Татьяна Красникова
Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры средствами музейной педагогики
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры средствами музейной педагогики
В современном обществе особое внимание уделяется изучению, сохранению и передаче народных традиций. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Успех, приобщение дошкольников к русской национальной культуре зависит от выбора форм и методов обучения и воспитания.
Публикация «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры средствами музейной педагогики» размещена в разделах
Одной из инновационных технологий в сфере личностного воспитания детей является музейная педагогика. Она создает условия погружения личности в специально-организованную предметно-пространственную среду.
Сегодня мы говорим о музее, как об одном из средств развития интереса к на родной культуре и традициям детей дошкольного возраста.
С помощью музейной педагогики можно помочь детям сориентироваться в сложном мире культуры, расширить знания и представления о мире и о самом себе, осознать себя наследником не только своей, но и других культур.
Понятно, что не всегда и не у всех есть возможность посещать музеи. Вы знаете, что в нашем городе есть музей и краеведения, музей медицины, Дом –музей Асеевых и другие. Но дети, да и большинство взрослых не посещали его ни разу. В этом случае на помощь приходит организация мини-музеев в дошкольном учреждении.
Цель создания мини-музеев - обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями; подготовка юного поколения к взрослой жизни через реализацию направления «музейная педагогика» и с помощью музейных средств, приобщение детей и их родителей к музейному искусству.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, поэтому собственно их и называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определённую ограниченность тематики.
Задачами мини-музея являются :
Воспитание уважения к нашим предкам, их труду и быту,
к народным ценностям, к родной земле, любви к родному краю,
воспитание уважительного отношения к историческому прошлому, формирование опыта работы с музейными экспонатами, коллективное общение,
воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям гостеприимства, развивать интерес к русскому фольклору.
Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.
1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:
родительские собрания;
консультации
индивидуальная работа.
2 этап. Выбор помещения.
Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.
3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.
4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:
оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;
наличие детской мебели для проведения игр, занятий;
соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.
5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.
6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики
7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.
8 этап. Открытие мини-музея с приглашением детей и их родителей.
По своей тематике мини-музеи могут быть разнообразными: фольклорные, исторические, краеведческие, литературные, географические, природы, искусства и т. д.
На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т. е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
При создании мини-музея необходимо учитывать следующие моменты:
в мини-музее могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники и ценные экземпляры;
небольшие размеры экспозиции;
определенная ограниченность тематики;
участие в их создании детей и родителей;
в обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции.
в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно.
Формы организации детской деятельности в мини-музее :
Занятия – экскурсии
Занятия с элементами игры и творческими заданиями
Исследовательская деятельность
Игры-развлечения
Игры-путешествия
Интеллектуально-творческие игры
Игры по сюжету литературных произведений
Продуктивная деятельность
Возможность смены экспозиции
Мини-музей - это «живой организм», где постоянно должна вестись поисковая работа.
И организовывая эти виды деятельности с детьми, необходимо учитывать принципы, с учетом которых ведется работа мини-музея.
Принцип доступности: дети могут трогать экспонаты, изучать их, играть с ними;
Принцип интеграции. Музей - это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности, которые тесно связаны между собой. Содержание мини-музея, как правило, позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей и фольклором, природой и культурой и т. п.
Принцип деятельности и интерактивности напоминает о том, что мини-музей должен предоставлять ребенку возможность реализовать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу
Принцип природосообразности - при организации мини-музеев необходимо учитывать психофизиологические особенности детей разного возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка.
Принцип научности - экспонаты должны достоверно отражать заявленную тему, объяснять различные процессы, явления на доступном и одновременно научном уровне.
Принцип партнерства - мини-музей детского сада является результатом сотрудничества взрослых и детей.
Принцип культуросообразности предполагает, что мини-музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям
Принцип динамичности и вариативности. Мини-музей в детского сада периодически меняется - по тематике, экспонатам, содержанию уголков для самостоятельной и игровой деятельности и т. д.
Принцип разнообразия - независимо от темы мини-музея, его экспонаты должны быть разнообразными по форме, содержанию, размерам и
Принцип экологичности и безопасности. В оформлении мини-музея преобладают экологически безопасные для здоровья ребенка материалы, в том числе природного происхождения, и оформление мини-музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности дошкольника.
Важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). Большое значение уделяется обзорным и тематическим экскурсиям, организации выставок. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
Такая работа помогает решить следующие задачи:
выявление творческих способностей детей;
расширение представлений о содержании музейной культуры;
развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Правила поведения в музее.
Экспонаты в мини-музее разрешается трогать руками;
Экспонаты нужно возвращать на место и ставить красиво и аккуратно;
Экспонаты нельзя ломать и забирать домой;
Можно и нужно: задавать вопросы об экспонатах, составлять рассказы и сочинять истории;
Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами и творческими работами.
Создание атмосферы национального быта.
Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного. Детей должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.
Только прикасаясь к настоящим предметам старины, дети чувствуют свою принадлежность к истории своей семьи. Только предметы, сделанные руками его далёких предков, донесут до сознания ребёнка представления о жизни в далёком прошлом.
Фольклорные мини-музеи Они могут называться по-разному: «Русская изба», «Музей народной культуры», мини-музеи «Народной куклы», «Национального костюма». Тематика этих музеев отражает культуру, быт, традиции разных народов.
Исторические мини-музеи позволяют детям не просто услышать об истории своей страны, края, но и «увидеть» ее благодаря различным экспонатам. Например, мини-музей, посвященный истории страны; мини-музей государственной символики, музей, посвященный определенному историческому событию; истории родного края; истории одного предмета (часов, хлеба, книги, кукол).
Краеведческие мини-музеи Краеведческие мини-музеи состоят из экспозиций, посвященных родному краю. И многие другие
Музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого, по-прежнему остается уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры, а музейная педагогика со своими методами и средствами способна усилить воздействие музея на любознательную душу ребенка. Дети могут не только созерцать, но и проживать в этом быту, когда проводятся посиделки, изучаются обряды, занимаются рукоделием.
Предметы народной старины помогают дошкольниками вживаться в народную культуру, сформировать способность прогнозировать изменения предметов. Это важно, когда даются знания исторического характера, отражающие взаимосвязь культур в разные исторические эпохи.
Всякая вещь хранит отпечаток личности мастера, создавшего ее, и хозяина, пользовавшего ею, а значит, отпечаток душ людей.
Все музейные экспонаты создают своеобразный диалог между прошлым и настоящим, и будущим, они наполняют сердца ребят добрыми впечатлениями о прошлом, приобщают их к культурным ценностям, воспитывают в дошкольниках патриотизм с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям, а также бережное отношение к природе родного края.
Музейный предмет – прежде всего подлинник, обладающий большой научной, мемориальной, исторической и художественной значимостью, его можно в определенных условиях музейно-педагогической деятельности «брать в руки», «рассматривать», манипулировать им.
Особо важен факт, что музейные памятники не только информируют нас о прошлом, они событийны, позволяют зрителю через восприятие художественных образов реконструировать и пережить ту или иную эпоху.
В детском саду можно применить самые разнообразные темы по созданию мини – музеев : в одной группе, это - мини-музей матрешки, в другой, это - мини-музей кошек. В третьей группе - мини-музей сказки, или новогодней игрушки. Создание таких экспозиций позволяет ходить друг к другу, приглашать к себе и проводить экскурсии, где экскурсоводами становятся сами дети.
При этом закрепляются как ранее полученные знания (речь, память и т. д., так и познается много нового и интересного.)
Работа идет намного успешней, если она интересна не только педагогам, но и родителям. Для повышения интереса проводятся консультации, практикумы, семинары. Привлечение родителей в пополнении экспонатов мини-музеев, а также активное участие в выставках.
В результате использования мини-музеев в работе ДОУ дети приобщаются к культуре, приобретут интерес к настоящему музею, воспитывается у детей способность самостоятельно изучать окружающий мир.
Возникающий интерес у детей к посещению музея оказывает влияние на расширение их общего кругозора, желание узнать о других, существующих музеях.
Знакомство детей с землей наших предков, с природой помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности ребенка. Музей приобщает маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей, экологической культуре и этике, способствует развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности.