Евгения Прокудина
Консультация «Приучение детей к дисциплине и эмоциональной саморегуляции»
▼ Скачать + Заказать документы
Дисциплина - это система правил, ритуалов, традиций, отношений в коллективе, формирующая у ребенка чувство безопасности и принадлежности к группе и способствующая его гармоничному развитию.
Дисциплина в детском саду — это основа спокойствия и порядка в группе.
Дисциплина нарушается тогда, когда затрагиваются свободы другого ребенка или детей. Не поделили игрушку, не хотят выполнять задание, медленно одеваются на прогулку, отвлекаются во время еды — причин может быть масса.
Публикация «Консультация „Приучение детей к дисциплине и эмоциональной саморегуляции“» размещена в разделах
Дисциплина на занятии проявляется в умении педагога привлечь к себе и удерживать внимание детей, в том числе и за счет организации их собственной деятельности
Наличие дисциплины в группе детского сада способствует:
-профилактике межличностных проблем, установлению положительных отношений, сотрудничества между детьми и взрослыми;
-формированию у детей умений решать или предотвращать проблемы, принимать правильные решения и нести за них ответственность;
-развитию ребенка как личности — формированию лучшего мнения о себе, уверенности, умения полагаться на внутренний контроль и собственные правила.
Наличие дисциплины делает жизнь детей более понятной, предсказуемой и безопасной, а значит, достигнуть целей дошкольного образования становится легче.
В младшей группе они под влиянием интереса к специально созданной педагогом ситуации проявляют сдержанность, организованность (осторожно встают со стульчиков и убирают игрушки перед сбором на прогулку, чтобы не разбудить куклу, стараются самостоятельно, не отвлекаясь, одеться, чтобы порадовать Петрушку, и т. д.) Способствуя накоплению детьми опыта поступков, соответствующих правилам поведения, педагог добивается, чтобы эти необходимые способы поведения закреплялись, становились более осознанными, устойчивыми, проявлялись как под его наблюдением, так и произвольно.
Детям среднего дошкольного возраста тоже следует неоднократно напоминать новое правило, так как у них слабо развит самоконтроль. Организуя опыт поведения детей, соответствующий принятым правилам, важно обеспечить единство педагогических требований.
Старшие дошкольники в результате формирования дисциплинированного поведения способны к выбору нужного действия, к таким рассуждениям, как «Хочу, но нельзя, и потому должен отказаться от своего желания»; «Не хочу, но надо, и потому должен выполнить порученное дело».
Условия формирования и поддержания дисциплины в группе :
Обсуждение в микрогруппах
Культура общения воспитателя и родителей. Умение воспитателя использовать
вместо замечаний совет, а порой шутку, тактично исправить допущенное нарушение, интерес к детским начинаниям, стремление их поддержать, доверие и ласка - все это непременные условия того, чтобы у детей росло доверие к нему, желание с ним общаться, подчиняться его распоряжениям, с готовностью откликаться на каждую просьбу. Такой педагог пользуется большим авторитетом у детей. Они стремятся получить его одобрение, а более холодное обращение, некоторая строгость во взгляде в ответ на нарушение дисциплины заставляют виновника ощутить не обиду, а недовольство собой, побуждают поскорее исправить допущенную оплошность, попросить извинения за проступок. Дети подражают авторитетному воспитателю, переносят во взаимоотношения со сверстниками его ласковый тон, тактичность.
Правильная организация развивающей предметно-пространственной среды, в которой находятся дети. Подбор игрушек, разнообразных материалов, пособий и оборудования для труда, соответствующих возрасту детей, их интересам и содержанию накопленных знаний, умений и представлений об окружающем, удобная расстановка мебели, продуманный порядок размещения игрового материала, наличие игрушек, способствующих объединению детей в коллектив — все это создает условия для развертывания разнообразной деятельности, увлекает дошкольников, позволяет им играть, трудиться, находить занятия по интересам и тем самым предупреждает срывы в поведении. Это воспитывает у детей стремление к постоянной занятости, организует их жизнь, положительно отражается на формировании у них дисциплины.
Четкое осуществление режима позволяет поддерживать у дошкольников уравновешенное состояние, своевременно переключать их от одной деятельности к другой, не допуская переутомления, чередовать часы активной деятельности и отдыха. Находясь в уравновешенном состоянии, дети спокойнее реагируют на вмешательство сверстников в их деятельность, положительно воспринимают советы, а порой и замечания педагога, исправляют допущенные ошибки, легко переносят обиду, быстрее успокаиваются, т. е. четкое проведение режимных моментов, в т. ч. систематическая и последовательная организация НОД, дисциплинирует ребенка. Четкий режим позволяет формировать стереотип поведения. Дети постепенно усваивают последовательность и относительную продолжительность режимных отрезков, организуют самостоятельную деятельность, учитывая время, а также следующий режимный момент. Так, между занятиями организуют подвижные игры, а после дневного сна – продолжительные творческие коллективные игры, труд.
Наличие правил жизни группы, сформулированных доступно для их понимания, в форме указаний, а не запретов. Правила отражают аспекты поведения:
организационные (по лестнице идем друг за другом);
коммуникативные (помогаем, если у кого-то что-то не получается);
коммуникативно - организационные (если я тут играю, не убирайте).
Единство педагогических требований;
Формирование самоконтроля, как свойства личности.
