Карабаева Ольга
Приобщение дошкольников к культурному наследию посредством изучения материалов о ВОВ
▼ Скачать + Заказать документы
В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своего города, малой родины, не могут различать народные промыслы.
Социальная ценность образования заключается в том, чтобы воспитать человека-патриота. Историческое знание и культурное наследие стали для нас важнейшими инструментами патриотического воспитания.
Публикация «Приобщение дошкольников к культурному наследию посредством изучения материалов о ВОВ» размещена в разделах
Культурное наследие — часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое. Любовь к родному краю, знание его истории - основа духовной культуры всего общества.
Изучив методическую и историческую литературу, мы подумали, что целесообразно показать детям и о чем рассказать, особо выделив то, что стало одной из самых значимых тем в советском искусстве — литературе, живописи, кино….Мы провели работу по сбору информации о памятниках Великой Отечественной войны.
Одним из важных этапов развития личности ребенка является его всестороннее развитие и знание истории своей страны просто обязательно. Дети дошкольного возраста очень любознательны. Но интересны им могут быть далеко не все темы, а лишь те, которые имеют практическую значимость. Конечно, воспитатель или педагог должен уметь правильно подать материал, чтобы заинтересовать даже самых немотивированных детишек. Мальчишки и девчонки несколько по-разному воспринимают рассказы о войне: у мальчиков на примере героев формируется образец мужественности и смелости, у девочек – забота о близких, пострадавших. Повествования о подвигах и доблести советских людей способствует формированию у детей чувства гордости за свой народ, страну, развитию патриотизма, любви к Родине, стремлению походить на героев, защитивших нашу страну.
Необходимо осторожно и вдумчиво подойти к отбору содержания для изложения дошкольникам. Мы не говорим обо всех ужасах войны. Содержанием наших бесед являлись факты о жизни детей во время войны, ее сравнение с жизнью детей в мирное время. Это может быть разговор о том, что было голодно и маленький кусочек хлеба приходилось растягивать на целый день; о том, что дети не ходили в школы и детские сады, потому что они были разрушены; о том, что дети работали на заводах и заменили взрослых, ушедших на фронт; о том, что жить приходилось в землянках и подвалах, в которых было сыро, темно и холодно; о том, что часто дети и их родители жили в разлуке. При этом взрослый должен не просто сообщать факты, но обязательно акцентировать внимание на том, как важно сохранить мир и не допустить повторения войны.
Рассказывая о детях – героях войны, мы рассказываем, что героями были не только отдельные люди, но и целые города.
Всего в Кузбассе почетное звание «Город трудовой доблести и воинской славы» присвоено шести городам: Кемерово и Новокузнецк его получили в 2019 году, Анжеро-Судженску, Белово, Прокопьевску и Ленинску-Кузнецкому звание присвоено в 2020 году.
В годы Великой Отечественной войны людям, отличившимся в бою, командование вручало награды - ордена и медали. Ордена и медали могли быть вручены за то, что боец, находясь в загоревшемся танке, продолжал выполнять боевую задачу; за то, что в бою вывел из строя не менее двух танков или трех самолетов противника; за то, что солдат первым ворвался на территорию противника и личной храбростью помог успеху общего дела; захватил в плен вражеского офицера.
Кроме наград, погибшим возводили памятники. Мы с дошкольниками провели большую работу по сбору информации о них. Памятник является объектом культурного наследия и представляет историко-культурную и общественную значимость. По сути это главный памятник города. Все патриотические мероприятия, митинги, посвященные ВОВ, проходят здесь. В каждом городе, районе и поселке есть монумент, обелиск или памятник, на котором высечены фамилии тех, кто погиб, благодарю кому мы живем. Мы решили собрать со старшими дошкольниками информацию и оформить в книжках – панорамах: «Памятники Вов в России», «Памятники Вов в Кузбассе», «Памятники Вов в Прокопьевском районе».
Для воспитанников детского сада такие книги наглядно помогают осознать важность и глобальность событий, которые происходили в 1941 – 1945гг.
Монументы несут в себе не только память о мужестве и боли, но и являются мировым культурным наследием, представляя художественную ценность.
В своей работе мы определили систему образовательной деятельности:
-Создана развивающая предметно-пространственная среда, способствующая развитию у детей патриотических чувств.
- Проводится совместная работа с родителями направленная на нахождении информации о тех, кто являлся участником Великой Отечественной войны.
Нашей задачей было - воспитывать чувство любви и привязанности к своей стране, малой родине уважение и гордость за свой народ, его историю, культуру.
Решая эту задачу, мы использовали разнообразные формы и методы: беседы, игры-занятия, рассказы детей и взрослых, дидактические игры, чтение книг и изучение энциклопедий, рассматривание фотографий и иллюстраций. Образовательная деятельность по приобщению к культурному наследию родной страны просматривается в пяти образовательных областях.
Совестно с детьми были проведены: акции «Блокада Ленинграда», проект «Георгиевская лента», конкурс чтецов, выставки.
С коллегами мы ежегодно участвуем в конкурсах патриотической песни «О героях былых времен…», «Виктория», ведь песня во все времена помогала выжить, выстоять. Она отогревала и вдохновляла, придавала сил и мужества. В песнях живет история страны и судьбы ее героев.
«Без прошлого нет будущего»- гласит народная пословица.
Анализируя проведенную работу, можно сделать следующий вывод: Работа по приобщению дошкольников к культурному наследию родной страны необходима. Кроме этого формируем чувства причастности воспитанников к духовному наследию прошлого, настоящего и будущего. Пока нашим детям будет интересно культурное наследие родной страны, сохранится культура и быт великого русского народа!