактических играх, беседах.

В сюжетно-ролевых играх дети отражают события, связанные с их непосредственным опытом (посещение кафе, пиццерии, гипермаркета, парикмахерской). Когда у детей есть достаточно представлений о предметном мире, сюжетно-ролевая игра протекает интересно, длительно, у детей меньше разногласий, когда есть четкие представления о предметах и профессиях людей (прачка, швея, продавец, повар, водитель, врач пожарный, полицейский и т. д.).

Игры детей стали эмоционально насыщенными, с развернутым игровым сюжетом, с длительной перспективой. Дети стали самостоятельны в организации игр, инициативны. Широко используют в играх знания о профессиональной деятельности людей, ролевое взаимодействие между детьми содержательно. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.

Мы используем с детьми продуктивную деятельность по созданию необходимых атрибутов для сюжетно ролевых игр.

В результате проведё нной работы были достигнуты следующие результаты: у детей сформированы представления о многообразии профессий, достаточно хорошие знания у детей и о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, о названии оборудования, инструментах и материалах, необходимых для работы. Дети научились отражать в сюжетно-ролевой игре особенности профессий.

Мы убедились, что основным видом деятельности детей является игра : будет логично знакомить детей с профессиями взрослых через сюжетно-ролевую игру. Говоря об игре как ведущей деятельности дошкольника, мы предполагаем преимущественно совместную сюжетно-ролевую игру. А также немаловажно, что знакомство детей с профессиями, их социальная адаптация в обществе напрямую зависит от правильно организованной работы педагогов.

Таким образом, игра является важнейшим средством развития, обучения и воспитания дошкольников. И является неотъемлемым средством знакомства детей с профессиями взрослых.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алешина Н. М. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. – М. «Просвещение», 2005.

2. Васильева, М. А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста : методическое пособие / М. А. Васильева. – М. : Просвещение, 2010.

3. Комарова Т. С. Трудовое воспитание в детском саду: для занятий с детьми 2 – 7 лет: программа и методические рекомендации. – М. : Мозаика – Синтез, 2006.

4. Шорыгина Т. А. Профессии, какие они? [Текст] Издательство ГНОМ и Д, 2010.

Публикации по теме:

Организация игровой деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС. Игровые поля «Организация игровой деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС» («Игровые поля») «Игра – это огромное светлое окно, через которое.

Консультация для педагогов ДОУ «Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ» Главная цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить.

Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.

Развитие игровой деятельности у дошкольниковРазвитие игровой деятельности у дошкольников Игра занимает важное место в жизни дошкольника. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, которая большое.

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Использование технологии макетирования в игровой деятельности дошкольниковИспользование технологии макетирования в игровой деятельности дошкольников Использование технологии макетирования в игровой деятельности дошкольников. Воспитатель :Гуляева Оксана Николаевна Место работы: МБДОУ.

Консультация «Детский календарь» как средство развития театрализованной деятельности дошкольников в условиях ДОУ и семьи»Консультация «Детский календарь» как средство развития театрализованной деятельности дошкольников в условиях ДОУ и семьи» «Воспитывает все:люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги». Макаренко А. С.

Макеты — как средство развития игровой деятельности дошкольниковМакеты — как средство развития игровой деятельности дошкольников Макеты- как средство развития игровой деятельности дошкольников. Для интеллектуального развития детей в дошкольном учреждении используются.

Организация игровой деятельности младших дошкольников в плавательном бассейне ДОУОрганизация игровой деятельности младших дошкольников в плавательном бассейне ДОУ О пользе плавания можно говорить бесконечно. Купание, игры в воде, плавание оказывают благоприятное воздействие на всестороннее физическое.

Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях»Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях» Задачи: способствовать развитию сотрудничества педагогов ДОО; расширить знания педагогов по вопросам организации игровой деятельности; поддержка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профориентация дошкольников в условиях игровой деятельности
Опубликовано: 23 октября 2021 в 18:56
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профориентация дошкольников в условиях игровой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Марина Николаевна Клевцова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД