МААМ-картинки

Принципы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях современного детского сада

ИРИНА КУЗНЕЦОВА
Принципы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях современного детского сада
▼ Скачать + Заказать документы

Слово «здоровье» является одним из самых частых, которое использует человек. Даже приветствие при встречах и расставаниях мы связываем с этим словом: «здравствуйте», «будьте здоровы» и другие. Но что же такое «здоровье»? По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и социального благополучия. Задача детского сада – научить каждого ребенка бережно относиться к своему здоровью.

Публикация «Принципы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях современного детского сада» размещена в разделах

Давно известно, что здоровье человека на 10 -20 % зависит от наследственности, 10-2-% от состояния окружающей среды,8-12% от уровня здравоохранения и 50-70% от образа жизни. Что же такое здоровый образ жизни? Это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия.

Поэтому именно в период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать потребность в здоровом образе жизни.

Мы знаем, что дошкольный период – чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладываются основа черт характера и моральных качеств личности. На этой стадии развития у ребенка формируются самые глубокие и важные человеческие чувства, хотя и в очень наивной и примитивной форме : чувство долга, собственного достоинства, самостоятельности, независимости, понимание прекрасного и безобразного и другие.

В дошкольном возрасте, по мнению А. С. Макаренко, закладываются основы корни воспитания.

В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер. Разнообразные медицинские, социологически,демографические и другие данные свидетельствуют о том, что 14 % детей России можно считать практически здоровыми, 50% имеет те или иные отклонения в состоянии здоровья, 35 % хронически больны. (Данные материалы Всероссийского совещания «Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в дошкольных образовательных учреждениях»). Остро эта задача стоит в дошкольных учреждениях. По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам жизни ребенка. Термин «критический возраст» введен учеными для характеристики тех фаз жизни ребенка, когда он особенно чувствителен к повреждающим влияниям, что приводит к формированию отклонений здоровья, формирования аллергических реакций и хронических соматических заболеваний.

Настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека.

Дошкольное детство – очень короткий период в жизни человека. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни. И это вполне объяснимо – только здоровый ребенок может развиваться гармонично.

В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить : забота о здоровье ребенка – это важнейший труд воспитателя».

Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.

Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства.

Очень важными на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.

Здоровье и развитие ребенка напрямую зависит от того, в каких условиях он живет, как организован процесс его воспитания, какие люди его окружают.

Мы строим свою систему работы, исходя из особенностей психического развития детей, так как именно в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы здорового образа жизни. Это благодаря тому, что именно в этот период накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, закладывается фундамент правильного отношения к своему здоровью.

Выстраивая систему по формированию основ здорового образа жизни, необходимо опираться на существующие принципы.

Принцип научности предлагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.

Принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности процесса оздоровления и предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников ДОУ.

Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.

Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.

Принцип комплексности и интегративности-решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса всех видов деятельности.

Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья.

Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применить свои знания по сохранению здоровья в повседневной жизни.

Принцип повторения умений и навыков – один из самых важных,так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

Принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания предполагается то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Мы опираясь на и индивидуальные особенности ребенка, планируем его развитие, намечаем пути совершенствования умений навыков, построения двигательного режима.

Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.

Принцип успешности заключается в том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задания, которые он успел успешно выполнить.

Принцип целостно-смыслового равенства взрослого и ребенка подразумевает, что в нашей группе создаются условия для наиболее полного раскрытия личности каждого ребенка, а мы стараемся максимально развить способности детей.

Принцип индивидуального выбора решает задачу формирования у ребенка делать сознательный и правильный для себя выбор.

Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.

Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Мы считаем,что проблема формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста – это целенаправленная деятельность, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.

Забота о здоровье ребенка начинается с благоприятного психического климата в коллективе, который бережно поддерживается и охраняется всеми сотрудниками без исключения. Каждый взрослый, начиная от руководителя, проявляет доброжелательное отношение, внимание и заботу ко всем детям, к их настроению, эмоциональному самочувствию, личностному благополучию, успешности и комфортности.

Список литературы, используемой при создании статьи:

Голицина Н. С., Шумова И. М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей».

автор – составитель Феоктистова В. Ф. «Образовательные здоровье сберегающие технологии».

Программа «Здоровый малыш» НИИ гигиены и охраны здоровья подростков ГУНЦЗД РАМН «Азбука здоровья».

Чупаха И. В., Пужаева Е. З. «Здоровье сберегающие технологии в образовательном процессе».

авторы составители: Антонов Ю. Е., Кузнецова М. Н. «Здоровый дошкольник. Социально – оздоровительная технология ХХI века».

Публикации по теме:

«Здоровье ребенка». Консультация для педагогов Здоровье ребенка Одним из основных критериев благополучия общества является состояние здоровья (физического, психического, социального).

Роль семьи и детского сада в укреплении здоровья детей Здоровье детей определяется уровнем здоровья родителей, общества, состоянием окружающей среды. Выдающийся ученый, философ, врач Авиценна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Принципы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях современного детского сада
Опубликовано: 22 сентября 2014 в 22:10
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Принципы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях современного детского сада» (включая файлы) размещена пользователем ИРИНА КУЗНЕЦОВА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД