ИРИНА КУЗНЕЦОВА
Принципы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях современного детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Слово «здоровье» является одним из самых частых, которое использует человек. Даже приветствие при встречах и расставаниях мы связываем с этим словом: «здравствуйте», «будьте здоровы» и другие. Но что же такое «здоровье»? По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и социального благополучия. Задача детского сада – научить каждого ребенка бережно относиться к своему здоровью.
Публикация «Принципы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях современного детского сада» размещена в разделах
Давно известно, что здоровье человека на 10 -20 % зависит от наследственности, 10-2-% от состояния окружающей среды,8-12% от уровня здравоохранения и 50-70% от образа жизни. Что же такое здоровый образ жизни? Это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия.
Поэтому именно в период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать потребность в здоровом образе жизни.
Мы знаем, что дошкольный период – чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладываются основа черт характера и моральных качеств личности. На этой стадии развития у ребенка формируются самые глубокие и важные человеческие чувства, хотя и в очень наивной и примитивной форме : чувство долга, собственного достоинства, самостоятельности, независимости, понимание прекрасного и безобразного и другие.
В дошкольном возрасте, по мнению А. С. Макаренко, закладываются основы корни воспитания.
В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер. Разнообразные медицинские, социологически,демографические и другие данные свидетельствуют о том, что 14 % детей России можно считать практически здоровыми, 50% имеет те или иные отклонения в состоянии здоровья, 35 % хронически больны. (Данные материалы Всероссийского совещания «Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в дошкольных образовательных учреждениях»). Остро эта задача стоит в дошкольных учреждениях. По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам жизни ребенка. Термин «критический возраст» введен учеными для характеристики тех фаз жизни ребенка, когда он особенно чувствителен к повреждающим влияниям, что приводит к формированию отклонений здоровья, формирования аллергических реакций и хронических соматических заболеваний.
Настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека.
Дошкольное детство – очень короткий период в жизни человека. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни. И это вполне объяснимо – только здоровый ребенок может развиваться гармонично.
В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить : забота о здоровье ребенка – это важнейший труд воспитателя».
Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.
Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства.
Очень важными на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.
Здоровье и развитие ребенка напрямую зависит от того, в каких условиях он живет, как организован процесс его воспитания, какие люди его окружают.
Мы строим свою систему работы, исходя из особенностей психического развития детей, так как именно в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы здорового образа жизни. Это благодаря тому, что именно в этот период накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, закладывается фундамент правильного отношения к своему здоровью.
Выстраивая систему по формированию основ здорового образа жизни, необходимо опираться на существующие принципы.
Принцип научности предлагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.
Принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности процесса оздоровления и предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников ДОУ.
Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
Принцип комплексности и интегративности-решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса всех видов деятельности.
Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья.
Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применить свои знания по сохранению здоровья в повседневной жизни.
Принцип повторения умений и навыков – один из самых важных,так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
Принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания предполагается то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Мы опираясь на и индивидуальные особенности ребенка, планируем его развитие, намечаем пути совершенствования умений навыков, построения двигательного режима.
Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.
Принцип успешности заключается в том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задания, которые он успел успешно выполнить.
Принцип целостно-смыслового равенства взрослого и ребенка подразумевает, что в нашей группе создаются условия для наиболее полного раскрытия личности каждого ребенка, а мы стараемся максимально развить способности детей.
Принцип индивидуального выбора решает задачу формирования у ребенка делать сознательный и правильный для себя выбор.
Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.
Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Мы считаем,что проблема формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста – это целенаправленная деятельность, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.
Забота о здоровье ребенка начинается с благоприятного психического климата в коллективе, который бережно поддерживается и охраняется всеми сотрудниками без исключения. Каждый взрослый, начиная от руководителя, проявляет доброжелательное отношение, внимание и заботу ко всем детям, к их настроению, эмоциональному самочувствию, личностному благополучию, успешности и комфортности.
Список литературы, используемой при создании статьи:
Голицина Н. С., Шумова И. М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей».
автор – составитель Феоктистова В. Ф. «Образовательные здоровье сберегающие технологии».
Программа «Здоровый малыш» НИИ гигиены и охраны здоровья подростков ГУНЦЗД РАМН «Азбука здоровья».
Чупаха И. В., Пужаева Е. З. «Здоровье сберегающие технологии в образовательном процессе».
авторы составители: Антонов Ю. Е., Кузнецова М. Н. «Здоровый дошкольник. Социально – оздоровительная технология ХХI века».