Мария Маха
Профессиональные размышления: организация творческого процесса с детьми раннего возраста
▼ Скачать
Перед воспитателями групп раннего возраста (от 1,5 до 3 лет) стоит важная задача – развивать малыша через творчество так, чтобы в будущем ребенок не только рисовал, лепил, вырезал, но и умел понимать, чувствовать, беречь, созидать, осознавать – что такое красота. Как сохранять, как искать вокруг себя прекрасное, как самому быть достойным красоты.
Интерес к творчеству у ребенка заложен природой. Что-то новое, необычное, странное, яркое, мокрое - у детей вызывают неподдельный интерес. Сложность в том, как этим воспользоваться. В познании ребенком свойств разнообразия творчества надо подходить постепенно. Как учить ребенка узнавать и называть предметы по памяти, передавать через формы мир, смешивать краски, добиваясь различных оттенков, содержательно рассказывать об увиденном? Попробуем ответить на эти вопросы, опираясь на личный профессиональный опыт.
Публикация «Профессиональные размышления: организация творческого процесса с детьми раннего возраста» размещена в разделах
Занятия необходимо проводить по подгруппам. Не делим детей на слабых и сильных, занимаемся со всеми. У всех малышей еще неустойчивое внимание, мало терпения, но необычная игрушка, книга, картинка, рассказ воспитателя привлекает внимание ребенка. Многие не говорят, поэтому используются яркие демонстрационные иллюстрации, рассказы по теме с картинками, повторяемые по несколько раз. Одновременно педагог показывает все, о чем говорит. Называет части, цвет, подбирает различные определения и глаголы. Дети постепенно начинают понимать смысл сказанных слов, а, главное, привыкать к педагогу, его голосу, жестам, начинают ждать интересное, слушать и слышать, смотреть и видеть. Когда ребенок увлечен и его ничего не отвлекает, независимо от возраста, он продолжает творить при посторонних разговорах, при передвижении других людей. Ребенок готов слушать, играть, показывать и даже называть. Пока идет процесс привыкания, то ребенок пользуется творческим материалом, как умеет. Знакомство с этими материалами идет одновременно с ознакомлением окружающего мира в данный момент. Если это студийная работа или работа в детском саду, то это будут краски, пластилин, бумага, клей, ножницы. Если же идет экспозиционная работа, то это уже карандаши. При этом пенал с карандашами, планшет с листом ребенок держит сам. Так ребенок начинает себя контролировать, не мешать другим, разложить, собрать, нарисовать, посмотреть. Такая форма дает сильный толчок к развитию речи, к самостоятельности, т. к. ребенок занимается без родителей, без их сопровождения.
На раннем этапе (1,5 -2 года) происходит знакомство детей с материалом для различного творчества. На первое место выводится безопасность малыша. Он, как бы его не оберегали, все равно будет пытаться попробовать, а вкус предметы, разливать, мешать, брызгать, мазать, пачкаться, возить руками. Данный этап так и называется - мазня, при этом во всех видах творческой деятельности. Этот момент ребенок должен пройти полностью.
Мазня не требует определенных форм, знаний, каких специальных движений, не изображение никаких предметов. Ребенок не видит на листе ничего, кроме самого процесса движения рук, разлитых пятен, кусочков пластилина, просто получает новые ощущения для рук, пальцев, глаз. Ребенка лучше не спрашивать, что он делает, в силу того, что объяснить не сможет. Не требуем передавать какие-либо образы, не устанавливать взаимосвязи, не создавать конкретных форм, полосочек, травок, дождиков. Ребенок просто уходит в процесс творчества, манипуляций материалами, изучения.
Изобразительная деятельность это один из лучших способов лёгкой адаптации, предчувствие этой самой мазни, чаще всего, помогает отвлечься от мысли о маме. Ребенок увлекается этим процессом и забывает, что надо погрустить.