Требования к правилам группы:
Четкость — правила должны быть четкими, разумными, соответствовать уровню развития ребенка, доступно его понимания в форме указаний, а не запретов. Например: «Любую вещь, которой пользовался, надо класть на место», «Входя в групповую комнату, надо поздороваться со всеми присутствующими в ней», «Надо вежливо обращаться с просьбой, благодарить за услугу» и т. д.
Без «не» — в формулировках необходимо избегать отрицательной частицы, доказано — мозг ее не воспринимает.
Эффективность — правило будет работать в том случае, если оно небольшое по объему и воспитатели также его придерживаются.
Количество — одновременно в группе действует не более 3–5 правил.
Согласованность — правила должны быть согласованными взрослыми между собой и детьми.
Тон обращения — требования, запреты сообщаются дружественно-разъяснительным тоном.
Альтернатива — к запрету предлагаются альтернативные способы поведения.
Повторяемость — введенные правила необходимо периодически повторять.
Наглядность — для усвоения правил используются плакаты с изображением определенных ситуаций. Когда они надежно приживутся в группе, плакаты можно убирать.
Не вступают в противоречие с важнейшими потребностями ребенка: в движении, познании, упражнении.
Воспитывая дисциплинированность, педагог постоянно усложняет требования к поведению детей, при этом он учитывает их опыт, уровень усвоения правил, а также способность сознательно регулировать свое поведение.
Технология ведения и соблюдения правил:
правила вводятся постепенно, поэтапно;
предпочтительно их введение в начале учебного года;
правила вводятся в специально отведенное для этого время;
правила должны быть четкими, с объяснением, почему нужно делать именно так;
правила демонстрируются воспитателем или ребенком (проигрывание);
правила периодически повторяются;
для иллюстраций правил используются плакаты с изображением соответствующих ситуаций, которые составляются вместе с детьми; если правила выполняются, плакаты убираются.
Главные принципы общения с ребенком — принять, понять, поддержать.
Почему дети нарушают дисциплину?
Психологами доказано, что потребность в признании, внимании – одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение - необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда ребенок понимает, что вы уважаете его, цените, что он вам интересен, если вы сообщаете ему это в приветливых взглядах, в выражении заинтересованности, в доброжелательной интонации. Ребенку подобные знаки принятия нужны как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же ребенок не получает знаков внимания ни дома, ни в детском саду, то у него появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, различные заболевания. Причины этого различны. Одной из основных является:
1. несогласованность требований к ребенку в детском саду и семье, отсутствие единства методов воздействия на него. Так, если кто- либо из родителей часто прибегает к угрозам, окрикам в случае непослушания ребенка или непоследователен в требованиях к нему (например, сегодня надо обязательно самому убрать постель, а завтра это делает бабушка и т. д, то воспитателю довольно сложно добиться положительного результата. Тут необходима неукоснительная требовательность, сочетаемая с поощрением ребенка, постоянный контроль за его поведением;
2. нарушение дисциплины может происходить с целью привлечения к себе внимания;
3. нарушение дисциплины с целью показать свою «власть» над воспитателем («Вы мне все равно ничего не сделаете»);
4)дети нарушают дисциплину и в случае утомления, длительных ожиданий, в начальный (скрытый) период заболевания, поэтому педагогу необходимо учитывать состояние детей, своевременно переводить их от одной деятельности к другой;
5) нарушение дисциплины может также происходить вследствие того, что ребенком руководит мотив «избегания неудачи».
Принятие – безусловно положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности, признание его уникальности независимо от того, радует он в данный момент взрослых или нет. Безусловно принимать ребенка – значит ценить его не за то, что он красивый, умный, способный, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что, он есть!
Экспресс-опрос какие методы принятия используют педагоги (верно – не верно)
Язык принятия:
Контакт глаз, приветливый взгляд Игнорирование, строгий взгляд
Позитивные телесные контакты (поглаживание, прикосновение) Негативные телесные контакты (отталкивание, одергивание, физические наказания, угрожающие или игнорирующие позы)
Доброжелательные, приветливые интонации Негативные, грубые, нравоучительные интонации, окрик
Приглашение к совместной деятельности, выражение заинтересованности Отказ от общения и совместной деятельности, игнорирование, равнодушие
Улыбка Жесткая мимика
Одобрение, похвала, комплимент Негативные оценки, подчеркивание неудачи
Позиция «рядом», «вместе» с ребенком Позиция «над» ребенком
Поддержка в трудной ситуации Критика, подчеркивание неудач, высмеивание
Оценка поступка «Мне жаль, что ты не захотел поделиться игрушками»Негативная оценка «Ты очень жадный мальчик»
«Временный язык» («Сегодня у тебя это задание не получилось») «Постоянный язык» («У тебя никогда ничего не получается как следует»)
Сравнение ребенка с самим собой, положительные оценки
Сравнение ребенка с другими детьми, обсуждение поведения ребенка в присутствии других, негативные оценки.
Ласковые слова Оскорбления, насмешки, упреки, негативные высказывания.
Просьба Команды, приказы
Обращение по имени, использование ласковых форм имени Обращение по фамилии, придумывание «прозвищ»
Опоры на сильные стороны ребенка Подчеркивание «промахов» ребенка
Заключение ВАЖНО ПОМНИТЬ: Любое неадекватное поведение ребенка – это защита от нелюбви. Энергетика ребенка слаба, она требует подпитки в виде внимания, признания, и, если этого не хватает, он «добирает» внимание к себе другими способами.