Ксения Русских
Приёмы сочинения танцевальных композиций в дошкольных образовательных учреждениях
▼ Скачать + Заказать документы
«Приёмы сочинения танцевальных композиций в дошкольных
образовательных учреждениях».
В дошкольных образовательных учреждениях хореографию, как самостоятельную дисциплину не преподают. Как правило - это синтез двух дисциплин: хореографии
и ритмики.
Большую помощь в достижении музыкальности ребёнка в танце оказывают ритмические
упражнения‚ разучивая и исполняя которые ‚ дети знакомятся со средствами музыкальной
Публикация «Приёмы сочинения танцевальных композиций в дошкольных образовательных учреждениях» размещена в разделах
выразительности. Основой хореографической подготовки детей дошкольных учреждениях
является изучение танцевальных упражнений или движений классической системы танца.
Эти упражнения и движения последовательны ‚ имеют определённую форму‚ тренируют мышцыдетей, придавая им лёгкость и непринуждённость в исполнении танцевальных
композицийВ хореографии закон классического балета гласит, что драматургия «то есть
хореографический текст»и режиссура слиты воедино, если меняется хореографический
текст то меняется и режиссура. Большой ошибкой является отрыв хореографииот
режиссуры хореография -это не вербальноеискусство «не речевое», хореографический
текст передаётся через пластику тела, танцевальныерисунки.
Для того что бы сочинить балет‚ танец, или какую- либо танцевальную композицию
необходимо знать ключ к сочинению танца, «ключ к сочинению танца это символическая
образная идея, позволяющая с образной выразительностью и ясностью донести основную мысльдо зрителя во всех структурных частях и в целом сочинении».
«Ключ» к сочинению танца - этохудожественный приём решения через символику условности,через метафору, через «ключевоеслово».
Удачно найденный «ключ» к сочинению танцевальной композиции позволяет открывать
логические ‚ творческие, двери сюжета и целом замысла. «Ключ» к сценическому произведению-это те правила игры ‚ по которым развивается и живёт действие на сцене,
и которыевоспринимает зритель. Вот несколько примеров «ключевого решения» хореографическихпроизведений.
1. Как решить вопрос перемещения героев на сцене? «часы — которые можно остановить
или переводить стрелки вперёд, назад».
2. Как решить вопрос перемещения героев на сцене? «перелистывать страницы книги».
3. Что может быстро менять обстановку? «волна».
Приёмом оживления событий могут быть? «ожившие гобелены, фрески ‚картины,
скульптуры».
Таким образом каждому сочинению нужны свои «ключевые символы».
Пример: японский танец «бабочки», «ключевые символы» : веера используем‚ как
Крылья, жёлтая хризантема‚ как символ Японии.
Приёмы развития движений : одно и то же движение можно разнообразить исполнить его
на полу пальцах, в прыжке в приседании ‚ на целой стопе и т. д.
Приём развития танцевального текста : смена ритма танца, рисунка танца ‚ смена музыки
или мелодии танца, смена персонажей, смена трюков, ит. д.
Балетмейстер сочиняя танец, задаёт два «ключевых вопроса» что? и как? И через них
находит образы всех компонентов будущего произведения. «Героев, танцев,сценографии».Без образности не художественности. Чтобы ‚ к примеру, показать в танце
образ цветка, хореограф составляет анкету, куда вписывает все предполагаемые данные
об этом цветке:
1. Название цветка;
2. Форма (внешний вид);
3. Цвет;
4. Условия его среды (лес, поле, горы, болота, песок);
5. Национальность (страна ‚ запад ‚восток ‚ север ‚ юг);
6. Возраст (младенчество, юность, зрелость, старость};
7. Время действия (утро, день ‚ вечер, ночь};
8. Место действия (горшок, теплица ‚ букет);
9. Музыка (характер, пластичность, темпо - ритм ‚ темперамент);
10. Окружение (другие действующие лица);
11. Противодействующие силы (ветер, жара, бурьян, снег);
12. Одежда (костюм ‚ причёска ‚ обувь.).
Таким образом ‚ вырисовывается тот типаж ‚ через который автор передаёт определённую
мысль‚ идею. Для того чтобы зритель не разгадывал танцевальные ребусы‚ хореографическоепроизведение должно нести образ. Работая над образностьюбудущего
танца, автор подбираетдесятки, сотни сравнений, которые могли бы соответствовать
предполагаемому образу‚ егоповедению темпераменту внешнему облику ит. д. ,в процессеработы всё время задаётся вопросычто? и как? сюда входят различные качества
(рост, объём, цвет, манера двигаться, одеваться,характерные черты поведения,резкость,
плавность и т. д.). Каждая новая тема, идея, рождаетсвой приём, «ключ»‚ всё зависит от мышления автора.
Практическое занятие.
Танцевальные композиции :
1. Вальс «Фигурное катание».
2. Вальс «Метель».
3. Танец «Как на тоненький ледок».
4. Танец «Финская полька».
5. Танец «В новогоднем лесу».
6. Танец «Скоморохи».