Можно использовать старые материалы, краски, бумаги, широкую щетинную кисточку и соответствующую одежду. Акварель, например, легко отмывается.
Безусловно, полностью процесс творчества не перекладывается на плечи ребенка. Нужно следить за его действиями, чтобы ребенок занимался на глазах взрослого, не брал кисточки, краски в рот, вовремя подобрать воду, а вот размазывать рукой или кистью краски можно. Процесс обязательно надо контролировать для безопасности самого ребенка.
Одна из задач безопасности, это качественный материал, особенно краски, клей, бумага. Краски, клей, бумага петербургских фабрик одни из самых удачных по компоненту для детей, они безопасны. Небьющиеся стаканчики, банки, ведра для воды должны иметь широкую, устойчивую, не глубокую форму. Большой лист бумаги, обойный отрезок вполне ребенка удовлетворит. В силу слабой координации, ребенок часто разливает. Такие действия приводят в восторг, потом льёт воду в краску, краску на бумагу – процесс начался.
Деятельность взрослого на самом первом знакомстве с творчеством не является наглядной основой. Ребенок, увидев тот или иной материал, «теряет дар речи». Слушать, понимать, а тем более повторять, ребенок просто не может в силу своего возраста. Малыш перемещается по периметру листа, лежащего на полу или на столе, часто укладывается животом на рисунок, чтобы достать другой угол. Работа для ребенка становится частью его жизни, пока идет действие, лист может затерт, зарисован до дыр. О том, что нарисовал накануне, пока ребенок не помнит, поэтому эти рисунки можно долго не хранить.
Можно в этих кляксах, подтеках, лужах найти интересное цветосочетание, какие - либо знакомые вам формы, предметы, растения, животных. Лист можно крутить со всех сторон, у ребенка нет пока верха и низа рисунка. Поэтому взрослый может силуэтно или с помощью небольшой рамки найти и выделить тот или иной сюжет, и ребенок по контуру может узнать, кого он изобразил, на что похоже, чему будет очень рад. Рамку можно заранее приготовить и ею двигать по рисунку, то можно найти интересные моменты мазни. Показать малышу, увидеть его реакцию, рассказать, выделяя рукой те или иные детали, увиденного воспитателем. Ребенок искренне будет считать, что это его работа. Так, постепенно малыш познает искусство творчества. И ему, к 3 годам, уже захочется передавать в рисунках что-то конкретное, линейное. У малыша появляется речь, произошли события, которые он помнит. Так появляются идеи, сюжеты, маленькие, кривые работы, размазанные по всему листу, но уже вполне понятные ему самому. Отлично будет, если ребенок дополнит его еще своими словами или рассказом.
К 3 годам можно, безусловно, спрашивать ребенка о его работе, мыслях, событиях, узнавать предметы, передавать какие-то формы. Но требовать еще более точных, ровных линий, идеальных форм не следует.
Занятия лучше начинать со знакомства с каким-либо художественным произведением, желательно по возрасту, с окружающим миром, который его окружает – природа, сезон, картины в музее, что-то запоминающееся, впечатляющее для ребенка. Желательно, чтобы ребенок видел, ощутил, присутствовал, использовал, заметил то, о чем будем беседовать. Говорить о несезонных явлениях не следует. Только событийность, присутствующая рядом с ребенком, понятное ему явление может вызвать у малыша желание творить, даже если к этому призывает взрослый. Не обязательно ждать самостоятельного желания творить, можно ему предложить творческую деятельность, выбранную взрослым. Ребенок маленький и у него нет еще больших временных понятий, он не может выбрать сюжеты. Сама природа, жизнь подсказывают темы для творчеств - что видим, то и читаем, и рисуем, лепим, вырезаем. Желательно одну и ту же тему проработать на всех этапах творчества, разным способом изобразить тот или иной предмет, явление. Ребенок должен понимать конкретно, что ему надо создавать. Свободных тем лучше не давать, будет опять мазать, иногда расстроится из-за непонимания, что делать. Все очень конкретно.
Желательно читать, наблюдать окружающий мир, обсуждать, искать рифмы, посещать и смотреть картины в музеях, особенно интересен Русский музей. Там ребенку понятно всё, от русских фамилий художников до сюжетов. Иногда ребенку кажется, что видел данный пейзаж: там у него дача, что он там бегал, играл, купался. И тогда ребенок начинает беседовать, открываться, ему хочется разговаривать и рассказывать. Художественное произведение маленький ребенок воспринимает, как саму жизнь. Он не понимает, что произведение создано, что сюжет где-то там за рамками. Для ребенка сюжет здесь, сейчас и он там живет.
Картину рассматривает кусочками, малыш ещё не может охватить вертикальное пространство целиком. К картинам, к скульптурам и другим художественным произведениям можно использовать народный фольклор, сказки, события из жизни, стихи. Так ребенок сосредотачивается на сюжете. Ребенок начинает искать мелкие детали, рассматривать внимательно героев сюжета. Это важно для удержания внимания ребенка. Голос воспитателя то таинственный, то тихий, то громкий, эмоциональный. Жест рук плавный, конкретно показывающий на ту или иную деталь на произведениях, беседа идет последовательно, спокойно, не торопясь, чтобы ребенок мог ухватить мысль, увидеть, рассмотреть, услышать, подумать, показать. Беседовать следует искренне, тогда ребенок верит словам взрослого. Можно давать ребенку в руки карандаши и планшеты с бумагой и потом, прямо у произведения, зарисовывать наблюдаемое, сидя на полу. Это помогает ребенку посмотреть еще раз, если что-то не удается или забыл.
Здесь уже, воспитатель является наглядной основой, когда ребенок уже понимает речь взрослого, сам говорит. Малыш следит за рукой воспитателя и начинает ему подражать, знакомясь с формами, цветом, композицией. Начинает видеть их особенности в плоскостном изображении.
Постепенно ребенок вовлекается в самостоятельное процесс творчества по знакомым темам. Воспитатель только подсказывает, как легче организовать пространственную композицию. Работа должна быть картиной, скульптурой с заполненным пространством, сюжетом, яркой и запоминающейся. При создании работы можно использовать принцип пирамидки, от большой детали к мелкой – небо, земля и т. д. Большие плоскостные пространства заполняются большими кистями, маленькие – маленькими и мелкие детали тонкой кистью. В объемных пространствах утяжеляют нижнюю часть работы, что оговаривается вслух с ребенком. Следует объяснить, почему именно так, можно провести эксперимент, показывая, как что – то рушится, если будет слабая основа. Можно использовать показ воспитателем приемы рисования, лепки, аппликации, круговые движения рук, горизонтально (широко) и вертикально (высоко, круглых. Следя за рукой воспитателя, ребенок начинает понимать, как создаются формы, а из них сюжеты. Воспитатель проговаривает свои движения, называя линии в рисунке природными определениями. Одновременно идет речевое подкрепление и не только природными сравнениями, это могут быть ритмические стихи, сочинялки, которые поддерживают ритм движения руки ребенка.
Детей младшего возраста лучше не следует заставлять запоминать всё задание, рисуем по частям, спокойно, с оглядками, рассматриваем у других, дожидаясь друг друга. Даем удовольствие наблюдать и даже подсказать кому-либо. Иногда ребенок лучше понимает ребенка, что важно в жизни малыша – помочь. Здесь уже определяется, кто слабее, неуверенный еще в себе. Когда дети его дожидаются, ребенок чувствует себя наравне, что также важно на психологическом уровне.
Понятия неверно, плохо, не так, не тот цвет, не такой кусочек – лучше ребенку не говорить и не настаивать на четкое выполнение задания. Можно спугнуть детское воодушевление. Появятся недоверие, неловкость. Воспитатель может обговорить, якобы неправильное действие ребенка, словами, поддерживающие и оправдывающие эти действия. В ходе процесса создания работы можно легко направить руку ребенка в нужном направлении. И получаются первые образы, созданные самим малышом. Вот здесь, важно сразу заметить, показать, обратить внимание всех, как здорово ребенок что-то создал. Если взрослый не понимает работу ребенка, сам ребенок поможет рассказать о своем шедевре.
Положительным в творчестве является то, что ребенок учится узнавать изображаемый предмет. В силу своего возраста ему не свойственно понятия стеснительности, можно или нельзя, получится или не получится. Малышу всё хорошо, что он создаёт. И лёгкое вмешательство педагога в его работу ребенка не смущает. Малыш знает, что эта работа его, самая лучшая. В результате испытывает радость, эмоциональное удовлетворение от результата своего труда.
Естественно, при определенной активности педагога в направлении малыша на изобразительные поиски и эксперименты, зависит в будущем самостоятельное творчество ребенка. Не стоит упрощать сюжеты, уменьшать лист, ограничивать палитры или пластилин.
У 3-х летнего ребенка уже может достаточно развита способность памяти на короткое время. Возможно вспомнить, что проходили, рисовали, при помощи работы, созданной ребёнком ранее. Малыш уже может сравнить художественное произведение со своей работой, анализирует созданное им, отмечает, чего не хватает, а то и вовсе, рассказывает то, что ему не удалось изобразить. Работа ребенка может продолжаться не только в плоскостном пространстве, а и в речевом объеме. Важно, чтобы процесс построения творчества был хорошо согласован с ходом словесного изложения.
Слово, подкрепленное наглядным материалом, поможет ребенку лучше запоминать задания, расширит его мир, обогатит его словарь. Мир ребенка станет шире, богаче, ярче, понятней.
При организации рассматривании репродукций художников воспитатель рассказывает, показывает или рассматривает художественное произведение, периодически подключая ребенка вопросами по теме. Внимание детей можно привлечь своей интонацией, создавая таким образом голосовые интриги. Ребенок охотно отзывается на столь простой прием, в силу того, что он во все верит. Может рассказать о своих чувствах в данном произведении. Важно поддержать его на этом этапе, выслушать, помочь проговорить свое мнение, понять его лепет. Идет общение, воспитатель периодически направляет беседу в нужное русло.
При работе с художественными материалами воспитателю необходимо на своей работе показывать различные приемы, как организовать пространство листа, как пользоваться творческим материалом. Цвета, формы, размеры выбирает ребенок сам, независимо от задания. Воспитателю следует поддерживать выбранное направление работы ребенка, уметь оправдывать действия, любой цвет и тональность, форму, поправлять руки, осанку, материал на столе. А главное, увидеть то задание, которому посвящено данное занятие.
Ребенок может уйти в свою тему, потому что не получилось, может только смотреть на других, может лежать под столом – терпим. Первый опыт может быть печальный, но воспитатель ищет позитивную оценку в любой работе, дабы не вызвать отрицание к творчеству.
Работа воспитателя не является ведущей и основной, это только показ разных движений, форм, расположений. Находить на нем предметы, рассматривать его как рисунок - образец не следует. Только само произведение, иллюстрация могут быть моделями для рассматривания.
Работая, сразу начинаем создавать «картину», плоскостную или объемную, используем все пространство листа. Отдельно рисовать одинаковое задание нежелательно. У детей не вызывает такое творчество никаких ощущений. Вот когда весь работа размещается на всем пространстве и где имеются заданные темы, вот тогда ребенок будет рад своей работе, а не просто выполненному заданию. Иногда малыш может дополнять цветными пятнами, налепами или рассказом, то, что у него получилось. Особенности детей раннего возраста является то, что ребенок при создании картины может озвучивать свои действия коротким словами или фразами. Характеризуя содержание творческих работ, можно отметить, что у детей раннего возраста они представляют собой некие абстракции, яркие, сочные, динамичные, где всему находится свое место.
