Получи документы

Проектные технологии как фасилитативный прием

Геворкян
Проектные технологии как фасилитативный прием
▼ Скачать + Заказать документы

Введение.

Последние десятилетие характеризуются появлением и активным развитием такого социокультурного феномена, как проектная деятельность, которая становится неотъемлемым компонентом жизни человека практически в любой сфере, в том числе и в образовании.

Проектная деятельность – естественная среда для формирования и оценивания ключевых компетентностей.

Когда мы употребляем словосочетание «проектная деятельность», мы имеем в виду особую деятельность, которая ведет за собой развитие школьника.

Публикация «Проектные технологии как фасилитативный прием» размещена в разделах

Современное представление о результатах образования – это самостоятельность – учебно-практическая, социальная; компетентности в разрешении проблем, в принятии решений и т. д. ; ответственность и инициативность. Такие результаты недостижимы иначе как через проектную деятельность школьников. И в этом смысле проектная деятельность имеет место на протяжении всего школьного обучения.

В младшей школе появляются короткие индивидуальные задания, которые можно рассматривать как микропроекты, хотя, скорее, это просто творческие задания. Эти микропроекты, конечно, еще не формируют учебную самостоятельность, хотя и способствуют ее появлению в дальнейшем. Именно использование микропроектов позволяет индивидуализировать ситуацию обучения. Функция проектов в начальной школе – не столько сформировать какие-то новые способности, сколько не дать угаснуть тому, что возникло ранее, - инициативности, которая возникла исходно в игре, воображению, свободе. В старшей школе происходит обратное - проектная деятельность становится средством управления своим поведением в учебной работе.

При организации проектной деятельности школьников педагог работает проектно. Именно педагог видит образовательные цели того, что происходит, именно он предлагает способы работы.

Совершенствование всестороннего комплексного воспитания учащихся – одна из основных задач современной музыкальной педагогики. Важную роль в этом процессе должно сыграть изменение подхода к обучению игре на любом музыкальном инструменте с использованием инновационных методов обучения, способствующих развитию у детей интереса к музыке и творческих возможностей. В связи с этим назрела необходимость перестроить процесс обучения с позиции формирования познавательной активности и развития творческого потенциала личности учащегося. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в дополнительном образовании учащихся.

Целью работы является постановка проблемы комплексного подхода в обучении в ДМШ на примере проектной деятельности учащихся, направленной на воспитание творческих способностей и познавательной активности учащихся.

Инновационные формы обучения многообразны и являются действенным средством повышения эффективности процесса обучения. Именно в рамках их взаимодействия и представляется перспективным использование методики проектной деятельности учащихся, которая в этом плане открывает большие возможности, так как направлена на становление личности ребенка через активные способы действия. В основе этой деятельности лежит приобретение личностного и профессионального опыта, обучение нестандартными средствами, развитие познавательных и творческих навыков учащихся.

Все составляющие обучения в любом образовательном учреждении, как в зерне, содержатся в проектной деятельности, которая является одной из популярных форм организации работы с учащимися.

Специфика наших проектов заключается в том, что они по самой своей сути всегда межпредметны. Решение проблемы, заложенной в проекте по искусству, всегда требует привлечения интегрированного знания. Музыка и изобразительное искусство теснейшим образом связаны с литературой. В их сочетании таятся огромные возможности развития художественной культуры учащихся.

В классе фортепиано чаще всего имеют дело со звуковым воплощением образов, считая основной задачей оснастить ученика навыками звукоизвлечения, техническим запасом, умением слышать полифоническую ткань произведения.

Конечно, перестроить весь учебный процесс, превратив его в проектную деятельность, невозможно и не нужно, но использовать ее в обучении учащихся музыкального блока представляется сегодня необходимым. Учащимися возможно участие в различного рода конференциях с представлением творческих работ по проблемам культуры и искусства. Участие в проекте дает им возможность увидеть реальную практическую значимость затраченных усилий. Наиболее ценным при работе над проектом является то, что теоретические знания ребенок должен уметь реализовать на практике. Все это вместе оптимизирует познавательную активность, развивает мышление, формирует эстетический вкус и эмоциональную чуткость к произведениям искусства.

Участие в проектах предполагает использование индивидуальных и коллективных форм творческой деятельности учащихся. Учащимся можно предложить интересную тему, которая содержит несколько направлений для исследования.

Формы участия в проекте могут быть самые разнообразные:

- разучивание и сочинение собственных произведений,

-сбор информации (информация о композиторе, история создания произведения,

- подбор плакатов и текстов для выступления.

Практическим выходом, как правило, является исполнение произведений, раскрывающих основные положения темы или театрализованное представление содержания работы. Важным этапом в ходе работы над проектом является выполнение творческих заданий и работ, сочинение стихов, проведение анкетирования, интервью по заданной теме и т. д.

Проект требует от учащихся не только умения ориентироваться в объеме информации, но и проявления творческих способностей, наличие воображения, умения обобщать художественную информацию и придавать конечному продукту проекта художественную форму, соответствующую замыслу исполняемых произведений.

При выполнении проекта учащиеся фортепианного отделения должны обязательно разучить произведение как воплощение практического результата проекта. Такой уровень решения задачи позволяет применить свои знания на практике, становится стимулом к собственному творчеству.

Одним из существенных моментов восприятия культуры эпохи является общая настроенность учащихся, их интерес к данному периоду искусства или творчеству композитора.

Возможно обратиться, например, к творчеству Л. Бетховена, “повернуть лицом” к ученику XXI века, показать его человеческие черты: любовь, страдание, борьбу с недугом и победу в этой борьбе.

С произведениями Бетховена учащиеся знакомятся на уроке по специальности, то есть проект не будет являться сухим теоретизированием, а будет подкрепляться практической деятельностью. На каждой ступени познания учащиеся приобретают что-то новое. С первого знакомства музыка Бетховена оживает в образах несложных пьес. Можно предложить ученику выполнить иллюстрации к произведению, или сочинить типа сказки, то есть сочетать исполнение произведения с изобразительным искусством, или литературой, что в итоге приведет к более выразительному исполнению самого произведения. В работе над сочинением сказки должны затрагиваться решения профессиональных задач, точных приемов исполнения, разбор строения сонатной формы. Актуальность затронутой темы состоит в том, чтобы подтвердить высокую гуманистическую направленность творчества Л. Ван Бетховена и его непреходящее значение для развития мировой музыкальной культуры.

Ответственным моментом в подготовке проекта является выбор формы для его презентации. Наиболее ярко это можно сделать в виде театрализованного действия, над которым учащиеся работают с удовольствием, раскрываясь эмоционально и обретая подлинную свободу в раскрытии своих возможностей.

Проектная деятельность учащихся предполагает также создание мультимедийных презентаций. Для подготовки презентации учащийся должен провести исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить свою работу в продукт индивидуального творчества, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в будущем. Включается элемент соревнования с соперниками, что позволяет повысить самооценку ученика, чтобы сделать выступление ярким и запоминающимся.

Проектная деятельность учащихся как сотрудничество и сотворчество формируют дружеские отношения в коллективе детей, что является особенно ценным в классах, где обучение происходит в форме индивидуальных занятий. Участие в проекте дает им возможность пережить ситуацию успеха, что закладывает основы для будущей жизни.

Включаясь в художественно-творческий процесс, дети и подростки вступают в сложнейшую сферу творческой деятельности – сферу исполнительского искусства, становясь полноправными участниками и создателями концертов-спектаклей, концертов-лекций, являясь пропагандистами классической и современной музыки. Такая направленность создает атмосферу духовной наполненности, в которой созревают наиболее благоприятные предпосылки для развития детского творчества, для личностного роста, гармонизации эмоциональной сферы ребенка. Успешность работы музыкального проекта определяется наличием благоприятной культурно-образовательной среды, атмосферой взаимопонимания и дружбы, где малыши и старшие получают уникальную возможность творческого общения с юными музыкантами, родителями, педагогами. Каждое событие (творческая встреча, концерт, музыкальный вечер, спектакль, становится для всех, детей и взрослых, событием совместным эмоционально значимым, ярким жизненным явлением, проживаемым в коллективе единомышленников.

Заключение

Таким образом, педагоги, применяющие проектный метод в своей работе на исполнительских отделениях, могут убедиться, что при совместной творческой работе дети лучше разбираются в проблемах мировой музыкальной культуры и успешно осваивают их не только в познавательном, но и в творческом плане. Проектная деятельность вносит разнообразие в учебную работу, в череду серых будней, стимулирует учащихся к творческому поиску, самостоятельному исследованию, способствует инициативности. В процессе выполнения проекта проявляются самые разнообразные практические задачи, которые влекут за собой потребность в новых знаниях и формируют умения и навыки

.

Ценность метода проектной деятельности состоит в том, что он развивает творческие способности учащихся, так как им дана возможность проявить свои лучшие качества, развивает умение общаться, слушать и понимать других, выражать себя и взаимодействовать внутри группы. Следовательно, комплексный подход в проектной деятельности представляет собой установку на всестороннее развитие творческих способностей учащихся на основе музыки, изобразительного искусства, литературы, театра, взятыми в их целостности, способен сформировать определенные черты личности учащегося и повлиять на становление его духовной культуры в целом.

