Ольга Митина
Приобщение дошкольников к миру искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Слово театр – греческого происхождения. В греческом языке оно означает место зрелища, да и само зрелище. Театральное искусство возникло очень давно, на заре человеческой культуры и развивалось вместе с жизнью самого человечества.
И все же театр рождается для каждого из нас как бы заново. Когда мальчишки играют в «космонавтов» или «танкистов» - разве это не спектакль, не представление? Если девочки рассаживают своих кукол и ведут с ними длинные разговоры – не маленький ли это театр, где у каждого своя роль?
Публикация «Приобщение дошкольников к миру искусства» размещена в разделах
Один из главных элементов театрального искусства – игра. С нее все и началось. Младенчеством театра стали игры и обряды первобытных народов. В этих играх появились и первые «действующие лица» добрые и злые силы.
Местом рождения драматического театра можно считать Древнюю Грецию. Интересно, что уже в те далекие времена – 25 столетий назад театр обратился к важнейшим сторонам жизни, к утверждению высоких чувств человека: честности, благородства, товарищества и т. д.
В России, как и в других сторонах, появление национального театра было связано с народными играми и обрядами. В ХI веке на Руси появились скоморохи – бродячие актеры, комедианты. В течении нескольких столетий они устраивали свои представления прямо на улицах, площадях, ярмарках. Что они играли? Разыгрывали маленькие смешные сценки собственного сочинения, пели забавные песенки, показывали акробатические номера, дрессированных животных. Театр здесь отчасти сливался с цирком. Скомороший театр окончил свое существование в 1648 году, когда царь Алексей Михайлович запретил выступления бродячих актеров. Но можно ли запретить существование театра? Конечно нет. Специфическое искусство продолжало жить. Вскоре актер Федор Волков организовал в Ярославле театр (середина XVIII в.). Затем императрица Елизавета Петровна решила создать публичный театр в Петербурге. Небывалый рассвет русского национального театра связан с эпохой, которую мы называем «Пушкинской».
Затем появился советский театр. Он вот уже более семи десятков лет развивается во многих направлениях.
На его сценах ставятся трагедии, драмы, комедии, спектакли для детей и юношества. Искусство театра, в отличие от других искусств, живое искусство и т. д.
Театр – школа жизни – так говорили о нем из века в век.
Необходимость приобщения дошкольников к миру искусства обусловлена, многими факторами, в том числе и тем, что одной из граней окружающего нас мира является культура, концентрирующая идеи и чувств людей разных исторических эпох, отражающая и оценивающая их представления о красоте, добре, истине.
Долгие годы дети в дошкольных учреждениях были изолированы от серьезного «взрослого» искусства. Лишь в последние годы представители различных наук (педагогической, психологической, искусствоведческой, а также педагоги-практики обратили серьезное внимание на эту проблему. Было доказано, что дети дошкольного возраста обладают значительными потенциальными возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства (Н. Ветлугина, Л. Выготский, Т. Комарова и др.).
Кроме того, все большее внимание специалистов привлекают не отдельные виды искусства, а художественная культура в целом, как сильнейший эмоциональный фактор и как среда формирования личности ребенка, что нашло отражение в различных концепциях и программах дошкольного воспитания и образования. Художественная культура поистине является феноменом педагогического процесса, выражая общечеловеческие ценности и своеобразие национального менталитета и отражая весь окружающий нас мир (природу, социальную жизнь, внутренний мир человека и др., она оказывает огромное влияние на формирование духовной жизни ребенка, развитие его интеллекта и эмоций, потребности в общении и творческих способностей.
Искусству, как компоненту культуры, всегда отводилось одно из центральных мест в системе общечеловеческих ценностей, но если раньше его считали выразителем природной сущности человека, «игрой» его духовных и душевных сил, то для современных мыслителей характерно понимание культуры предметного существования художественно–творческой деятельности, раскрывающей «тайну» культуры, модель мира и человека в нем.
В настоящее время назрела необходимость создания интегрированной программы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, основой которой явился бы синтез трех видов искусства : живописи, музыки, литературы. Целью такой программы должны стать не знания, навыки и умения, а формирование субкультуры ребенка, понимаемой как единство его эстетических вкусов, нравственных позиций, познавательного развития. Необходимость взаимосвязанного использования различных видов искусства в эстетическом воспитании, определяется так же тем, что применительно ко всем видам художественно-творческой деятельности можно выделить общие психологические процессы, которые являются основой формирования различных видов творческой деятельности, развития творческих способностей ребенка. К этим же процессам относятся: 1) восприятие; 2) наглядно-образное мышление; 3) воображение;4) эмоционально-положительное отношение.
В связи с тем, что театральное искусство объединяет в себе различные виды искусств, и, соответственно, является самым подходящим для решения вопроса эстетического воспитания дошкольников московскими авторами Н. Ф. Сорокиной, А. Г. Милановой была разработана программа «Театр, творчество, дети».
Основная цель программы – это развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, пробуждает их к созданию новых образов. Важнейшим в театрализованных играх является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Выдающийся русский психолог Л. С. Выготский так говорил о роли творчества в развитии ребенка: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении». Т. о., репетиции, работа над этюдами не менее важны, чем спектакль. Надо стремиться к тому, чтобы театрализованные игры сохраняли непосредственность детской игры, основанной на импровизации. Поэтому не рекомендуется с детьми заучивать текст, позы, жесты движения. Театрализованная игра, нисколько не пострадает, если дети не точно произнесут реплику, менее удачно с точки зрения взрослых, выстроят мезосцены. Главное – это понимание смысла и атмосферы пьесы. Пусть дети на основе знания пьесы, придумают сами диалоги действующих лиц, найдут самостоятельно выразительные особенности для своего героя, используя мимику, позу, жест, песенные, танцевальные и игровые импровизации.
Для того чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления в различных видах деятельности. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать ребенка к музыке, театру, литературе, живописи. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достигнуть.
Список использованной литературы:
1. Художественная культура и искусство : Сб. ст. / Отв. ред. В. Е. Гусев. -Л., 2009.
2. Лихачев Д. С. Русское искусство : от древности до авангарда. – СПб. : Искусство-СПб, 2009. – 480 с.