Движения рук ребенка еще хаотичны, не скоординированы, но при этом их отличает непосредственность движения, что создает искренность рисунка. Работу ребенка невозможно подделать, она единственная и неповторимая. Ребенка нужно поддерживать и стимулировать словами, эмоциями, восхищением.
Техническая сторона творчества идет по мере надобности и к тому ребенку, которому следует напомнить.
Творческий материал лучше предлагать в достаточном количестве, не выбирая отдельно что-то одно. Ребенок начинает экспериментировать. Да, бывает сложно, жалко красок, пластилина, бумаги, но пройдет время, и ребенок научится владеть целой партией различных материалов.
Зато это дает ребенку большую возможность в выборе цвета, тонов, полутонов, пластилинов, бумаги и появляется выразительная индивидуальность в любой его работе.
Краска прозрачная – акварель, краска жирная – гуашь, клей, ножницы, картон, можно работать в смешанной технике, использовать акварель и гуашь, аппликацию, пластилин одновременно.
Ребенку непроизвольно приходится проговаривать, различать, называть, спрашивать, смотреть, выполнять, сравнивать. Практически ребенок выполняет одновременно несколько действий.
Во время процесса воспитатель ведет беседу и не только о рисунке, чтобы не было напряженного молчания. Дети, получая удовольствия от работы, вспоминают разные события из своей жизни, делятся ими, выслушивают других. Они узнают, что жизнь не только у него наполнена событиями, но и других тоже. Обстановка в помещении организовывается спокойная, где ребенку не запрещается говорить, думать, молчать, слушать.
Пока ребенок маленький воспитатель не настаивает на том, чтобы заполнять пространства в одном направлении – пока, как удобно. Руки могут двигаться в любом направлении и движении, что потом придаст работе индивидуальность. Яркие мазки, формы, длинные, короткие, поперечные, круглые создают в работе неповторимость, прелесть. Творчество ребенка не должно быть похожим на образец педагога.
Создавая тему, сюжет, изображения предметов желательно должны быть связаны между собой, дополнять друг друга. Это помогает ребенку развить свой мир главной темы, развивает ее. Не стоит взрослому бояться неправильных форм, все это придет позже, но уже с понятиями передачи разных приемов. Не нужно навязывать свою жесткую направленность в выполнении задания. Лучше сохранять индивидуальность, неповторимость работы ребенка, его творческий потенциал. Взрослому стоит научиться понимать мазню ребенка, оценивать положительно, с восторгом, фантазировать вместе с ним, научиться просто ценить труд малыша.
В работе с детьми данной возрастной группы важно быстро реагировать на складывающиеся ситуации, решая их в контексте с поставленными задачами и желаниями ребенка. Любой метод, который применяет педагог в процессе обучения детей раннего возраста творчеству, должен использоваться в комплексе с другими методами и приемами.
Темы следует выбирать понятные, предметные, чтобы маленький ребенок понимал, что он будет создавать, чтобы смог за одно занятие выполнить свою работу от начала до конца. Многоразовое выполнение одной и той же работы может наскучить и потеряет интерес ребенка. Желательно работу отдавать с собой сразу, пока ребенок вдохновлен, под впечатлением от своего шедевра, он сможет самостоятельно рассказывать родителям, что он делал, что изобразил, как сделал, что сделали друзья и где он был. Заодно, повторит то, о чем была заданная тема.
Работу ребенка желательно хранить, не выбрасывать его, особенно на глазах ребенка. Ведь даже через многое время он вспомнит то, о чем рассказывали когда то, благодаря своему давнишнему творчеству. Так начинает собираться коллекция, воспитывается бережливость, развивается речь, память.
Творчество всегда поможет ребенку заполнить свободное время, организовывать себя в путешествиях, привлечь себя и своих родных к посещениям музеев. А главное, он найдет себе друзей и единомышленников, которые видят мир глазами красоты.