Боярчук Анастасия
Опыт работы «Проект как основа развития ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время система развития дошкольного образования испытывает существенные изменения. Активное проникновение научного прогресса во все сферы общественной жизни требует от воспитателя выбрать самые эффективные средства обучения и воспитания детей на основе современных методов и интегрированных технологий.
Дошкольное образование является первой ступенью общего образования ребёнка. Поэтому в последнее время в практике работы детского сада активно применяются инновационные технологии, методы и формы развития дошкольников. И как понять, какая из инновационных технологий более эффективна, что она даст ребёнку дошкольного возраста, чем она сможет помочь малышу в приобретении элементарных знаний и практического опыта.
Публикация «Опыт работы „Проект как основа развития ребенка“» размещена в разделах
По мнению многих коллег одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность.
В переводе с греческого проект – путь исследования, а от лат. projectus, букв. - брошенный вперед. Также под проектом можно понимать специально организованную взрослым и выполняемую детьми совокупность действий, завершающуюся созданием творческих работ.
Проектная деятельность – это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт.
Известный учёный А. Эйнштейн сказал в своё время: «Сами дети любят искать, сами находить. В этом их сила. Они всегда чувствуют себя «колумбами», не устают удивляться многочисленным чудесам живой жизни…». Свободу и возможность познать себя, на мой взгляд, предоставляет проектная деятельность, позволяющая ребенку не ощущать «давления» со стороны взрослых.
Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу как в условиях детского сада, так и семьи. Тема эта весьма актуальна по ряду причин.
Во-первых, помогает ребенку получить ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, развитие интереса к достижению желаемого результата.
Во-вторых, способствует поиску новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах.
В-третьих проектная деятельность помогает развивать познавательную инициативу.
Основа проектного метода состоит в организации развития самостоятельности у детей в процессе исследовательской, познавательной, продуктивной деятельности, с помощью которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.
В настоящее время проектная деятельность органически вошла в образовательный процесс нашей дошкольной организации. На протяжении учебного года мною планируются и реализовываются проекты с различной тематикой и социальной значимостью.
Это проекты :
• творческие «Дружба народов», «День защитника Отечества», «Крепка семья – крепка Россия» (оформление результата в виде детского праздника);
• информационные «День народного единства», «Моя семья», «Моя родная станица» (дети собирают информацию и реализуют ее);
• ролевые «Айболит», «Мой детский сад», «Больница» (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки, решают по-своему поставленные проблемы);
• исследовательские «Удивительный мир часов», «Снег-снежок», «Чудеса из мыла» (дети экспериментируют, а затем результат оформляют в виде газеты, драматизации).
Каждый мною разработанный проект требует четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата.
Моя задача – сформулировать проблему, осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательно-исследовательской деятельности. Для себя я определила практический способ введения детей в тему проекта, который связан с использованием моделей «трёх вопросов» : Что знаю? Чего хочу узнать? Как узнать?
В практической части проекта осуществляется конкретная работа с детьми, взаимодействие со специалистами ДОО (если это необходимо, сотрудничество с родителями. Для этого проводится работа по созданию условий, необходимых для реализации проекта. Прежде всего это правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда. Создавая развивающую среду в своей группе, всегда стараюсь учитывать возраст детей, их потребности. А самое главное, чтобы у ребенка был выбор, где и с кем ему играть. Для познавательно-исследовательских проектов подбираю специальные дидактические и развивающие игры, создаю презентации, готовлю разнообразные атрибуты и материалы для исследований и опытов и т. д. Все это находится в доступном для детей месте, безопасно и эстетично оформлено.
Решая различные познавательно-практические задачи, мои воспитанники приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции, удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых - порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждает к новому поиску знаний.
В нашем детском саду есть специалисты, к которым можно обратиться в процессе работы над проектом. В зависимости от темы, направления, проблемы, они помогают в осуществлении поставленных целей и задач. Во взаимодействии со специалистом мы даем возможность детям повысить самостоятельную активность, развивать творческое мышление, помогаем разными способами находить информацию об интересующем предмете, а так же делаем образовательную деятельную систему открытой для участия родителей.
Благодаря участию родителей в проектной деятельности у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, наблюдается значительное продвижение в развитии. Дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым.
Важно, чтобы проект сопровождала презентация, с помощью показа дети лучше усваивают полученную информацию. В ходе показа презентации у детей раскрывается творческий потенциал, ребята находят применение знаний, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности.
По итогам реализованного проекта, мною составляется отчет о проделанной работе. Определяю, что нового для себя узнала, какие пути решения проблемной ситуации нашли вместе с детьми, удалось ли мне обеспечить в целом благополучный климат в группе.
Подводя итог, можно смело сказать, что проектная деятельность является основой развития ребёнка, которая расширяет кругозор маленького исследователя. Ребенок испытывает чувство гордости, учится анализировать, планировать, ставить определенные цели и находить желаемый результат. Через проектную деятельность развиваются не только интеллектуальные, но и коммуникативные навыки: речь, общение, чувство взаимопомощи, а также фантазия, чувство прекрасного. Работа над проектом способствует и моему развитию, как воспитателя, т. к. и для себя я открываю новые знания и инновационные технологии, постоянно занимаюсь самообразованием. Кроме того и родители воспитанников понимают значимость проводимой работы, активно включаются в проектную деятельность, тем самым создают радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
Используемая литература:
1. Виноградова Н. А. «Образовательные проекты в детском саду». Пособие для воспитателей. М. : Айрис-пресс, 2008.
2. Веракса Н. Е. «Проектная деятельность дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика-синтез, 2008.
3. Золотухина А. А. «Проектная деятельность в воспитании детей дошкольного возраста»(предметная область «Художественно-эстетическое развитие»)
4. Киселева Л. С. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» — М. : АРКТИ, 2003.
5. Тимофеева Л. Л. «Проектный метод в детском саду». «Мультфильм своими руками». — СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011.
6. Штанько И. В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» .Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004.