Татьяна Кипа
Профилактика детского травматизма на дороге. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатели и родители часто задаются вопросом «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни детям?» Так как одной из главных задач детского сада является сохранение и укрепление физического здоровья дошкольников, обеспечение безопасности детей на дороге остаётся приоритетной проблемой общества.
Важно как можно раньше научить юных граждан правилам поведения на улицах и дороге. Знакомить с азбукой дорожного движения надо еще до школы, тогда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые.
Публикация «Профилактика детского травматизма на дороге, Опыт работы» размещена в разделах
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения.
Целью работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.
Вся работа по проблеме строится, основываясь на программы:
-«Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой, А. А. Авдеевой, 1998г. ;
- «Уроки светофора» Л. В. Горохова, Ставрополь, 1993г.
Изначально собирался дидактический материал, разрабатывались пособия и развивающие игры, макет перекрестка, организовывались развлечения и тематические беседы.
Группа оснащена техническими средствами: телевизор, видеоплейер, магнитофон. Дети имеют возможность смотреть обучающие фильмы, которые помогают им закреплять правила дорожного движения, слушать стихи, песни.
В теплый период года вся работа по обучению безопасности на дороге переносится на улицу. Для этого на территории детского сада обустроена транспортная площадка с выносными дорожными знаками, велосипедами, самокатами, сделаны дорожные разметки с пешеходными переходами.
Дети с младшего возраста играли в уголке по ПДД и приобретали знания. Учились отличать понятия «улица» и «дорога. Играя с машинками, различали легковой и грузовой транспорт. Знакомились с правилами поведения на тротуаре и в транспорте. Закрепляли, что главным на дороге является светофор.
Основную работу по обучению детей правилам дорожного движения я продолжаю с детьми старшего дошкольного возраста. Содержание материала уже усложнилось, появились тротуары, остановки транспорта, различные виды знаков. Дети знакомятся с таким понятием, как «многополосное движение», «островок безопасности», средства регулирования дорожного движения, «зебра», «разделительная линия». Во время сюжетно-ролевой игры дети учатся правилам перехода проезжей части, узнают, что на дорогах есть знаки, которые предупреждают пешеходов и водителей о том, что их ждет впереди
В группе ежедневно проводятся минутки безопасности, где мы с детьми повторяем дорожную азбуку. Организуя занятия и беседы, я учитываю, что в этом возрасте дети лучше воспринимают материал в виде игры, экскурсии, соревнования. Систематически с детьми организуются экскурсии к светофору, к перекресткам, где сотрудники ОГИБДД знакомят детей с разметкой на дороге и дорожными знаками. Мной еженедельно проводятся сюжетно-ролевые игры «Мы водители», «По дороге в детский сад», «Мы по городу идем», где дошкольники учатся правильному поведению на улицах города и знакомятся с дорожными знаками. Подвижные, дидактические игры, загадки и задачки мультипликационных героев также помогают детям научиться правильно вести себя в окружающей дорожной среде.
Чтобы привить детям практические навыки в выполнении правил дорожного движения, проводятся групповые прогулки по тротуару для наблюдения за транспортом, действиями пешеходов и водителей. Попутно дети знакомятся со знаками и указателями и запоминают их. Знания, приобретенные детьми во время экскурсий, прогулок по улицам города, наблюдения за движением пешеходов, транспорта затем уточняются, дополняются во время разнообразных игр и занятий: например, дети выполняют аппликацию «Светофор», «Городские улицы». Я стараюсь, чтобы дети сами называли уже знакомые термины и выражения.
Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, так как на этом примере ребенок учится законам дороги, у него формируются привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения.
В начале учебного года было проведено анкетирование родителей: «Безопасность на дороге», это помогло определить уровень знаний родителей и подобрать наиболее эффективные методы подачи дорожной грамотности, выбрать формы общения. После чего было проведено родительское собрание «Перед тем как выйти на улицу» с участием инспектора ОГИБДД.
Родители помогали в разработке информационного стенда «Светофор», и папки-передвижки «Правила дорожные детям знать положено».
Были организованы «открытые дни» для родителей с просмотром занятий по дорожной грамоте «Дорожные приключения» и совместные деловые игры «Вместе с родителями - за безопасность детей на дорогах», на которых родителей знакомят с объемом предлагаемых для детей знаний и умений. На территории детского сада совместно с родителями было организовано две акции «Безопасный путь домой» - раздача светоотражателей и «Пристегни себя и ребёнка» раздача памяток.
Традиционный конкурс семейных плакатов «Правила дорожного движения» выявляет таланты не только художников - родителей, но и поэтов, сочинителей рассказов.
В информационных стендах для родителей систематически появляется информация, которая знакомит родителей с методами формирования дорожной культуры у детей, сознательного выполнения правил дорожного движения самими взрослыми. Рекомендованный материал вызывает большой интерес и отклик у родителей.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является метод проектов, к которому мы привлекаем не только педагогов, воспитанников и родителей ДОУ, но и сотрудников ОГИБДД. В практической деятельности я убедилась, что дети в процессе правильно организованной проектной деятельности учатся самостоятельно добывать знания, находить ответы на поставленные вопросы. В дальнейшем, столкнувшись с новой задачей, они могут использовать свои умения по поиску решения. Появление проблемы становится для них не тупиком, а способом продолжить саморазвитие. Я надеюсь, что, научившись в дошкольном возрасте действовать подобным образом, мои воспитанники и в дальнейшей жизни будут способны к нестандартным, творческим решениям и смогут соответствовать требованиям современного общества.
Совместно с сотрудниками ОГИБДД так же проводятся праздники и развлечения, на которых всякий раз дети совершают увлекательные путешествия, помогают тем, кто еще недостаточно знает дорожную азбуку. Сотрудники ОГИБДД стали участниками развлечений «Я – пешеход», «Дорожные приключения». Маленькие пешеходы и пассажиры постигают азы дорожной азбуки посредством игры, творчества.
Конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием педагогов, детей и родителей дают положительный результат в усвоении детьми знаний
по правилам дорожного движения и сближают всех участников воспитательно-образовательного процесса.
По итогам мониторинга усвоения дошкольниками правил дорожного движения было выявлено, что уровень подготовки воспитанников по разделу формирование основ безопасности на дороге значительно возрос. Дети усвоили правила поведения на улице и в общественном транспорте, умеют применять полученные знания в играх, развлечениях и повседневной жизни, что наглядно отражено в диаграмме.
Данные мониторинга показывают, что мной эффективно выстроена работа по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения.