Гульнара Иманбаева
Особенности составления репертуарного плана по дисциплине «Основы дирижирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос о значении и об особенностях составления репертуара по дисциплине «Основы дирижирования». Выдвигаются задачи педагога на уроке дирижирования и основные требования к подбору репертуара, предлагаются основные критерии сложности произведения и принципы планирования учебного материала.
Публикация «Особенности составления репертуарного плана по дисциплине „Основы дирижирования“» размещена в разделах
Abstract : this paper considers the question about the meaning of specialities of repertoire’s compilation by discipline “the basics of conducting”. We propose teacher’s objective for conducting lessons and basic requirements to selection of repertoire. We suggest main criteria of difficulty composition and principles of educational material’s planning.
Дирижёр – достаточно сложная и многогранная профессия. Дирижирование (от нем. dirigieren, франц. diriger - направлять, управлять, руководить; англ. conducting) - один из наиболее сложных видов музыкально-исполнительского искусства; управление коллективом музыкантов (оркестром, хором, ансамблем, оперной или балетной труппой и т. д.) в процессе разучивания и публичного исполнения ими музыкального произведения, осуществляется дирижёром.
Дирижёр обеспечивает ансамблевую стройность и техническое совершенство исполнения, а также стремится передать руководимым им музыкантам свои художественные намерения, раскрыть в процессе исполнения своё истолкование творческого замысла композитора, своё понимание содержания и стилистических особенностей данного произведения. В основе исполнительского плана дирижёра лежит тщательное изучение и максимально точное, бережное воспроизведение текста авторской партитуры.
Обучение дирижированию таит в себе много своеобразных сложностей. Дирижирование представляет собой совершенно особый вид музыкального искусства, оно имеет свою специфику. Его главное и принципиальное отличие заключается в том, что дирижер сам не извлекает ни единого звука, не отражает независимо от его воли реального звучания, а воплощает слышимый им звуковой образ сочинения через коллектив музыкантов-исполнителей, он направляет и передает своему коллективу те или иные творческие предназначения. Это отличает технику дирижирования от техники любого другого музыканта-исполнителя.
Современное дирижирование требует от дирижёра широких знаний в области музыкальной литературы, основательной музыкально-теоретической подготовки, высокой музыкальной одарённости - тонкого, специально тренированного слуха, хорошей музыкальной памяти, чувства формы, ритма, а также концентрированного внимания. Дирижёр должен быть чутким психологом, обладать даром педагога-воспитателя и определёнными организаторскими способностями.
В процессе обучения хоровому дирижированию, студенты музыкальной специализации Аксуского колледжа отделения культуры, получают знания и навыки, позволяющие им проявить себя в различных областях музыкальной деятельности. Наши выпускники работают в качестве руководителей и хормейстеров в самодеятельных хоровых коллективах, руководят детскими хорами и ансамблями, поют в хорах и ансамблях, преподают урок музыки в общеобразовательных школах. Какие же задачи стоят перед преподавателем, воспитывающих юных дирижёров? Их множество, рассмотрим некоторые их них:
• воспитание культурного эрудированного музыканта, способного к самостоятельной творческой активной работе;
• воспитание интереса и любви к дирижерской деятельности;
• пробуждение любознательности и определение ориентиров для накопления знаний, которые помогут молодому дирижёру со временем стать высококвалифицированным специалистом;
• воспитание воли к творческой победе, трудолюбия, дисциплинированности, чувства ответственности;
• развитие музыкальных способностей и творческой личности с опорой на индивидуальность каждого студента;
• умение подбирать репертуар для хоровых коллективов, различных возрастных групп, опираясь на принципы подборы репертуара;
• умение самостоятельно дирижировать, выбрать необходимый дирижерский жест для произведений различной степени сложности.
После колледжной подготовки многие студенты часто не осведомлены или имеют слабое представление о проблемах дирижерского искусства. Именно поэтому хотя начинающий дирижер уже имеет определенные задатки и способности, его надо воспитывать (дирижерами не рождаются, надо научить понимать сложный механизм взаимодействия дирижера и коллектива, природу техники дирижирования, направить ученика на поиск своих технических и выразительных средств дирижирования, выработать свою манеру, индивидуальные приемы и навыки дальнейшей самостоятельной деятельности.
Начиная с первых дней обучения на занятиях по дирижированию необходимо стремиться к тому, чтобы урок был комплексным, а не сводился только к изучению технических приёмов дирижирования. Воспитание самостоятельности, раскрытие и развитие индивидуального дарования студента-музыканта – одна из важнейших задач преподавателя. Урок должен включать следующие виды работы: игру партитуры на фортепиано (отдельно по голосам и партитуру в целом, пение голосов, разбор партитуры, само дирижирование, аудио и видео прослушивание изучаемых произведений по необходимости.
Учебный материал по курсу «Дирижирование» планируется в начале каждого семестра индивидуально для каждого учащегося, в зависимости от музыкальных данных и степени подготовленности студента. При составлении такого плана важно, чтобы репертуар, был разнообразным, разно жанровым и способствовал расширению знаний, дирижерских навыков и умений студентов и музыкальный кругозор в целом. Каждое хоровое изучаемое произведение, должно нести что то новое в освоении техники дирижирования.
Рассмотри вопросы репертуара, который является важным в освоении техники дирижирования. Репертуар (от лат. repertorium — список, опись) — совокупность произведений, исполняемых на концерте или изучаемых в процессе занятий. Правильный подбор репертуара — важное условие успешной деятельности на уроке. Репертуар должен быть художественно ценным, соответствующим творческому направлению, разнообразным и интересным, полезным в педагогическом отношении. Составляя репертуар, необходимо ориентироваться на будущую деятельность студента, выбирать те произведения, которые пригодятся ему в будущей дирижерской деятельности и на производственной практике в работе с коллективом.
В учебный репертуар студента необходимо включать произведения казахской, русской и зарубежной классики, песни советского периода, различные народные песни, детские песни. Очень важно, чтобы учащийся за время обучения освоил самые разнообразные хоровые произведения. При отборе произведений нужно так же учитывать, что в плане должны быть произведения без сопровождения и с аккомпанементами из школьного репертуара для подготовки к производственной практике. Необходимо постепенно повышать степень трудности произведений, для развития самостоятельности учащегося.
При составлении репертуарного плана, так же следует координировать репертуар хорового класса, находится в тесном контакте с преподавателем руководителем хора. Необходимо разучивать произведения, которые исполняет сводный или учебный хоры колледжа, чтобы попробовать себя в роли дирижера уже практически. Эти практические пробы развивают дирижерские умения и навыки учащихся, каждый учащийся может ощутить на своем примере особенности дирижерской профессии. Для творческого самовыражения, повышения самооценки и мотивации обучения, студенту можно предложить выступить публично в роли дирижера хора на мероприятии колледжа.
Правильно составленный репертуар непременно развивает художественный вкус учащихся и по мере овладения ими техникой дирижирования постепенно формирует их творческий облик. Исходя из этого при планировании учебного репертуара учитываются достоинства и недостатки учащегося, особенности его дирижерского аппарата и темперамента, наличие воли, степень подготовленности по музыкальному инструменту, по элементарной теории музыки, его отношение к занятиям по дирижированию, успехи в развитии музыкальных способностей.
Далее хотелось бы рассмотреть основные критерии, по которым можно судить о сложности того, или иного сочинения:
• чередование метрических схем дирижирования (простых, сложных, смешанных и переменных размеров);
• смена темпа или смена ритма;
• смена характера произведения;
• разнообразие динамики;
• наличие разнообразных видов фермат;
• наличие пауз, акцентов и т. д;
• показ «вступлений» и «снятий» (простых, дробленных и т. д.);
• объем хорового произведения;
• сложность тонального плана произведения;
• фактура изложения (гармонический или полифонический склад);
• одночастность или многочастность строения.
Обычно, в репертуаре одного учащегося должно быть 2 сложных, 2 средних, 2 легких детских произведения в семестр с сопровождением и без сопровождения. В репертуар учащегося, так же могут входить произведения которые учащийся разбирает и учит самостоятельно. Степень сложности произведения, для каждого определяет преподаватель, учитывая индивидуальные способности и музыкальную подготовку студента.
Методически правильно составленный план индивидуальной работы с учащимися, т. е. план в котором учебный материал спланирован с учетом учебных, воспитательных, образовательных и развивающих задач (развитие эмоциональной эрудиции, памяти, эмоциональной сферы, приобретение новых технических навыков и т. д., делает успешным весь учебно-воспитательных процесс в классе хорового дирижирования.
Обобщая сказанное, сформулирую основные принципы планирования учебного репертуара по классу дирижирования :
1. Содержательность, разножанровость и художественная ценность музыкального материала;
2. Разнообразие хоровой литературы по тематике, стилю, жанру и т. п. ;
3. Соблюдение последовательности формирования музыкального развития учащихся;
4. Принцип от простого к сложному, т. е. постепенный переход от простых, легких произведений к более сложным;
5. Содержание произведений должны быть доступными и актуальными для понимания обучаемыми.
6. Принцип опережения или перспективность материала, что способствует творческому развитию учащихся;
7. Доступность произведений, соответствие уровню владения учащимися дирижерской техники;
8. Методическая и профессиональная направленность учебного материала;
9. Принцип развития познавательного интереса учащегося;
10. Практическая ценность получаемых знаний (т. е. возможность их использования на практике и в будущей педагогической дирижерской деятельности).
Литература:
1. Анисимов А. И. «Дирижер-хормейстер. Учебное пособие» изд. «Планета музыки» М. 2017
2. Безбородова Л. А «Дирижирование. Учебное пособие» изд. «ФЛИНТА» М. 2017
3. Н. А. Колесникова «Основы теории и методики обучения дирижированию» изд. ВлГУ 2012