МААМ-картинки

Проектирование процесса личностного развития детей старшего дошкольного возраста

Инна ЮрьевнаБайдакова
Проектирование процесса личностного развития детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

МБУ ДО «Центр дополнительного образования детей»

Верховажского муниципального района.

Тема:

«Проектирование процесса личностного развития детей старшего дошкольного возраста».

Подготовила: Байдакова Инна Юрьевна

Педагог МБУ ДО «Центр дополнительного образования детей».

01.12.2022 г.

+ Проектирование процесса личностного развития детей старшего дошкольного возраста.

Публикация «Проектирование процесса личностного развития детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

+ Одна из главных задач современной системы образования – создание условий для раскрытия потенциала каждого ребёнка.

Изменение роли образования в обществе привело к необходимости актуализации образовательного потенциала, создания новых технологий и способов взаимодействия с обучающимися, способствующих саморазвитию, обеспечивающих готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества.

В Конституции Российской Федерации, «Концепции модернизации Российского образования», Законе Российской Федерации «Об Образовании» и других нормативных документах РФ сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитании инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

+ Целевые ориентиры дошкольного образования – это социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования (ФГОС дошкольного образования) :

- инициативность и самостоятельность;

- уверенность в своих силах;

- креативность;

- способность к волевым усилиям;

- навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

+ Проблеме личностного развития дошкольников большое внимание уделяли

отечественные и зарубежные психологи и педагоги. Они отмечали, что очень важно задачу формирования активной, самостоятельной и творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками, что существенно расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение ребёнка в ситуацию школьного обучения и обеспечивает решение задачи преемственности дошкольного и начального школьного образования.

Научные исследования свидетельствуют о том, что к концу старшего дошкольного возраста в условиях оптимального воспитания и обучения дошкольники могут достичь определённого уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности.

Для успешной адаптации будущего первоклассника к новым условиям обучения, уже в детском саду необходима помощь взрослого, которая должна быть направлена на развитие самостоятельности и уверенного поведения у дошкольников

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, мною была поставлена цель: оказание помощи в области личностного развития детей – это развитие инициативности, самостоятельности и ответственности в условиях ДОУ.

Мною были поставлены следующие задачи:

1. Изучить литературу по психолого - педагогическим компетенциям в области личностного развития дошкольников;

2. Создать условия для личностного развития дошкольников в группе ДОУ.

+ В начале учебного года была проведена первичная диагностика по личностному развитию детей, были выявлены стартовые возможности каждого ребенка, исходный, актуальный на данный момент уровень развития инициативности, самостоятельности и ответственности. Основным методом сбора информации для оценки личностного развития являлось наблюдение за деятельностью детей на занятиях и в свободной деятельности. Диагностика показала, что у 33% детей не сформирована самостоятельность, 53% - ответственность, 45% инициативность.

+ На основе результатов диагностики проведен подбор группы детей из 10 человек, разработано перспективное планирование игр и упражнений на основе авторской парциальной программы Г. Б. Мониной «Лесенка Роста» и поставлены задачи работы с данной группой, которые направлены на личностное развитие детей дошкольного возраста

- формировать основу навыка саморегуляции, эмоционального состояния и поведения детей.

- повысить самооценку дошкольников

- отработать навыки уверенного поведения при взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

- развить креативность дошкольников

- формировать навык конструктивного сотрудничества на основе инициативности, самостоятельности и ответственности детей.

+ Работа по личностному развитию дошкольников строилась на основе педагогических принципов:

- учёта возрастных особенностей ребёнка

- индивидуальных особенностей ребёнка)

- имеющегося у ребёнка жизненного опыта, знаний по изученному материалу и других

+ Занятия проходили в виде встреч. Было запланировано 28 встреч с дошкольниками. Каждая встреча была построена по определенному алгоритму:

- Каждая встреча начиналась с приветствия

(это может быть обычное «здравствуйте!», а может быть игра. Дети с удовольствием играют в предложенную взрослым игру. Но через несколько занятий им можно предложить самим придумать игру – приветствие. Использование одних и тех же игр в начале занятия, помогает ребёнку настроится на работу, снизить уровень тревожности).

- На первой встрече были созданы правила для работы в группе, которые дополнялись и закреплялись на последующих встречах

(правила для работы в группе вырабатывают и поддерживают сами дети с участием взрослого, они вывешиваются на видном месте. На последующих занятиях к уже принятым правилам могут быть добавлены новые, предложенные самими детьми, или ведущим)

- Обязательной для каждой встречи являлась эмоциональная зарядка

(проведение эмоциональной зарядки способствует снижению эмоционального напряжения. Ребёнок может выразить своё эмоциональное состояние в танце, в рисунке).

- Дальше шло формирование конкретного навыка при проведении

-игр и упражнений, рисования на определенную тему; чтения и сочинения историй и творческих заданий.

- Следующим пунктом встречи было закрепление достижений предыдущих этапов

( один из возможных вариантов: взрослый спрашивает детей, что из предыдущей встречи больше всего понравилось, запомнилось.)

- И обязательный ритуал встречи это прощание представляет собой обсуждение детьми всей встречи, того, что по их мнению, им особенно хорошо удалось сделать, чему они научились, что нового узнали друг о друге.

Заканчиваться ритуал прощания может игрой или определённым движением

+ Ход встречи.

1. Игра «Здравствуйте!» Взрослый говорит детям: «Рассчитайтесь пожалуйста на 1, 2, 3-й». Когда группа рассчитается, ведущий просит всех кому выпал № 1,соединить руки за головой, все 2-е номера ставят руки на талию, а 3-и прикасаются к собственным коленкам. Инструкция взрослого: «Сейчас все участники будут ходить по комнате и приветствовать друг друга только локотками». При этом надо говорить окружающим приветственные слова.

2. Упражнение «Похвалилки». Все дети стоят в кругу, каждый по очереди выходит в центр круга и говорит: «Я умею хорошо.» - и называет действие,которое у него хорошо получается (танцевать, играть в мяч, подметать пол и др.) Если кто-то из участников тоже хорошо умеет это делать, он встаё т рядом с говорящим и произносит: «Я тоже». Если никто в группе не умеет делать того, что сказано, все аплодируют и громко говорят: «Как здорово»!

3. Рисунок «Я – это я».Каждый ребёнок рисует себя, затем украшает свой рисунок наклейками, картинками из журналов. (этот рисунок может стать обложкой для книги, которая будет создаваться постепенно, дополняться на каждой последующей встрече.)

4. Создание правил группы. В обсуждении принимает участие каждый ребёнок. Необходимо проговорить самые важные требования в групповой работе: не перебивать, не смеяться над другими, поддерживать друзей такими словами, как: «У тебя получится, ты молодец!», аплодировать товарищу при достижении результата, невербально показывать одобрение действий (поднимать большой палец вверх).

5. Игра «Трифон». Участники игры встают в круг, один остаётся в середине. Все поют: («У дядюшки Трифона семеро детей, семеро детей и все сыновья, они не пьют, не едят, друг на друга глядят, и все делают вот так».) При этом стоящий в середине выполняет какое либо движение, все играющие должны повторить его. После совершения нескольких движений водящего нужно поменять.

6. Обсуждение рисунков.

7. Ритуал прощания. Заканчивается встреча традиционным ритуалом прощания, который может закончится любимой детской игрой, во время которой ребята говорят друг другу комплименты, благодарят за помощь и сотрудничество.

+ Работа по личностному развитию дошкольников проходила в несколько этапов:

- начального;

- исследовательского;

- практического;

- аналитического.

Прохождение любого последующего этапа предполагает успешное прохождение предыдущего. Работа первого этапа не прекращалась при переходе на второй этап. Каждый последующий этап включал работу над целями и задачами предыдущего.

+ Начальный или подготовительный этап формировал доверительную атмосферу в группе, открыл чувство успешности у детей, способствовал повышению активности у ребёнка. Далее этот этап включал в себя информирование.

На базе доверия ко взрослому инициативность, самостоятельность и ответственность воспринимались детьми, как ценностные качества, усвоение информации происходило с опорой на уже имеющиеся у детей знания и опыт.

+ На первом этапе проводились игры-приветствия: «Локотки», «Я сегодня вот такая», «Двумя руками» и др.

+ Были созданы правила для работы в группе (не перебивать, не смеятся над другими, аплодировать товарищу при достижении результата, одобрение, в обсуждении правил принимал участие каждый ребёнок, самые важные требования проговаривались. Лист с правилами висел на стене на протяжении всех встреч с группой.

+ игры на снижение эмоционального напряжения, и игры на самовыражение ребёнка. Например, игра, где ребёнка просят улыбнуться, как котёнок на солнышке, как солнышко, показать,как хмурится дождевая туча и др. Так-же детям нравилось придумывать окончание сказки, истории про известного литературного героя с сюжетом близким к тому, что происходит с самим ребёнком.

+ На стадии – информирования мы рисовали на темы: «Мой любимый сказочный герой», «Если бы я был волшебником», «Скоро в школу» и др.

Читали и обсуждали сказки и стихи. Проводились игры «Давайте поздороваемся», «Самый лучший сыщик», «У оленя дом большой».

+ Второй исследовательский этап включал в себя самопознание. На основе сформированного доверия ко взрослому у детей появился первый опыт сознательного проявления самостоятельности и ответственности. Были созданы условия для осмысления каждым ребёнком используемых им способов успешных действий своего стиля индивидуальной деятельности.

Проводились игры «Вождь краснокожих», «Менялки», настольная игра «Башня успеха», «Понарошку». Составляли коллаж «Каким мне надо быть, что бы со мной дружили дети». В конце каждой встречи проводили обсуждение и ритуал прощания, который заканчивался любимой детской игрой, во время которой ребята говорили друг другу комплименты, благодарили за сотрудничество и помощь.

+ Третий самый длительный этап – практический, состоял из четырех подэтапов:

+ саморегуляции: здесь в процессе разнообразных игр и упражнений ребёнок учился управлять собой, становился более уверенным, уже имел собственные стратегии совладания в стрессовых ситуациях.

+Уверенность – следующая составляющая практического этапа; тут происходило формирование уверенного, адекватного поведения, умение принимать решение и делать вывод.

+Креативность так же входит в практический этап. В этих условиях ребёнок переставал бояться совершить ошибку,был способен к творческому решению проблем. Мною поддерживалась и поощрялась инициатива детей.

И последняя составляющая практического этапа это

+ сотрудничество: на фоне доверия и принятия собственных особенностей дети были способны к конструктивному взаимодействию и со взрослыми и со сверстниками. У ребёнка вырабатывался навык уверенного, инициативного, самостоятельного, ответственного поведения в жизни.

На этом этапе у нас были актуальны такие игры как : «Стойкий оловянный солдатик», «Разведчики», настольная игра «Эмоциональное домино», «Стань башней», «Король зверей», «Карусель». Рисовали на темы : «Человек хочу и человек Надо», «Лекарство от страха», «Волшебный лес», «Каким я хочу быть».Обсуждали сказки «Когда трудно сказать «нет», «Контрольная работа», мультфильма «Нехочуха», «Аркадий Паровозов». Поводили упражнения «Маленький поэт!», «Я справился», «Танцую, как хочу», «Я смогу».

+ На четвёртом, аналитическом этапе ребёнок анализировал, что у него хорошо получается в группе, дома, в общении с другими людьми, и проговаривал, что можно сделать ещё лучше в следующий раз.

На этом этапе мы обсуждали «Как мы похожи и какие мы разные», проводились игры по выбору детей и проходила презентация книг каждого ребёнка «Это Я»! ( варианты оформления были разные: фотографии, рисунки, аппликации.)

Таким образом при помощи взрослого ребёнок научился быть инициативным, действовать самостоятельно и отвечать за свои действия перед собой и перед другими.

В конце учебного года проведена повторная диагностика личностного развития дошкольников, которая показала, что уровень инициативности, самостоятельности, ответственности – значительно повысился.

У дошкольников развились навыки саморегуляции эмоциональных состояний и поведения.

Психологом начальной школы было отмечено, что у этих детей при переходе к обучению в школе наблюдалась облегченная адаптация.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаТехнология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Готовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возрастаГотовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста Цель: Использование логических заданий и упражнений - это создание условий для повышения познавательной активности и развитие логического.

Игра для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возрастаИгра для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста В жизни ребёнка эмоции играют важную роль, они помогают ему воспринимать действительность, реагировать на неё, чувствовать и понимать.

Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.

Консультация «Польза ручного труда для развития детей старшего дошкольного возраста»Консультация «Польза ручного труда для развития детей старшего дошкольного возраста» "Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают.

Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ» Сегодня я представляла свой опыт работы по теме:«Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»,.

Подборка дидактических игр для развития эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Игровая деятельность предоставляет особые возможности для изучения и перестройки эмоциональной сферы детей. В частности дидактическая игра.

Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Актуальность Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектирование процесса личностного развития детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 5 декабря 2022 в 15:54
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектирование процесса личностного развития детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Инна ЮрьевнаБайдакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД