ольга крылова
Проект «Приобщение детей второй младшей группы к истокам русской народной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
«Чему Ваня не научился, того Иван не выучит»
(народная мудрость)
Проект воспитательно-образовательной работы
во второй младшей группе по теме
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Тип проекта:
По доминирующей деятельности: познавательный, творческий.
По времени проведения: краткосрочный (4 недели).
Участники проекта: дети второй младшей группы, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.
Публикация «Проект „Приобщение детей второй младшей группы к истокам русской народной культуры“» размещена в разделах
Актуальность проекта. Актуальность духовно-нравственного воспитания детей в современной России отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В методологическую основу разработки стандарта была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Деформация нравственных идеалов, кризис системы ценностей в современном обществе, стихийно складывающееся понимание свободы как вседозволенности, а разумного контроля как цензуры, некритичное заимствование зарубежного опыта и ценностей, не соответствующих менталитету российского народа и, как следствие, возникновение в обществе феномена бездуховности — все это факторы, усиливающие актуальность проблемы. В этих условиях «…образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, укреплении социальной солидарности, повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны». Другим основанием особого внимания к проблеме являются благоприятные возможности. Все исследователи занимавшиеся проблемами воспитания, развития детей дошкольного возраста (Л. С. Выготский, Р. И. Жуковская, А. В. Запорожец и др.) отмечали, что дошкольный возраст – самоценный период развития детской личности и формирования нормативного поведения. Крылатая фраза "Все начинается с детства" – как нельзя больше сочетается с данным вопросом.
Проблема В настоящее время традиции русского народа стираются. Понимая это, нельзя быть равнодушным к истокам национальной культуры. Именно сейчас возникает необходимость знакомить детей с лучшими традициями нашего народа. Ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малышей. Прекрасно, если они могут обогатить среду, в которой растет ребенок.
Цель Развитие у детей понимания культурного наследия и воспитание бережного отношения к нему.
Задачи:
*познакомить детей с русским народным творчеством, русским народным бытом и костюмом, русской народной игрушкой, музыкальными инструментами, народными играми, танцами;
*воспитывать интерес и любовь к родной культуре и народному творчеству, вызвать желание активно использовать его в повседневной жизни;
*воспитывать патриотические чувства гордости за свою страну – Россию через малые фольклорные формы, художественную литературу;
*развивать познавательную активность, любознательность, эстетические способности и духовный потенциал.
Продукт проекта: мини-музей «Мы большой России маленькая часть», презентация проекта на педагогическом совете, консультации родителям, творческие работы детей.
Формы реализации проекта: чтение русских народных сказок, разучивание потешек, народные игры, прослушивание народных напевов и наигрышей, колыбельных, игра на шумовых народных инструментах.
Прогнозируемый результат: дети называют любимые сказки, рассматривают иллюстрации к ним, драматизируют отрывки из сказок, рассказывают потешки, загадывают загадки, исполняют хороводы, народные танцы, играют в народные подвижные игры, называют предметы народного быта.
Работа с родителями: подбор методических рекомендаций для родительского уголка по использованию фольклора и народных игр в домашних условиях, привлечение родителей к изготовлению разных видов театра, участие родителей в пополнении экспонатов музея по русскому народному творчеству.
I этап. Подготовительный
1. Подбор литературы по фольклору: сказок, потешек, колыбельных песен, загадок, считалок. Пальчиковых игр, прибауток в соответствии с возрастом детей.
2. Изучение программно-методического обеспечения.
3. Обмен опытом работы с воспитателями по расширению знаний в использовании фольклора.
4. Организация предметно-развивающей среды в группе: оформление альбома «Русское народное творчество»; сбор экспонатов для мини- музея «Мы большой России маленькая часть»; пополнение музыкального уголка русскими народными инструментами, уголка книги – русскими народными сказками.
II этап. Основной этап реализации проекта
1 неделя
Познавательное развитие «Знакомство с русской народной игрушкой матрешкой»
Речевое развитие Разучивание потешки «Солнышко-ведрышко»
Рисование «Красивый полосатый коврик»
Дидактические игры «Чудо – мешочек», «Волшебный сундучок»
Консультация «Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников»
2 неделя
Познавательное развитие «Овощи»
Заучивание потешки «Овощи»
Драматизация сказки «Репка»
Музыкально-ритмические движения: «Танец с ложками»
Папка - раскладушка «Роль сказки в воспитании детей»
3 неделя
Познавательное развитие «Знакомство с русским бытом – самовар, коромысло, угольный утюг».
ФЭМП «Маша в гости к нам пришла»
Подвижные игры «Наноси воды», «Кот и мыши», Гуси лебеди»
Шнуровка «Лисичка-сестричка»
Памятки для родителей «Роль родителей в возрождении русских традиций»
4 неделя
Познавательное развитие «В гости к бабушке»
Речевое развитие «Устное народное творчество»
Слушание «Во саду ли, в огороде», «Ой, блины, блины»
Хороводные игры «Каравай», «По малинку в сад пойдем»
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
III этап. Заключительный этап
1. Подведение итогов проекта
- Выставка детских работ «Мы мастера своего дела»
- Папка «Роль сказки в воспитании детей»
- Консультации для родителей ««Приобщение у истории, традициям и культуре России», «Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников»
- Презентация проекта на педагогическом совете
2. Анализ результатов работы по реализации проекта «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Результаты реализации проекта у детей
Использование различных форм работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой позволило повысить познавательную активность детей, любознательность. Дети стали различать и называть предметы народного быта и костюма, героев русских народных сказок, музыкальные инструменты, проговаривать потешки и песенки, отгадывать загадки. У детей появился интерес к родной культуре и к народному творчеству, желание активно использовать его в повседневной жизни, расширился и активизировался словарный запас.
У родителей появился интерес у проектной деятельности, они с удовольствием принимали участие в оформлении музея и презентации его экспонатов (пряничная доска, коромысло, угольный утюг, веретено, прялка).