Метод творческого проекта не новый, но ещё не часто применяемый вид деятельности в классе специального фортепиано школы. Он привлекателен тем, что:

включает в активную деятельность;

даёт возможность почувствовать себя творцом;

способствует развитию образного мышления;

повышает эффективность и качество исполнительского мастерства;

пробуждает интерес к занятиям музыкой;

показывает возможности взаимосвязи классических музыкальных традиций и современных технологий.

Основополагающая задача преподавателя по классу фортепиано состоит в том, чтобы суметь заинтересовать ребёнка процессом овладения инструментом. Надо искать новые формы обучения, использовать разнообразные виды деятельности учащихся, стремясь вовлечь в процесс родителей, друзей, одноклассников, смелее применять информационно-коммуникационные технологии в сочетании с классическими традициями.

Давайте рассмотрим внедрение проектного метода в сфере дополнительного образования детей на примере проекта «Музыка и образ», использованного при работе с учащимися нашей школы. Данный проект является индивидуальным, но возможна и групповая форма работы, связанная с подготовкой к конкурсу на лучшее исполнение произведения в рамках образовательного учреждения.

Структура проекта «Музыка и образ» :

Проект направлен на активизацию интереса к занятиям на фортепиано, используя новейшие и наиболее эффективные технологии. Данный проект содержит в себе двуплановость:

1. исполнительский-работа над музыкальным произведением; 2. исследовательский—обращение к литературе, живописи, истории, возможностям информационно-коммуникационных технологий.

Целью является: научиться воплощать образное содержание музыкального произведения, повысить мотивацию к обучению игре на фортепиано через обращение к сказочным образам.

Проект содержит ряд задач :

пробуждение интереса к фортепианному искусству посредством обращения к сказке;

раскрытие преобразующей силы музыки и её влияния на внутренний мир человека, его отношение к окружающей действительности;

оптимизация творческого мышления и познавательной деятельности;

всестороннее развитие личностно-творческого потенциала учащихся, формирование его эстетической культуры.

Структура любого проекта также включает в себя вопросы, являющиеся направляющими: основополагающий, проблемный и ряд учебных вопросов.

Всё это свидетельствует о том, что использование метода проекта, при обучении игре на инструменте в классе специального фортепиано является актуальным, своевременным, и на примере работы с учащимся имеет положительные итоги, помогает выполнить поставленные задачи. Результатом реализации данного проекта стало : вовлечение в активную деятельность учащегося, интеграция классических музыкальных традиций и современных технологий, развитие образного мышления ребёнка, повышение эффективности и качества исполнительского мастерства, и самое главное, заметное повышение интереса к занятиям музыкально-исполнительским искусством.

Проекты проводимые в нашей школе:

-Музыка и образ

-Моя музыкальная семья

-Джаз клуб

-Конкурс «Аллегро»

Публикации по теме:

Ещё один прием разучивания и рассказывания стиховЕщё один прием разучивания и рассказывания стихов Расскажи стихи рукамиРазговорная речь – это то, без чего мы не могли бы общаться. Но для того, чтобы речь была развита, интересна и интонационно,.

Игровые технологииИгровые технологии Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира.

Квест-технологииКвест-технологии Играем по-новому?А. С. Пушкин: О, сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух, И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг,.

Мастер-класс педагогический прием «Интерактивное голосование» Сегодня я познакомлю вас с приемом интерактивного голосования. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова interact (inter.

Методический прием в процессе разучивания песни: «Цыплята» Методический приём в процессе разучивания песни : " Цыплята" .Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной, для детей 3-4 лет Диапазон песни.

Методический прием в процессе разучивания песни «Есть у солнышка друзья» к международному Дню дружбы Методический прием в процессе разучивания песни: "Есть у солнышка друзья" слова Е. Каргановой, музыка Е. Теличеевой, к международному Дню.

Методический прием в разучивании песни «Солнышко»Методический прием в разучивании песни «Солнышко» Методический прием в разучивании песни «Солнышко» Методический прием в разучивании песни «Солнышко» Музыка Т. Попатенко, слова. Н Найденовой.

Проектные технологии в образовательно-воспитательной работе с дошкольниками Проектная деятельность является для дошкольных учреждений инновационной. Она направлена на развитие личности ребёнка, его познавательных.

Проектные задачи в начальной школеПроектные задачи в начальной школе Проектная задача - система заданий, целенаправленно стимулирующая действия детей на получение ещё никогда не существовавшего в практике.

Здоровьесберегающие технологииЗдоровьесберегающие технологии Всем доброго времени суток. Хочется сегодня поговорить про здоровье наших воспитанников. Все мы прекрасно знаем, что дошкольный возраст.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектные технологии как фасилитативный прием
Опубликовано: 3 марта 2020 в 00:12
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектные технологии как фасилитативный прием» (включая файлы) размещена пользователем Геворкян в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД