Грищенко Ольга Игоревна
Принципы «правильного» наказания детей
▼ Скачать +Заказ
За что нельзя наказывать ребёнка?
Родителям приходится выстраивать своеобразную градацию проступков и дисциплинарных мер. Это помогает понять, за что не следует наказывать детей, а когда введение «санкций» обоснованно и, более того, обязательно.
Наказание допустимо, если ребёнок преднамеренно совершает запрещённый поступок. Степень дисциплинарного воздействия будет зависеть от тяжести совершённого «злодеяния». Например, кража денег, избиение брата или сестры, своевольный уход из дома.
Публикация «Принципы „правильного“ наказания детей» размещена в разделах
Перед наказанием всё же следует выявить мотив проступка, чтобы удостовериться, что столь серьёзное деяние было совершено злонамеренно, а не по незнанию, случайно или из благих пожеланий.
Не рекомендуется наказывать ребёнка:
o за стремление к познанию: прыжки в лужах (чтобы проверить их глубину, разборка предметов (пусть даже дорогих) на части, исследование собственных половых органов;
o за особенности возраста и физиологии: неумение ходить в горшок, за гиперактивность, низкий уровень внимания, слабая память, проблемы с засыпанием;
o за поведение, обусловленное болезнью: неврозами, психиатрическими заболеваниями;
o за естественные эмоции: бунт трёхлеток, зависть к чужим вещам, ревностные проявления к брату или сестрёнке;
o за неосторожные поступки: испачкался на улице, разлил молоко на кухне.
Рассмотрим распространённую ситуацию: ребёнок разбил чайник из дорогого сервиза. Однако при изучении этого случая выяснилось, что малыш собирался заварить чай и налить кружечку этого напитка любимой маме. Оправдано ли наказание в подобной ситуации?
Нет, ведь поступок изначально был положительным, а ребёнок исходил из самых добрых побуждений. Наоборот, малышу необходимо посочувствовать, поддержать и помочь, подсказав, как избежать подобных промашек в дальнейшем.
Ещё одна задача наказания – помочь детям разобраться в своих чувствах и в совершённом поступке, а также избежать повтора подобных ошибок в будущем.
Чтобы «возмездие» оказало положительный эффект, нужно, вне зависимости от возраста ребёнка, соблюдать некоторые правила:
1. Соблюдайте последовательность. Наказание должно следовать за одни и те же поступки. Также не следует игнорировать детское непослушание, даже если вам некогда или вы не знаете, как вести себя в этом случае.
2. Учитывайте тяжесть проступка. Небольшое баловство или впервые совершённый проступок должны заслуживать только предупреждения. За плохое поведение (злостное или умышленное) должна последовать серьёзная реакция.
3. Ограничивайте длительность наказания. Всегда сообщайте продолжительность дисциплинарной меры, иначе ребёнок вскоре потеряет взаимосвязь между нарушением и ограничением, которое длится целый месяц.
4. Действуйте спокойно. Прежде всего необходимо успокоиться, а уже затем подходить к выбору наказания. В ином случае возможно применение неадекватных мер.
5. Согласуйте решение с супругом. Для исключения манипуляций нужно согласовывать все правила, ограничения и наказания с мужем или женой.
6. Демонстрируйте позитивный пример. Чтобы ребёнок вёл себя правильно, нужно показывать образцы желаемого поведения. Вежливость, честность приветствуются.
7. Учитывайте особенности ребёнка. Например, меланхолика нужно наказывать менее строго (или по-другому, чем сангвиника. Также следует учитывать и возраст нарушителя.
8. Наказывайте ребёнка наедине. Это хвалить нужно прилюдно, а вот наказание должно касаться только вас и ребёнка. Подобная уединённость нужна, чтобы не травмировать детскую самооценку.
9. Разработайте ритуал примирения. Полезно будет выработать особый обряд, который ознаменует окончание наказания. К примеру, можно читать стихотворение, сплетать мизинцы. Последний вариант, кстати, даже полезен для здоровья.
Ещё одна важная и актуальная информация, которая объясняет то, почему нельзя кричать на ребёнка. Это нужно знать всем родителям!
Когда мы чувствуем гнев или разочарование, важно помнить, что эти эмоции направлены не на самого ребенка, а на его конкретное поведение.
Именно это нужно ясно объяснить ребенку: вы не недовольны им как личностью, а только тем, что он сделал или сказал. Иногда, в ярости, мы склонны оценивать его личность в целом ("ты всегда такой").
Однако, важно, чтобы ребенок понимал, что нас беспокоит не он сам, а именно его поступок ("мне не нравится, когда ты делаешь так", "я злюсь, когда ты дергаешь меня за волосы" и т. д.). Важно создать такую обстановку, где ребенок будет чувствовать, что его личность принимается и уважается, несмотря на его ошибки или неправильное
поведение. Вместо того, чтобы наказывать его или унижать, мы можем помочь ему понять, что его действия имеют последствия и могут повлиять на других людей.
Важно научить ребенка отличать свое "я" от своих поступков, чтобы он не воспринимал критику как атаку на свою личность. Когда мы говорим с ребенком о его поведении, важно использовать "я сообщения" вместо обвинений. Например, вместо
того, чтобы сказать "ты всегда такой неряха", можно сказать "я расстроен, когда ты не убираешь свои вещи". Такой подход поможет ребенку осознать, как его действия
влияют на других, и поощрит его к изменениям. Кроме того, важно учить ребенка выражать свои эмоции и чувства без агрессии. Мы можем научить его альтернативным способам выражения гнева или разочарования, например, через слова, рисование или физическую активность. Это поможет ему научиться управлять своими эмоциями
и решать конфликты конструктивным образом. Таким образом, важно помнить, что когда мы испытываем негативные эмоции по отношению к ребенку, мы не должны направлять их на него как личность, а сосредоточиться на его конкретном поведении.
Создание открытого и доверительного общения поможет ребенку понять, что мы любим его независимо от его ошибок и что мы готовы помочь ему стать лучше.
Конструктивные методы наказания ребёнка
Итак, основные правила применения дисциплинарных мер воздействия известны. Теперь осталось разобраться, как правильно наказывать ребенка и какие лояльные методы наказания можно включить в свой родительский арсенал.
1. Лишение привилегий. Этот метод особенно подходит для подростка. В качестве наказания можно использовать ограничение доступа к компьютеру или телевизору.
2. Исправление совершённого. Если ребёнок намеренно разрисовал столешницу фломастером, вручите ему тряпку и моющее средство – пусть исправляет свой проступок.
3. Тайм-аут. Маленького «хулигана» отсаживают в отдельное помещение на несколько минут (одна минутка на каждый год). В комнате не должно быть игрушек, ноутбука, мультиков.
4. Извинение. Если ваше чадо кого-либо обидело, нужно заставить его извиниться и по возможности исправить ситуацию. Например, нарисовать рисунок вместо разорванной картинки.
5. Игнорирование. Подойдёт больше для маленьких детей, однако слишком часто применять этот метод нельзя. Откажитесь от общения с вредничающим ребёнком, выйдите из комнаты.
6. Получение негативного опыта. В некоторых ситуациях нужно разрешить ребёнку сделать то, чего он хочет. Естественно, нужно следить, чтобы ребёнок не навредил себе.
7. Ограничение общения с ровесниками. В случае серьёзного проступка стоит на короткий срок ввести «комендантский час», ограничив общение ребёнка с приятелями.
8. Наделение обязанностями. В ответ на проступок родители назначают ему «общественные работы». Это может быть внеочередное мытьё посуды, уборка в гостиной и т. д.
Не стоит забывать и об ещё одном эффективном методе – порицание и осуждение. С учётом возраста и тяжести проступка родители рассказывают о том, почему детское поведение неправильно и какие неприятные чувства оно вызвало.
Как наказать ребенка за непослушание или серьёзный проступок, должен решать самостоятельно каждый родитель. Самое важное в такой ситуации – выбрать максимально конструктивный метод, который поможет изменить детское поведение.
Однако перегибать с дисциплинарными мерами не следует Лучше всего объяснять ребёнку без криков и наказаний, почему его поведение неправильно и как нужно вести себя в той или иной ситуации. Родительский совет, произнесённый с уважением, обязательно будет услышан детьми.