Кочкина Надежда
Профессиональная компетентность педагогов ДОУ в русле психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический опыт на тему:
«Профессиональная компетентность педагогов ДОУ в русле психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса»
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Рада приветствовать вас в наших гостеприимных стенах детского сада.
Тема нашей встречи: «Профессиональная компетентность педагогов ДОУ в русле психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса».
Начать наше методическое объединение хочется со слов В. Г. Белинского: «Как бы ни была богата и роскошна внутренняя жизнь человека, каким бы горячим ключом ни била она вовне и какими бы волнами ни лилась через край, она неполна, если не усвоит в свое содержание интересов внешнего ей мира, общества и человечества».
Одним из направлений моей деятельности в ДОУ является психологическое сопровождение личностного развития и профессиональной деятельности педагогов. Я считаю, что сопровождение педагога – это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда – чуть впереди, если надо объяснить возможные пути.
Цель моей работы - создание социально-психологических условий для развития и полноценной реализации потенциала личности педагога.
Одними из основных задач, которые решаются в процессе психологического сопровождения педагогов это:
- повышение психолого-педагогической компетентности,
- создание положительного эмоционального климата в коллективе
- поддержка и укрепление психологического здоровья и профилактика эмоционального выгорания.
- формирование коммуникативных компетенций.
В настоящее время востребован не просто воспитатель, а специалист, готовый к саморазвитию, к реализации инновационной деятельности. Переход от традиционной системы к реализации инноваций требует новых способов решения образовательных проблем, предполагает серьезную ломку привычных стереотипов. Возникла необходимость перестройки не только знаний, но и отношения педагога к происходящему, его поведения, установок и т. д. Все это оказывает своего рода давление на коллектив. Поэтому считаю главной задачей в работе с педагогами, настроить педагогический коллектив на работу в новом инновационном режиме, оказать психологическую поддержку, формировать уверенность в своих силах.
В своей работе придерживаюсь принципа сотрудничества, т. как считаю, что только при взаимодействии с педагогами, при максимальном использовании потенциала каждого и объединении усилий можно достичь требуемого результата. Работая совместно с педагогами, стараюсь создать благоприятную атмосферу в образовательном учреждении для всего педагогического коллектива. Свою работу строю на доверии, не забываю о профессиональной этике и ответственности. Считаю, что эффективное сотрудничество с педагогами, всегда будет способствовать оптимизации контактов с детьми, их родителями.
Работу по оказанию психологического сопровождения педагогов я построила в трех направлениях:
1. Диагностика профессиональных компетенций педагогов.
2. Повышение уровня компетентности педагогов.
3. Профилактика профессионального выгорания.
Диагностика профессиональных компетенций педагога.
Целью диагностического направления, было изучение инновационного потенциала личности педагога, выявление способности к развитию, оценка индивидуальных возможностей и профессиональных компетенций. Мониторинг осуществлялся путем проведение анкетирования, опросов, в результате которых выясняется, по каким направлениям педагог хотел бы усовершенствовать свои знания, в чем заключаются трудности в профессиональной деятельности. Для реализации данного направления мною был подобран диагностический следующий инструментарий:
- Анкета «Готовность педагога к инновационной деятельности Поздняк Л. В., Лященко Н. Н.»;
- Анкета «Способность педагога к саморазвитию» Е. И. Рогов;
- Диагностика эмоционального выгорания В. В. Бойко;
- Оценка психологического климата в педагогическом коллективе Е. И. Рогов.
Результаты самооценки компетенций педагогов были проанализированы, по итогам анкетирования намечены цели работы по сопровождению коллектива. Важно знать свой педагогический коллектив, сильные и слабые стороны каждого. Опираясь на них, можно сформировать такую систему психолого-педагогического сопровождения деятельности педагогов ДОУ, в которой поддержка будет адресной (дифференцированной, следовательно, более эффективной.
Повышение уровня компетентности педагогов.
Возможности и компетенции педагога – это одна из ключевых точек стандарта. Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы. Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимость повышения квалификации и профессионализма педагога, т. е. его профессиональной компетенции.
Понятие компетентности педагога понимается как ценностно-смысловое отношение к целям и результатам педагогической деятельности, выражающееся в осознанном выполнении профессиональных функций.
Позиция воспитателя - формируется под влиянием всей образовательной окружающей среды. Поэтому считаю, что при взаимодействии с педагогами, при максимальном использовании
потенциала каждого и объединении усилий можно достичь требуемого результата.
Для повышения психолого-педагогической компетентности педагогов были проведены:
- Консультации для педагогов;
- Тренинг «Развитие творческих способностей воспитателей» направленный на развитие креативных и коммуникативных способностей педагогов с использованием нетрадиционной техники файл арт;
- Тренинг «Саморазвитие педагогического коллектива ДОУ» направлен на активизацию стремления участников к познанию себя и самосовершенствованию, личностному и профессиональному развитию через переоценку собственного жизненного опыта в процессе группового взаимодействия.
- Тренинг «Повышение психологической компетентности педагогов» направлен на снятие эмоционального напряжения, личностный рост педагога, повышение мотивации педагога к саморазвитию с использованием нетрадиционной техники ниткография;
- Тренинг личностного личностного роста «Успешный педагог» направлен на развитие коммуникативной компетентности, навыков самопознания, эмоциональной устойчивости, повышение самооценки, уверенности в себе, мотивирует педагогов к самосовершенствованию, овладению знаниями, приемами, механизмами коммуникативной компетентности;
- Выпуск журнала «Дошкольный мир». В журнале даны рекомендации специалистов педагогам и родителям для повышения психолого-педагогической компетентности и взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Проведение таких форм работ способствовало снятию эмоционального напряжения, личностному росту педагогов, повышение мотивации к саморазвитию с использованием нетрадиционных техник работы, повышение самооценки, повышения психолого-педагогической компетентности педагогов.
Профилактика профессионального выгорания.
Цель данного направления, снижение уровня эмоционального напряжения, активизация личностных ресурсных состояний, повышение уровня стрессоустойчивости. Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального выгорания. Психологическое самочувствие воспитателя оказывает непосредственное влияние на всю атмосферу дошкольного учреждения.
Поэтому с целью профилактики эмоционального выгорания проведены:
- Тренинг «Старинный сад» направлен на создание условий для поддержания благоприятного змоционально – психологического климата в коллективе.
- Тренинг «Страна моей души» направлен на помощь участникам в понимании и принятии себя, осознании своих сильных и слабых сторон личности, обучение навыкам самоподдержки.
- Тренинг «Я – педагог!» направлен на осознание своих личностных особенностей с точки зрения того, какие возможности они открывают в профессиональной деятельности и какие накладывают ограничения.
Говоря о психолого-педагогической компетентности, нельзя не сказать о взаимодействии педагогов и родителей. Практика показывает, что потребность во взаимной помощи испытывают обе стороны - и дошкольное учреждение, и семья. Однако эта потребность зачастую бывает неосознанной, а мотивы взаимодействия семьи и детского сада не всегда совпадают. И поэтому целесообразно проводить совместные мероприятия с педагогами и родителями. Для того чтобы взаимодействие было эффективным, интересным и успешным, мероприятия проводятся с использованием нетрадиционных форм взаимодействия. Мною были проведены следующие мероприятия:
- Акция «Радуга настроения» с использованием нетрадиционного оборудования для арт-терапии.
- Практикум «Счастливый ребенок — благополучная семья»
- Семейная гостиная «Чем мы так похожи? Ребенок и взрослый» с использованием двухсторонних мольбертов трансформеров
- Акция «Кораблик предсказаний»
- Акция «Любовь в каждом сердце» с использованием техники рыбья чешуя и ниткографии.
Практическая работа.
А сейчас уважаемые коллеги я приглашаю вас принять участие в практикуме с нетрадиционным оборудованием, это прозрачные кубы, совместно с нашими педагогами. Я приглашаю две фокус-группы по 4 человека. Первая фокус-группа работает на кубе без зрительного раздражителя, а вторая на кубе с зрительным раздражителем. Вам нужно сконцентрировать свое внимание на задании, не отвлекаясь на внешние фактор - перья. Перед вами краски, кисточки, нетрадиционное оборудование для рисования и я предлагаю вам изобразить на поверхностях куба свое настроение сегодня.
После выполнения работы задается вопрос педагогам:
- Легко ли вам было работать на вертикальной поверхности без раздражителя и что у вас получилось?
- Легко ли было работать на вертикальной поверхности с зрительным раздражителем? Отвлекало или не отвлекало вас это?
Это инновационная работа в психологической деятельности стимулирующая самовыражение, эмоциональное состояние, развитие творческого потенциала, наблюдательности, умения рассуждать, вести диалог, обмениваться впечатлениями и многие другие задачи в сопровождении образовательного процесса.
Уважаемые коллеги спасибо вам за участие в практикуме!
В заключение необходимо отметить, что преимущества инновационных форм взаимодействия педагога с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны. Это положительный эмоциональный настрой педагога и родителей на совместную работу по воспитанию детей;
существенное улучшение психологической атмосферы при взаимодействии педагогов с детьми и родителями. Приобретенный коммуникативный опыт позволяет педагогам активнее, чем раньше, вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс, вести продуктивный диалог. Снизилось число конфликтных ситуаций, что, безусловно, влияет на качество и эффективность работы в детском саду.
Работа педагога-психолога по психологическому сопровождению является важным звеном в работе всего дошкольного учреждения при реализации ФГОС ДО. В связи с этим возрастает роль деятельности педагога-психолога, поскольку достижение образовательных целей без психологического сопровождения образовательного процесса, осуществить сложно.